Презентация, доклад по теме системы счисления

Содержание

Миром правят числа, все в мире есть ЧИСЛО» Пифагор

Слайд 1Системы счисления
7 класс


МБОУ ДСОШ №3
Учитель Галушко Т.Н.

Системы счисления7 классМБОУ ДСОШ №3 Учитель Галушко Т.Н.

Слайд 2Миром правят числа, все в мире есть ЧИСЛО»
Пифагор

Миром правят числа,  все в мире есть ЧИСЛО» Пифагор

Слайд 3Может ли такое быть?
Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый

класс ходила, В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
А.Н. Стариков

Может ли такое быть?Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по

Слайд 4Система счисления - это знаковая система, в которой приняты определённые правила

записи чисел.
Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа.
Алфавит системы счисления - совокупность цифр.

Общие сведения

Древнеславянская система счисления

Вавилонская система счисления

Египетская система счисления

Система счисления - это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Цифры - знаки, при

Слайд 5Узловые числа обозначаются цифрами.
Узловые и алгоритмические числа
Алгоритмические числа получаются в результате

каких-либо операций из узловых чисел.

× 100 +

× 10 +

=

Узловые числа обозначаются цифрами.Узловые и алгоритмические числаАлгоритмические числа получаются в результате каких-либо операций из узловых чисел.× 100

Слайд 6Простейшая и самая древняя система - унарная система счисления. В ней

для записи любых чисел используется всего один символ - палочка, узелок, зарубка, камушек.

Унарная система счисления

Узелковое письмо «кипу»

Зарубки

Примеры узлов «кипу»

Узелки, дощечки

Камушки

Простейшая и самая древняя система - унарная система счисления. В ней для записи любых чисел используется всего

Слайд 7Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по

определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами

Позиционные
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её позиции в числе.
Десятичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная

Непозиционные
В непозиционных системах счисления количественное значение цифры не зависит от её позиции в числе.
Римская

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого

Слайд 8Римская система счисления
40
=
X
L
1935
M
C
M
X
X
X
28
X
X
V
I
I
I
V
Непозиционная система счисления
Система счисления называется непозиционной, если количественный эквивалент

(количественное значение) цифры в числе не зависит от её положения в записи числа.

Здесь алгоритмические числа получаются путём сложения и вычитания узловых чисел с учётом следующего правила:
каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к его значению, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него.

Римская система счисления40=XL1935MCMXXX28XXVIIIVНепозиционная система счисленияСистема счисления называется непозиционной, если количественный эквивалент (количественное значение) цифры в числе не

Слайд 9Римская система счисления
I – 1
V – 5
X – 10
L – 50
C

– 100
D - 500
M - 1000

ПРИМЕРЫ:
XCIX =
CDLXXXIV =
DCCXLVIII =
CMIX =
MCMLXIX =

Числа записываются в виде букв латинского алфавита:

99

484

748

909

1969

Римская система счисленияI – 1V – 5X – 10L – 50C – 100D - 500M - 1000ПРИМЕРЫ:XCIX

Слайд 10Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры в числе зависит

от её положения в записи числа.
Основание позиционной системы счисления равно количеству цифр, составляющих её алфавит.

Алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Позиционная система счисления

Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры в числе зависит от её положения в записи числа.Основание

Слайд 11Цифры 1234567890 сложились в Индии около 400 г. н. э.
Арабы стали

пользоваться подобной нумерацией около 800 г. н. э.

Примерно в 1200 г. н. э. эту нумерацию начали применять в Европе.

Десятичная система счисления

Цифры 1234567890 сложились в Индии около 400 г. н. э.Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г.

Слайд 12Позиционные системы счисления

Позиционные системы счисления

Слайд 13В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть

представлено в виде:
Aq =±(an–1×qn–1+ an–2 × qn–2+…+ a0 × q0+ a–1×q–1+…+ a–m× q–m)
Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» i-го разряда.
Такая запись числа называется развёрнутой формой записи.

Основная формула

В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:Aq =±(an–1×qn–1+ an–2 ×

Слайд 14Aq =±(an–1 × qn–1+ an–2 × qn–2+…+ a0 × q0+ a–1

× q–1+…+ a–m × q–m)

Примеры записи чисел в развёрнутой форме:

2012=2×103 +0×102 +1×101 +2×100

0,125=1×10-1 +2×10-2 +5×10–3

14351,1=1×104 +4×103 +3×102 +5×101 +1×100 +1×10–1

Развёрнутая форма

Aq =±(an–1 × qn–1+ an–2 × qn–2+…+ a0 × q0+ a–1 × q–1+…+ a–m × q–m) Примеры

Слайд 15Десятичная
5555
разряды
единицы
десятки
сотни
тысячи
Свёрнутая форма записи числа
Развёрнутая форма записи числа
555510 = 5·103 +

5·102 + 5·101 +5·100

Для записи десятичных дробей

5555,5510 = 5·103 + 5·102 + 5·101 +5·100 +5·10-1 +5·10-2

Умножение или деление десятичного числа на 10(величину основания) перемещает запятую на один разряд вправо или влево.

