Слайд 1
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ
учитель информатики :Коновалова Ю.А.
Слайд 2Актуальность
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого
профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице президента В. В. Путина указало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование. В Федеральном законе «Об образовании», чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как и инициативность, способность творчески мыслить и нах нестандартные решения.
Слайд 3
сбережение и укрепление здоровья учащихся;
формирование у них ценности здоровья, здорового образа
жизни;
выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Приоритетные задачи
реформы системы образования :
Слайд 4Противоречие
Таким образом, выявляется явное противоречие: с одной стороны информационному обществу нужен
человек, способный приносить ему пользу и отвечать требованиям овладения и использования информации; с другой стороны, систематическое и стихийное применение ИКТ в системе образования резко ухудшает состояния здоровья обучающихся.
Слайд 5Профессиональная проблема
реализация здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ
Слайд 614% детей практически здоровы;
50% имеют функциональные отклонения;
35-40% хронические заболевания;
в 3
раза - патология пищеварения и мочеполовой системы;
в 5 раз - нарушение осанки;
в 4 раза - нервно-психических расстройств;
за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей;
ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям;
к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов;
более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении;
абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.
В последнее время становится очевидным ухудшение здоровья учащихся
Слайд 7Вредные факторы, которые оказывает компьютер на детей
Сидячее положение. Казалось бы, за
компьютером ребенок сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной
Электромагнитное излучение. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью.
Воздействие на зрение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Перегрузка суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.
Стресс при потере информации. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку
Слайд 8Вредные факторы, которые оказывает компьютер на детей
Пыль и грязь: аллергия и
кишечные инфекции. Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи
Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает, в компьютере, в интернете.
Поэтому проблеме здоровьесбережения в школе в последнее время уделяется много внимания. Изучению методики и технологии здоровьесбережения посвящены многие научные труды, в частности В.Ф.Базарного[4], а, также, «Здоровьесберегающие технологии в школе» - Костенко Л.В[2]., «Резервы здоровья наших детей» - Н.П.Никитин, дыхательная гимнастика Стрельниковой
Слайд 9Вредные факторы, которые оказывает компьютер на детей
Сидячее положение. Казалось бы,
за компьютером ребенок сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной
Электромагнитное излучение. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью.
Воздействие на зрение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Перегрузка суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.
Стресс при потере информации. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку
Слайд 10Новый образовательный результат
Я, как учитель информатики и
ИКТ, на своих уроках могу внести посильный вклад в формирование ценности здорового и безопасного образа жизни у учащихся, посредством систематического использования образовательных технологий.
Свои уроки я конструирую, исходя из методики Костенко Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Слайд 11Методы здоровьесбережения на моих уроках
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья
учащихся и эффективной работы на уроке я обязательно провожу динамические паузы после объяснения нового материала.
Зарядка для глаз обязательно имеет место после окончания работы за компьютером. Для этого я использую на уроках методику, разработанную американским врачом У.Г.Бэйтсом
На занятиях компьютерного практикума уделяю внимание выработке навыков соблюдения правил и норм работы за компьютером (соблюдения правил техники безопасности, посадки за компьютером)
В своей работе я использую такие формы взаимодействия с учащимися, которые позволяют школьникам приобретать социальные знания, получать опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получать опыт самостоятельного общественного жжжж действия. Для этого учащиеся выполняют творческие работы по теме «Здоровье
Слайд 12Результаты применения здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ(%).
Моя задача
состоит в сохранении здоровья на прежнем уровне
·
Слайд 13Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:
Гигиенические требования к работе
учащихся за компьютером. Согласно действующим нормам учащиеся 7 классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут. Норма непрерывной работы за компьютером для учащихся 8-9 классов - 25 минут, 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением компьютера в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов, диапозитивов и кодопозитивов и т.п.
Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
Уровень подготовки класса.
Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
Слайд 14Изменения, которые необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить проблему
а)
Содержание.
б) Средства обучения и воспитания
в) Средства контроля
Слайд 15Изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
а) необходим специалист
здравоохранения для того, чтобы более доступно и наглядно рассказывать ребятам о проблемах здоровья, возникших пренебреганием правил работы за компьютером
б) электронное сопровождение курса;
в) в ГБОУ ООШ с. Муханово есть кабинет, оснащенный необходимым материально-техническим обеспечение, но контекстная фильтрация не всегда позволяет посещать ученикам образовательные сайты
г) Хочется, чтобы в учебном заведении появилась нормативно электронная база с регулярными обновлениями и в свободном доступе
д) нехватка оснащенности в электронных учебниках, интерактивных тестах.
е) е) увеличение часов, 40 минут это очень мало на освоение новой темы на уроках информатики, соблюдая все нормы СанПина