Слайд 1
Технологии табличных вычислений
10 класс
Слайд 2
Табличный процессор
Табличные вычисления имеют место в повседневной профессиональной
деятельности многих специалистов: бухгалтера, менеджера, экономиста, учёного.
Для организации табличных расчетов применяют прикладные программы, называемые табличными процессорами.
Первый табличный процессор (VisiCalc) появился в 1979 году и был предназначен для персонального компьютера Apple-2.
Слайд 3
Табличный процессор
Табличный процессор реализует табличные вычисления, деловую
графику и некоторые возможности реляционной СУБД. Популярными табличными процессорами являются Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc,QuattroPro.
Слайд 4
Структура ЭТ и типы данных
При организации табличных вычислений
пользователь имеет дело с электронной таблицей (ЭТ).ЭТ посредством строк и столбцов разбита на ячейки.
Строки пронумерованы.
Столбцы обозначены буквами латинского алфавита.
Имя ячейки состоит из названия столбца и номера строки, на пересечении которых она находится.
Имя ячейки также называют ее адресом: A1, AZ12.
Слайд 5
Система имен – RC
Для идентификации (обозначения) ячеек
ЭТ иногда используется другая система имён – RC.
Такое название произошло от английских слов Row (Строка) и Column (Столбец).
Например, адрес ячейки R12C4 в этой системе обозначений будет соответствовать ячейке D12, т.е. после буквы R указывается номер строки, а после буквы С – номер столбца, на пересечении которых располагается ячейка ЭТ.
Для работы в системе обозначений RC надо выполнить команду Сервис – Параметры – вкладка Общие.
Слайд 6
Информация в ячейке ЭТ
Информация заносится пользователем в ячейки
ЭТ.
В каждую ячейку могут быть занесены текст, число или формула.
Тексты используются для оформления таблицы (надписи, заголовки, пояснения).
Слайд 7
Числа в ЭТ
Для записи чисел используются две формы:
обычная и экспоненциальная.
Обычная форма предполагает, что целая часть отделена от дробной разделителем (точкой или запятой): 123.01 25 3,14.
Экспоненциальная форма, как правило, используется для записи очень больших или очень маленьких чисел.
Экспоненциальная форма числа содержит мантиссу, после которой идет буква E и порядок. Числовая константа в экспоненциальной форме трактуется как мантисса, умноженная на 10 в степени, равной порядку, то есть:
mEp=m*10p
Одно и то же число можно представить в разных формах: 5,3E2; 0,53E3; 5300E-1 и т.д. Если порядок числа положительный, то десятичная запятая переносится на p позиций вправо, а если отрицательный - то влево.
Нормализованная экспоненциальная форма - это форма, в которой целая часть числа мантиссы равна 0, а первая цифра после десятичной запятой - не 0. В нормализованной форме представлены числа: 0,53E3; 0,79E; 0,5E-1.
Слайд 8
Задание
Перевести числа в числа с фиксированной точкой: 1,3E-2; 15,64E3; 0,005E4.
Перевести
числа в экспоненциальную нормализованную форму: 17,49; 0,00056; 1567,45; 0,00000025.
Слайд 9
Формулы в ЭТ
Формула определяет действия табличного процессора при реализации вычислений.
Формулы
могут включать в себя:
- числа,
- имена ячеек,
- знаки операций,
- круглые скобки,
- имена функций.
Слайд 10
Приоритеты выполнения операций
Формула определяет действия табличного процессора при
реализации вычислений.
При записи формул необходимо учитывать последовательность выполнения действий.
Если в записи формул отсутствуют скобки (вычисления в скобках выполняются в первую очередь), то операции выполняются в порядке старшинства:
^ – возведение в степень;
* и / – умножение и деление;
+ и - – сложение и вычитание.
Вся формула пишется в одну строку, проставляются все знаки операций.
Слайд 11
Задание
Записать в виде формулы электронной таблицы следующее арифметическое выражение:
Записать в
виде формулы электронной таблицы следующее арифметическое выражение: (3*x+y^3)/(x+5)^2/13
Слайд 12
Пример
Вычислить площадь треугольника по формуле Герона, зная длины его
сторон.
Для решения задачи необходимо подготовить таблицу:
Слайд 13
Механизм перерасчета данных
Исходными данными для решения задачи являются длины
его сторон, значения которых должны быть занесены в ячейки с адресами A3, B3 и С3. Изменяя числовые значения в этих ячейках, можно вычислять площади различных треугольников.
Таким образом, в ЭТ действует механизм перерасчёта при изменении исходных данных для формул.