1000 = 103
100 = 102
10 = 101
1 = 100

Десятичная 5555	разрядыединицыдесяткисотнитысячиСвёрнутая форма записи числаРазвёрнутая форма записи числа555510 = 5·103 + 5·102 + 5·101 +5·100Для записи десятичных

Слайд 16Двоичная система счисления
101,012 =1·22 + 0·21 +1·20+0·2-1+1·2-2
2 1 0

-1 -2

Развёрнутая форма записи числа:

Умножение или деление двоичного числа на 2 (величину основания) приводит к перемещению запятой, отделяющей целую часть от дробной на один разряд соответственно вправо или влево.

Двоичная система счисления101,012 =1·22 + 0·21 +1·20+0·2-1+1·2-2 2 1 0  -1 -2Развёрнутая форма записи числа:Умножение или

Слайд 17Перевод чисел
10 2

через деление на 2 с остатком

2 10 через степень основания (2)

Перевод чисел10         2 через деление на 2 с остатком2

Слайд 18Примеры перевода в двоичную систему счисления:
2310 =

23 11(1)
11 5(1)
5 2(1)
2 1(0)
112 10

=

112 56(0)
56 28(0)
28 14(0)
14 7(0)
7 3(1)
3 1(1)

101112

11100002

Примеры перевода в двоичную систему счисления:2310 =23	11(1)11	 5(1)5		2(1)2 		1(0) 112 10 = 112 	56(0)56 		28(0)28 		14(0)14

Слайд 19Перевод целых чисел
из десятичной системы в двоичную
26510=
265
: 2
1
132
: 2
66
0
:

2

33

0

: 2

16

1

: 2

8

0

: 2

4

0

: 2

2

0

: 2

1

0

: 2

0

1


1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

1

12

Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную26510= 265: 21132: 2660: 2330: 2161: 280: 240: 220: 210:

Слайд 2036310 = 1011010112
31410 = 1001110102
Компактное оформление

36310 = 101101011231410 = 1001110102Компактное оформление

Слайд 21Перевод целых чисел
из десятичной системы в двоичную
26510
= 256 +

8 + 1

26510= 1000010012

1

1

1

1

1

1

26510= 1*28 + 1*23 + 1*20

0

0

0

0

0

0

Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную26510= 256 +  8  + 126510= 100001001211111126510= 1*28

Слайд 221854310
1854310= 1*104 + 8*103 + 5*102+4*101+3*100
4 3 2

1 0

=1*10000+8*1000+5*100+4*10 + 3*1

Перевод целых чисел
из двоичной системы в десятичную






1854310 1854310= 1*104  + 8*103 + 5*102+4*101+3*100 4 3 2 1 0 =1*10000+8*1000+5*100+4*10 + 3*1Перевод целых

Слайд 23Обратный перевод (через степень)

10101102 = 1*26 + 0*25

+ 1*24 +

0*23 + 1*22 +

1*21 +0*20 = 64 + 16 + 4

+ 2 =8610


Степени
двойки:
20 = 1
21 = 2
22 = 4
23 = 8
24 = 16
25 = 32
26 = 64
27 = 128
28 = 256
29 = 512
210 = 1024

6 5 4 3 2 1 0

Обратный перевод  (через степень)10101102 = 1*26 + 0*25 + 1*24 + 0*23 + 1*22 + 1*21

Слайд 24Перевод целых чисел
из двоичной системы в десятичную
101112
101112 = 1*16 +

0*8 + 1*4 + 1*2 + 1*1 = 2310

4

3

2

1

0

= 1*24



+ 0*23



+ 1*22



+ 1*21



+ 1*20



101112

= 2310

Перевод целых чисел из двоичной системы в десятичную101112101112 = 1*16 + 0*8 + 1*4 + 1*2 +

Слайд 25Перевод целых чисел
из двоичной системы в десятичную
101112
101112 = 1*16 +

0*8 + 1*4 + 1*2 + 1*1 = 2310

4

3

2

1

0

Над каждой цифрой числа справа налево записать по порядку степени двойки, начиная с нулевой.
Записать число в развернутой форме, т.е. представить в виде суммы произведений степеней двойки на соответствующие цифры числа.
Вычислить значение полученного выражения.
Записать десятичное число.

