Презентация, доклад по информатике на тему Понятие как форма мышления

Содержание

Понятие В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.ЛистРучкаКлюч

Слайд 1§ 8 Составила: Федюнина Наталья Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ гимназия им. С.В.

Байменова г. Похвистнево Самарская область

Понятие как форма мышления

§ 8 Составила: Федюнина Наталья Вячеславовна, учитель информатики и ИКТ  ГБОУ гимназия им. С.В. Байменова г.

Слайд 3Понятие
В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или

некоторого множества однородных объектов.
Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.

Лист

Ручка

Ключ

Понятие  В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.  Понятиями

Слайд 4Как образуются понятия
Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Анализ,

синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение – основные логические приёмы формирования понятий.
Как образуются понятияПочти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение –

Слайд 5Анализ
Мысленное разделение объекта на составные части или выделение

признаков объекта.
Когда ребенок разбирает игрушку, он проводит своеобразный анализ – ему интересно, как устроена игрушка.



Анализ  Мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.  Когда ребенок разбирает игрушку,

Слайд 6 Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его

признаков, полученных в процессе анализа.
Ребенок, собирающий игрушку из ее частей, проводит своеобразный синтез.

Синтез

Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Слайд 7 Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или

несущественным признакам.

Сравнение

Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.Сравнение

Слайд 8Абстрагирование
Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.

Существенные

- Цвет и форма ствола
- Цвет и форма листьев

Несущественные

- Возраст
- Высота
- Месторасположение


Абстрагирование  Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.  Чаще всего мы выделяем существенные

Слайд 9 Мысленное объединение однородных объектов.
Класс – это совокупность

объектов, выделенных по какому-либо признаку.
Примеры классов: класс устройств ввода информации; класс животных и т.д.

Обобщение

Мысленное объединение однородных объектов.  Класс – это совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку.

Слайд 10Определение понятия
Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков

объекта (класса однородных объектов) в связном предложении. Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия.
Распространенным является определение понятия через ближайший род и видовое отличие:

видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

определяемое понятие определяющее понятие

Например, в определении «Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи», понятие «пользователь» – видовое, понятие «человек» – родовое, «применяющий компьютер для получения информации или решения задачи» - видовое отличие.

Определение понятия  Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном

Слайд 11Каждое общее понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий
Живая природа
Животные
Растения
Человек

Каждое общее понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятийЖивая природаЖивотныеРастенияЧеловек

Слайд 12 Распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд

частей называется классификацией.
Очень важен выбор основания классификации. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная).

Классификация

По существенным
признакам

По несущественным
признакам

Естественная

Вспомогательная


Распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей называется классификацией.  Очень важен

Слайд 13 Ни один школьный предмет не обходится без классификаций. Так,

на уроках русского языка вы сталкиваетесь с естественной классификацией частей речи.
Место, занимаемое объектом в естественной классификации, позволяет судить о его свойствах.
Вспомогательная классификация не позволяет судить о свойствах объектов; она служит для более легкого отыскания объектов.
Примеры вспомогательных классификаций: список фамилий, расположенных по алфавиту; каталог книг и так далее.
Ни один школьный предмет не обходится без классификаций. Так, на уроках русского языка вы сталкиваетесь

Слайд 14 Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно

расчленить целый предмет на его составные части или отдельные признаки; а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета или отдельных его признаков в единое целое.
Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много.
Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов.
Классификация — это распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей.
Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная).
Место, занимаемое объектом в естественной классификации, позволяет судить о его свойствах.
Вспомогательная классификация служит для более легкого отыскания объектов.
Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные

Слайд 15Техника безопасности

Техника безопасности

Слайд 16Вопросы и задания
Как вы считаете, для чего нужна классификация?
2. Чем различаются

естественная и вспомогательная классификации?
3. Приведите примеры классификаций, с которыми вы познакомились на уроках русского языка, математики, биологии и географии.

4. Найди закономерность и продолжи последовательность:

- а, б, в, г, …
- а, в, д, ё,…
- Анна, Борис, Валентина, Геннадий,…
- о, д, т, ч, п,…
- Москва, Абакан, Норильск, Киев,…

5. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля, 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
6. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

Вопросы и заданияКак вы считаете, для чего нужна классификация?2. Чем различаются естественная и вспомогательная классификации?3. Приведите примеры

Слайд 17Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса Авторы: Л. Л. Босова –

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г. - 213 с.
Информатика : рабочая тетрадь для 6 класса  Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

Литература

Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса Авторы: Л. Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть