Презентация, доклад по информатике на тему Табличный способ решения задач

Содержание

Табличный способ решения логических задач прост и нагляден. Но его можно использовать только в том случае, когда требуется установить соответствие между двумя множествами. Он более удобен, когда множества имеют по пять-шесть элементов. Чтобы решить задачу табличным

Слайд 1

Табличный способ решения логических задач

5 класс

Табличный способ решения логических задач5 класс

Слайд 2Табличный способ решения логических задач прост и нагляден. Но его можно

использовать только в том случае, когда требуется установить соответствие между двумя множествами. Он более удобен, когда множества имеют по пять-шесть элементов.
Чтобы решить задачу табличным способом, нужно знать следующие правила:  1.В каждой строке и в каждом столбце таблицы может стоять только один знак «+».  2.Если в строке (или столбце) все «места», кроме одного, заняты «-», то на свободное место нужно поставить знак «+»; если в строке (или столбце) уже есть знак «+», то все остальные места должны быть заняты знаком «-». 
Таким образом, решение будет доведено до конца, когда мы сумеем разместить по одному плюсу в каждой строке и колонке.
Приступим к задачам 
Табличный способ решения логических задач прост и нагляден. Но его можно использовать только в том случае, когда

Слайд 3Задача № 1
Три подружки за четверть получили пятерки по математике, литературе

и русскому языку Когда их спросили, они честно ответили, что Машу и Наташу не любит русский язык, а у Наташи и Даши не любит уроки по математике. Определите, по какому предмету каждая из девочек получила пятерку.
Задача № 1Три подружки за четверть получили пятерки по математике, литературе и русскому языку Когда их спросили,

Слайд 4Машу и Наташу не любят уроки русского языка – значит они

не получили пятерки по русскому языку, а следовательно пятерку получила Даша. Даша ничего больше не получила
У Наташи и Даши не любят уроки по математике - значит они не получили пятерки по математике, а следовательно пятерку получила Маша. Маша ничего больше не получила.
Осталось только, что Наташа получила пятерку по литературе.

Ответ задачи № 1

Машу и Наташу не любят уроки русского языка – значит они не получили пятерки по русскому языку,

Слайд 5В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и

вода. Известно, что:
Вода и молоко не в бутылке;
Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
В банке не лимонад и не вода;
Стакан стоит около банки и сосудом с молоком.
В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Задача № 2

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:Вода и молоко не

Слайд 6Ответ задачи № 2
1) Вода и молоко не в бутылке –

ставим «-»
2) Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом – в кувшине не лимонад и не квас
3) В банке не лимонад и не вода – ставим минусы
4) Стакан стоит около банки и сосудом с молоком – молоко не в стакане и не в банке. Молоко – в кувшине
5) Пользуясь тем, что в каждой строке и в каждом столбце только один плюс, получаем исходную таблицу
Ответ задачи № 21) Вода и молоко не в бутылке – ставим «-»2) Сосуд с лимонадом стоит

Слайд 7В одном дворе живут четыре друга.
Вадим и шофер старше Сергея,
Николай

и слесарь занимаются боксом,
Электрик-младший из друзей.
По вечерам Андрей и токарь играют в домино против Сергея и электрика.
Определите профессию каждого из друзей.

Задача № 3

В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея,Николай и слесарь занимаются боксом,Электрик-младший из друзей.По

Слайд 8Ответ задачи № 3
1)Вадим и шофер старше Сергея – значит Вадим

и Сергей не шоферы
2) Николай и слесарь занимаются боксом – значит Николай не слесарь
3) По вечерам Андрей и токарь играют в домино против Сергея и электрика- значит Андрей и Сергей не токарь и не электрик.
4) Вадим и шофер старше Сергея, Электрик-младший из друзей – значит Вадим не электрик
5) Расставляем все «+» и «-».

Ответ задачи № 31)Вадим и шофер старше Сергея – значит Вадим и Сергей не шоферы2) Николай и

Слайд 9Задача № 4
,
Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом.