= 1*24

+ 0*23

+ 1*22

+ 1*21

+ 1*20

101112 = 2310

Перевод целых чисел из двоичной системы в десятичную101112101112 = 1*16 + 0*8 + 1*4 + 1*2 +

Слайд 26Дома:
записи в тетради
Решение примеров:
Перевести в двоичную систему счисления:
3410 , 1710 ,

9910 , 12410

Дома:записи в тетрадиРешение примеров:Перевести в двоичную систему счисления:3410 , 1710 , 9910 , 12410

Слайд 27Вычислите десятичные эквиваленты
двоичных чисел (РТ № 9, с 5)

Вычислите десятичные эквиваленты двоичных чисел (РТ № 9, с 5)

Слайд 28Переведите числа из десятичной системы в двоичную (РТ № 20, с

11)

7410=

12110=

202010=

Переведите числа из десятичной системы в двоичную (РТ № 20, с 11)7410=12110=202010=

Слайд 29an–1an–2…a1a0 = an–1×8n–1+an–2×8n–2+…+a0×80
Пример: 10638 =1×83 +0×82+6×81+3×80=56310.
Для перевода целого восьмеричного числа в

десятичную систему счисления следует перейти к его развёрнутой записи и вычислить значение получившегося выражения.

Восьмеричная система счисления

Для перевода целого десятичного числа в восьмеричную систему счисления следует последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на 8 до тех пор, пока не получим частное, равное нулю.

Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

an–1an–2…a1a0 = an–1×8n–1+an–2×8n–2+…+a0×80Пример: 10638 =1×83 +0×82+6×81+3×80=56310.Для перевода целого восьмеричного числа в десятичную систему счисления следует перейти к

Слайд 30Основание: q = 16.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6,

7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.

Шестнадцатеричная система счисления

Переведём десятичное число 154 в шестнадцатеричную систему счисления:

15410 = 9А16

154

16

9

-144

10

(А)

9

16

0

3АF16 =3×162+10×161+15×160 =768+160+15=94310.

Основание: q = 16.Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C,

Слайд 311) последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на

основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное, равное нулю;
2) полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
3) составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего полученного остатка.

Цифровые весы

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1) последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех

Слайд 32Таблица соответствия 10-х, 2-х, 8-х и 16-х чисел от 1 до

16
Таблица соответствия 10-х, 2-х, 8-х и 16-х чисел от 1 до 16

Слайд 33Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила

записи чисел.
Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры в числе зависит от её положения в записи числа.
В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:
Aq =±(an–1×qn–1 + an–2×qn–2 +…+ a0×q0 + a–1×q–1 +…+ a–m×q–m)
Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» i-го разряда.

Самое главное

Система счисления — это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Система счисления называется позиционной,

Слайд 34Вопросы и задания
Чем различаются унарные, позиционные и непозиционные системы счисления?
Цифры

каких систем счисления приведены на рисунке?

Объясните, почему позиционные системы счисления с основаниями 5, 10, 12 и 20 называют системами счисления анатомического происхождения.

Как от свёрнутой формы записи десятичного числа перейти к его развёрнутой форме?

Запишите в развёрнутом виде числа:
а) 143,51110
б) 1435118
в) 14351116
г) 1435,118

Запишите десятичные эквиваленты следующих чисел:
а) 1728
б) 2ЕА16
в) 1010102
г) 2436

Укажите, какое из чисел 1100112, 1114,358 и1В16 является:
а) наибольшим
б) наименьшим

Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа 123, 222, 111, 241? Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе счисления.

Верны ли следующие равенства?
а) 334 =217
б) 338 =214

Найдите основание х системы счисления, если:
а) 14x=910
б) 2002x=13010

Переведите целые числа из десятичной системы счисления в двоичную:
а) 89
б) 600
в) 2010

Переведите целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
а) 513
б) 600
в) 2010

Переведите целые числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную:
а) 513
б) 600
в) 2010

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же число должно быть записано в системах счисления с основаниями 2, 8, 10 и 16.

Задачник «Системы счисления»

Вопросы и заданияЧем различаются унарные, позиционные и непозиционные системы счисления? Цифры каких систем счисления приведены на рисунке?

Слайд 35Электронные образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – Умножение и деление двоичных чисел
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – История

развития систем счисления
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 - Перевод десятичных чисел в другие системы счисления
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 - Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 - Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – Задачник
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 - Развернутая форма записи числа
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – Тренировочный тест
Электронные образовательные ресурсыhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – Умножение и деление двоичных чиселhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – История развития систем счисленияhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&class=51&subject=19&rub_guid[]=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66 – Перевод недесятичных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть