Слайд 1Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках информатики
Слайд 2 Здоровье – это самая важная ценность, которая позволяет человеку быть активным
членом коллектива и общества в целом. Можно рассматривать здоровье как меру реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические, духовно – нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо развивается, либо утрачивается.
Слайд 3 Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных
проблем сегодняшнего общества.
С одной стороны компьютер значительно облегчает человеку жизнь, с другой стороны влияет на все биологические
характеристики человека, в
первую очередь на его
физическое и психическое
здоровье.
Слайд 4 Проблема сохранения здоровья обучающихся на уроках не нова. По результатам исследований
медиков к окончанию средней школы только один из десяти обучающихся является абсолютно здоровым.
Поэтому перед учителем стоит очень важная задача сохранения здоровья детей на своих уроках. Учителю информатики сложнее, чем его коллегам выполнить данную задачу, так как половину времени на уроке учащиеся тратят на работу за компьютером.
Слайд 5 Давайте разберемся, какие же проблемы приводят к заболеваниям детей на уроках
информатики и ИКТ.
Неподвижность
Любая поза при длительной неподвижности вредна для опорно-двигательного аппарата и ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.
Неудобная поза во время работы
Очень сложно контролировать правильную осанку при работе за компьютером длительное время.
Слайд 6Повторяющиеся однообразные движения
Однообразные движения приводят к проблемам с суставами.
Излучение
Пользователь ПК читает
не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой.
Запыленность
Ни для кого не секрет, что компьютеры притягивают пыль, которая может вызвать приступ аллергии у обучающихся.
Шум
Приводит к чувству усталости, вызывает раздражение. Со временем может ухудшиться слух.
Слайд 7 Что же может предпринять учитель на уроке информатики для того, чтобы
защитить своего ученика от отрицательного воздействия компьютера, а также помочь ему укрепить и сберечь свое здоровье?
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Слайд 8Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда
Соблюдение температурного режима. Проведение с
обучающимися бесед по правилам безопасности.
Предупреждение физической усталости
Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий.
Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
Слайд 9Виды физкультминуток:
Оздоровительно – гигиенические
Особое внимание следует уделить гимнастике глаз, в связи
с быстрой утомляемостью зрения при работе за компьютером.
1. Упражнения для глаз:
несколько раз быстро проморгайте;
10 раз поднимите глаза вверх, затем опустите вниз, головой не шевелить;
10 раз выполните движение только глазами налево, потом направо;
5 раз опишите глазами круг слева направо;
5 раз опишите глазами круг в другую
сторону – справа налево;
Между каждым упражнение следует
проморгать.
Слайд 102. Стереограммы
Наряду с упражнениями по снятию утомления с глаз можно использовать
стереограммы или стереокартинки. Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, укрепляет глазную мышцу.
Слайд 16Виды физкультминуток:
Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика,
которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц.
Сюда можно включать приседания, ходьбу на месте.
Слайд 17Виды физкультминуток:
Подражательные
Зависят от фантазии и
творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т.д.: работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
Слайд 18 Обучающийся способен сосредотачиваться только на том, что ему интересно, главная задача
– помочь ему преодолеть усталость, неудовлетворенность.
Необходимо все время заботиться о том, чтобы привести в согласие желания и возможности обучающегося.
Почти все дети очень любят наш предмет и от того как будут использоваться все доступные методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение к преподавателю, и к уроку в целом.
Слайд 19 Смена видов учебной деятельности, средняя продолжительность каждого 7-10 минут.
Использовать различные
методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся. Например, свободную беседу, дискуссию, предложить нескольким обучающимся занять место учителя и по очереди показать способ решения поставленной задачи. Далее обучающиеся должны выбрать более рациональный способ, обсудить достоинства и недостатки.
Слайд 20 С целью реализации здоровьесберегающих технологий фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы
с ученическим коллективом помогают разнообразить ход урока, позволяют дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на обучающегося, полнее и посильно использовать урочное время.
Слайд 21 При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие
компоненты.
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового
образа жизни.
Слайд 22Например:
Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни.
Составление графиков и диаграмм.
Разработка
презентаций, плакатов, эмблем.
Поиск информации в интернете и разработка Web – страниц.
Разработка презентаций для других уроков (физика, химия, биология и т. д.), где можно широко освещать вопросы здоровья. При этом происходит осуществление межпредметных связей и интегрированного обучения.
Осуществление проектной деятельности обучающихся, индивидуальной и групповой.
Слайд 23 Таким образом, здоровьесберегающие технологии, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей.
Развивают
творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.