Медведь, лиса волк и заяц явились в маскарадных костюмах волка ,медведя, лисы и зайца.
На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл банку меда и остался этим очень недоволен.
Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок ,где она нарисована.
Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости.
Не могли бы вы сказать ,какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?
Задача № 4,Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, лиса волк и заяц явились

Слайд 10Ответ задача № 4
,
1) На балу зверь в маскарадном костюме зайца

выиграл банку меда и остался этим очень недоволен – в костюме зайца не медведь.
2) Медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована – в костюме лисы не медведь
3) Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости – в костюме лисы не заяц.
4) Если они пришли в маскарадных костюмах, то в «свои» костюмы они не оделись.
5) Расставляем все «+» и «-».
Ответ задача № 4,1) На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл банку меда и остался этим

Слайд 11Задача № 5
В небольшом городке живут пять друзей: Иванов, Петренко, Сидорчук,

Гришин и Капустин.
Профессии у них разные: один из них маляр, другой- мельник, третий- плотник, четвертый-почтальон, а пятый- парикмахер.
Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти.
Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ.
Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном.
Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком.
Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром.
Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг.
Почтальон предпочитает бриться сам.
Кто есть кто?
Задача № 5В небольшом городке живут пять друзей: Иванов, Петренко, Сидорчук, Гришин и Капустин. Профессии у них

Слайд 12Ответ задачи № 5
1) Петренко и Гришин никогда не держали в

руках малярной кисти – значит они не маляры
2) Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ – значит они не мельники
3) Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном - они не почтальоны.
4) Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком – значит Сидорчук и Петренко не парикмахеры
5) Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром – Иванов и Петренко не плотники и не маляры
6) Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг – они не парикмахеры
7) Почтальон предпочитает бриться сам и Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской – почтальон не Гришин и не Капустин
Ответ задачи № 51) Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти – значит они

Слайд 13Задача № 6
В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и

Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:
1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.
3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.
4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.
7. Радист боксом не увлекается.
Задача № 6В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не

Слайд 14Ответ задачи № 6
1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом

– они не пилоты.
2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами – они еще не штурманы.
3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом – они не радисты.
4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика – Семенов и Щедрин не синоптики.
5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником – они не бортмеханики.
Уже из таблицы видно, что Щедрин - штурман
6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом- Коновалов и Семенов – не синоптики.
Радист боксом не увлекается, а Коновалов и Семенов увлекаются – значит Коновалов и Семенов - не радисты.
Далее заполняем таблицу «+» и «-»
Ответ задачи № 61. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом – они не пилоты. 2. Потапов

Слайд 15Задача № 7
Смит, Джон и Робинсон работают в одном поезде машинистом,

кондуктором и кочегаром. В поезде, который обслуживает бригада едут трое пассажиров с теме же фамилиями. В дальнейшем каждого пассажира мы будем называть «мистер».
Мистер Робинсон живет в Лос-Анжелесе. Кондуктор живет в Омахе. Мистер Джонс давно позабыл всю алгебру, которой его учили в колледже. Пассажир – однофамилец кондуктора живет в Чикаго. Кондуктор и один из пассажиров, известный специалист по математической физике, ходят в одну церковь. Смит всегда выигрывает у кочегара, когда им случается встречаться за партией в бильярд.
Как фамилия машиниста?
Задача № 7Смит, Джон и Робинсон работают в одном поезде машинистом, кондуктором и кочегаром. В поезде, который

Слайд 16Ответ задачи № 7
Мистер Робинсон живет в Лос-Анжелесе – ставим «+»


Смит всегда выигрывает у кочегара, когда им случается встречаться за партией в бильярд – Смит не кочегар.
Кондуктор живет в Омахе. Кондуктор и один из пассажиров, известный специалист по математической физике, ходят в одну церковь – М-р Робинсон не кондуктор (он живет не в Омахе) и М-р Джонс не в Омахе (он позабыл всю алгебру).
Пассажир – однофамилец кондуктора живет в Чикаго – Джонс - кондуктор.
Расставляем все «+» и «-»

Ответ задачи № 7Мистер Робинсон живет в Лос-Анжелесе – ставим «+» Смит всегда выигрывает у кочегара, когда

Слайд 17Задача № 8.
Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на одной улице. Один

из них столяр, другой - моряк, третий - водопроводчик.      Федоров и Кондратьев - родственники.      Недавно моряк попросил столяра починить кое-что у него дома за вполне приличную плату. Столяр обещал зайти, но не пришел в условленный час. Моряк сам пошел к нему домой, но домашние столяра сказали, что тот ушел к внезапно заболевшему водопроводчику.      Известно также, что Федоров никогда не слышал о Давыдове.      Кто чем занимается?
Задача № 8.Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на одной улице. Один из них столяр, другой - моряк,

Слайд 18Ответы задачи № 8.