Слайд 14
Принцип относительной адресации
Можно вычислить площади сразу нескольких треугольников,
задав длины их сторон и скопировав формулы для вычисления полупериметра и площади.
В следующей таблице представлена заготовка для выполнения этой работы:
При копировании формул изменились адреса ячеек, входящих в формулу, относительно своего месторасположения. Это называется принципом относительной адресации.
Слайд 15
Абсолютная адресация
В некоторых случаях необходимо отменить принцип относительной
адресации для того, чтобы при всяком перемещении формулы в другое место адрес ячейки в формуле не менялся. В этом случае используют абсолютный адрес, т.е. неизменный. Абсолютный адрес формируется с помощью знака $: $A$1, $A1, A$1.
При относительной адресации при копировании или перемещении формулы слева направо или справа налево меняется имя столбца, а при копировании или перемещении формулы снизу вверх или сверху вниз - номер строки. При абсолютной адресации никаких изменений в формулах не происходит.
Абсолютная адресация используется, если в различных клетках таблицы необходимо ссылаться на одно и то же значение. Тогда это значение удобно хранить в одной из клеток таблицы как константу, а в остальных клетках ссылаться на адрес этой клетки.
Слайд 16
Пример
Пусть длины сторон треугольника заданы в дециметрах. Вычислить
площадь треугольника в квадратных сантиметрах, т.е. площадь надо умножить 102, т.к. 1 дм=10 см.
При копировании формулы, вычисляющей площадь треугольника, адрес ячейки Е1 должен оставаться неизменным.
Слайд 17В ячейке D3 электронной таблицы записана формула =B$2+$B3. Какой вид приобретет
формула, после того как ячейку D3 скопируют в ячейку E4?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
1) =C$2+$B4
2) =A$2+$B1
3) =B$3+$C3
4) =B$1+$A3
Решение.
B$2: меняется столбец и не меняется номер строки.
$B3: столбец не меняется, меняется номер строки.
Номер столбца Е больше номера столбца D на 1. Значит, столбец B станет столбцом С.
Номер строки 4 на 1 больше номера строки 3, значит, строка 3 станет строкой 4.
Окончательный вид =С$2+$B4.
Правильный ответ указан под номером 1.
Слайд 18Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки D2 в одну из ячеек
диапазона E1:E4 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились, и значение формулы стало равным 8. В какую ячейку была скопирована формула? В ответе укажите только одно число – номер строки, в которой расположена ячейка.
Примечание.
Знак $ обозначает абсолютную адресацию.
Решение.
При копировании формулы из ячейки D2 у первого слагаемого может изменяться
только номер столбца, а у второго — только номер строки.
Таким образом формулы в ячейках E1—E4:
E1 = C$3+$C1 = 8 E2 = C$3+$C2 = 9 E3 = C$3+$C3 = 10 E4 = C$3+$C4 = 11.
Таким образом, формула была скопирована в ячейку E1.
Ответ: 1.
Слайд 19
Задание
Скопировать клетку B1 в B2 и B3, а клетку C1
- в C2,C3 и D1.
Слайд 20
Задания
Числовая константа 300 000 может быть записана в виде:
1
3,0E+6 2 3,0E+5 3 0,3E+7
4 30,0E+5 5 0,3E+5
Числовая константа 2,3Е–2 может быть записана в виде:
1 0,0023 2 –2,3 3 0,023
4 –0,0023 5 230,0
Слайд 22
Задание
В клетку B1 электронной таблицы занесена формула =0,314E+1*2*A1. Чему будет
равно значение клетки B1, если клетка A1 содержит число 6? (Разделителем целой и дробной части числа служит запятая (,).)
1 формула будет воспринята как текст, и вычисления производиться не будут
2 12,314 3 37,68
4 3,768 5 15,14
Слайд 23
Задание
В электронной таблице при копировании содержимого клетки A2 в клетки
B2 и A3 в них были занесены формулы =$A1+C1 и =$A2+B2 соответственно. Что было записано в клетке A2 ?
1 =$A$1+B1 2 =$A1+B1
3 =$A1+C1 4 =$A$1+C1
5 =A1+B1
Слайд 24
Задание
Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул. В клетки
B3 и B4 было скопировано содержимое клетки В2. После выхода из режима отображения формул значения клеток B3 и B4 будут равны соответственно
1 10 и 20 2 20 и 30 3 20 и 20
4 0 и 0 5 10 и 10
Слайд 25
ДЗ
П. 3.3.1, уметь отвечать на вопросы