Слайд 2Вопросы для повторения:
Что такое модель?
Какие классы моделей вы знаете?
В каких сферах
человеческой деятельности используется моделирование?
Почему цель моделирования имеет двойственную природу?
Перечислите основные этапы моделирования.
Что такое формализация?
Слайд 37. Определите вид следующих моделей:
а) периодическая система элементов Д.И.Менделеева;
б) график ожидаемого
изменения суточной температуры:
Слайд 4в) карточка из каталога библиотеки;
г) компьютерная модель полета мяча, брошенного вертикально
вверх;
д) бухгалтерский отчет;
е) математическая точка;
ж) план выпуска продукции;
з) таблица основных показателей
деятельности предприятия за
несколько лет.
Слайд 5 В процессе познания и общения мы сталкиваемся
с
формализацией практически на каждом шагу: формулируем мысли, оформляем отчеты, заполняем всевозможные
формуляры, преобразуем
формулы.
Слайд 6 Оглавление книги – это формализация ее содержательных частей, а
сам текст книги можно рассматривать как формализацию посредством языковых конструкций мыслей, идей, размышлений автора.
Слайд 7 Итогом формализации научной теории является, как правило, совокупность формул,
графиков, схем, таблиц и пр. План действий в результате формализации переводится в алгоритм.
Слайд 8 Возможность формализации опирается на фундаментальное положение, которое мы будем
называть основным тезисом формализации. Суть его состоит в принципиальной возможности разделения объекта и его обозначения (имени объекта).
Слайд 9Основной тезис формализации
Существует принципиальная возможность разделения объекта и его обозначения.
Слайд 10 Суть объекта не меняется от того, как мы его назовем,
это значит, что мы можем назвать его как угодно, придать его имени любую форму, которая, по нашему мнению, лучше соответствует данному объекту.
Слайд 11 Пример 1.
Устройство для автоматической обработки информации можно назвать
компьютером, электронно-вычислительной машиной, цифровой вычислительной машиной, ЭВМ, ПК, а можно дать ему какое-нибудь ласковое уменьшительное
имя.
Слайд 12Отрицание основного тезиса формализации означает, что имя объекта выражает его суть.
В этом случае у каждого объекта может быть только одно имя. Такой взгляд существовал в древности.
Слайд 13Пример 2.
С этим взглядом связан обычай американских индейцев давать имя только
взрослому человеку, когда он сумеет как-то проявить себя.
В настоящее время этот взгляд находит отражение в распространенном мнении, что имя, даваемое ребенку, влияет на его характер и судьбу.
Слайд 14Задание 1.
В известной сказке «Али-баба и сорок разбойников» пещера
открывалась с помощью волшебных слов:
«Сезам, откройся».
Выполняется ли в этом случае основной тезис формализации
Слайд 15Задание 2.
Приведите примеры, в которых не выполняется основной тезис формализации,
то есть когда обозначение является выразителем существенного свойства объекта.
Слайд 16Знак, знаковая ситуация.
Из основного тезиса формализации следует сама идея моделирования.
Поскольку объект
нужно как-то обозначать, то необходимо ввести некоторый набор знаков для обозначения.
Слайд 17Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов.
Так
как обозначение мы можем выбрать достаточно произвольно, то возможные наборы знаков могут быть самыми разнообразными.
Слайд 18Примеры:
А, Б, В, Г, Д, … - знаки для обозначения звуков
русского языка;
+, -, *, / = знаки для обозначения арифметических операций;
- знаки для обозначения направления движения;
&, ^, ≡, →, ¬, ∨ - знаки для обозначения логических операций.
Слайд 19Знаковая ситуация возникает, когда есть пара обозначаемого объекта (денотата) и знака.
В семиотике – науке о знаках – обозначаемое называют денотат.
Слайд 20Основные черты знака, проявляющиеся в знаковых ситуациях:
способность знака выступать в качестве
заместителя денотата;
нетождественность знака и денотата – знак никогда не может полностью заменить обозначаемое;
3) многозначность соответствия «знак – денотат».
Слайд 21Пример.
Зрительному образу рисунка может быть придан смысл: буква «р» русского языка,
буква «р» английского языка, химического элемента фосфор, знака стоянки в правилах дорожного движения.
То есть один и тот же знак можно использовать для обозначения разных событий.
Р
Слайд 22 С другой стороны, один и тот же объект может
обозначаться разными знаками. Например, день, предшествующий сегодняшнему, можно назвать «вчера», «накануне», вторник (если сегодня среда), «день радости» (например, потому что в этот день у вас есть урок информатики) и т.д.
Слайд 23 Свобода выбора обозначений и многозначность соответствия «знак – денотат» создают
проблему понимания, какой объект обозначается данным знаком в конкретной ситуации.
Слайд 24 Следовательно, чтобы обеспечить нормальное общение, нужно договориться о правилах
использования знаков, то есть разработать язык.
Слайд 25Язык – знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания.
Все языки
можно разделить на естественные и искусственные.
Слайд 26 Естественными называются «обычные», «разговорные» языки, которые складываются стихийно в
течение долгого времени. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им.
Слайд 27Искусственные языки создаются людьми для специальных целей или для определенных групп
людей.
Примеры искусственных языков:
язык математики, морской семафор, язык программирования.
Слайд 28 Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря,
правил образования выражений и правил придания им значений.
Слайд 29 Язык характеризуется:
набором используемых знаков;
правилами образования из этих знаков
таких языковых конструкций, как слова, фразы и тексты;
набором синтаксических, семантических и прагматических правил использования этих языковых конструкций.
Слайд 30 Упорядоченный набор знаков, используемых в языке, называется алфавитом.
А
Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н …