Столяр знал и моряки, и водопроводчика, Федоров никогда

не слышал о Давыдове - значит Федоров не столяр
Моряк сам пошел домой к столяру, Федоров никогда не слышал о Давыдове – значит Федоров не моряк.
Из таблицы видно, что Федоров водопроводчик
Федоров никогда не слышал о Давыдове, столяр ушел к внезапно заболевшему водопроводчику ,Федоров и Кондратьев родственники, а т.к. Федоров водопроводчик, то Давыдов не столяр
Расставляет все «+» и «-» 
Ответы задачи № 8.Столяр знал и моряки, и водопроводчика, Федоров никогда не слышал о Давыдове - значит

Слайд 19Задача 9
Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда

– тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:
Джуди живет не в Париже, а Линда – не в Риме;
парижанка не снимается в кино;
та, кто живет в Риме, певица;
Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис и какова ее профессия?
Задача 9Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда – тоже очень талантливы. Они приобрели

Слайд 20Ответ задачи 9









Джуди живет не в Париже, а Линда – не

в Риме – ставим «-»;
Линда равнодушна к балету – ставим «-»
Та, кто живет в Риме, певица – в Риме не живет Линда, значит она не певица. Осталось только Линда – снимается в кино
парижанка не снимается в кино - Линда живет не в Париже.
Та, кто живет в Риме, певица – Джуди певица

Айрис живет в Париже и занимается балетом.
Ответ задачи 9Джуди живет не в Париже, а Линда – не в Риме – ставим «-»;Линда равнодушна

Слайд 21Задача № 10
Однажды в туристическом лагере оказалось вместе пять ребят Леонид,

Сергей, Олег, Николай и Петр. Их фамилии: Антонов, Борисов, Васильев, Дроздов и Иванов. Кроме того, известно, что Петр знаком со всеми, кроме одного, Борисов знаком только с двумя, Леонид знает только одного из всех, Дроздов и Сергей не знакомы, Николай и Иванов хорошо знают друг друга. Сергей, Николай и Олег давно знакомы между собой, а Антонов знаком только с Петром. Определите, у кого из мальчиков какая фамилия.
Задача № 10Однажды в туристическом лагере оказалось вместе пять ребят Леонид, Сергей, Олег, Николай и Петр. Их

Слайд 22Задача № 10











1) Петр знаком со всеми, кроме одного, Борисов знаком

только с двумя, Леонид знает только одного из всех – Борисов не Петр, не Леонид
2) Дроздов и Сергей не знакомы – Дроздов не Сергей
3) Николай и Иванов хорошо знают друг друга – Николай не Иванов
4) Антонов знаком только с Петром – Антонов не Петр
5) Антонов знаком только с Петром, а Леонид знает только одного из всех – Антонов – Леонид
6) Дроздов и Сергей незнакомы, а Сергей, Николай и Олег давно знакомы – значит Дроздов не Николай и не Олег
7) Борисовым тогда является один из троих (Сергей, Николай и Олег), но он знаком только с двумя, поэтому он не знает Петра, значит Борисовым является Сергей (Дроздов и Сергей не знакомы).


Задача № 101) Петр знаком со всеми, кроме одного, Борисов знаком только с двумя, Леонид знает только

Слайд 23Литература:
Н.П.Кострикина. Задачи повышенной трудности. - М., «Просвещение», 1986г.
Я.А.Смородинского. Математические головоломки и

развлечения. - М., «Мир», 1971г.
С.И.Шварцбурда. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М., «Просвещение», 1984г.
И.Г.Семакина. Задачник – практикум по информатике и ИКТ. - М., «Бином», 2011г.

Литература:Н.П.Кострикина. Задачи повышенной трудности. - М., «Просвещение», 1986г.Я.А.Смородинского. Математические головоломки и развлечения. - М., «Мир», 1971г.С.И.Шварцбурда. Внеклассная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть