Презентация, доклад по информатике на тему Логика (8 класс)

Содержание

Этапы развития логикиПервые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Дальнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель (384–322 гг. до н.э.), который

Слайд 1Основы логики
Подготовила учитель
МОУ Сараевская СОШ
Сычева Светлана Владимировна

Основы логикиПодготовила учитель МОУ Сараевская СОШ Сычева Светлана Владимировна

Слайд 2Этапы развития логики
Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в

странах Дальнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель (384–322 гг. до н.э.), который впервые отделил логические формы речи от ее содержания.
Этапы развития логикиПервые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Дальнего Востока (Китай, Индия), но

Слайд 3 В XVII веке немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646

– 1716) попытался построить первые логические исчисления, усовершенствовал и уточнил логические символы.

На фундаменте, заложенном Лейбницем, другой великий математик, англичанин Джордж Буль (1815-1864) воздвиг здание новой области науки – математической логики.
Начальный раздел математической логики называют алгеброй логики или Булевой алгеброй.

В XVII веке немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) попытался построить первые логические

Слайд 4
Если бы компьютер умел только быстро вычислять, то он был бы

большим калькулятором. Но управляя подключенными к нему устройствами и выполняя команды пользователя, компьютеру приходится решать много логических задач. Тут-то и приходит на помощь алгебра логики или булева алгебра (по имени ее создателя – английского математика Джорджа Буля).
Логика (от греч. Logos – слово , понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и формах правильного мышления.
Логически правильный вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции.
В формальной логике правильность рассуждения зависит только от его формы и не зависит от конкретного содержания.
Формальная логика содержит в себе некоторые основные понятия, такие как: высказывание, истинность высказывания и вывод.

Если бы компьютер умел только быстро вычислять, то он был бы большим калькулятором. Но управляя подключенными к

Слайд 5Высказывание
Высказывание – это грамматически правильное повествовательное предложение, относительно которого имеет смысл

говорить истинно оно или ложно.
Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности.
Например,
истинное высказывание: «Москва – столица России»,
ложное высказывание: «Компьютер был изобретен в XIX в».
Высказывания бывают:
общие (начинается или можно начать со слов :все , всякий, каждый, ни один). «Все рыбы умеют плавать»;
частные (начинается или можно начать со слов : некоторые, большинство). «Некоторые медведи – бурые»;
единичные (во всех других случаях). «Буква А – гласная».
ВысказываниеВысказывание – это грамматически правильное повествовательное предложение, относительно которого имеет смысл говорить истинно оно или ложно.Истинным будет

Слайд 6Выражения, не являющиеся высказываниями

Выражения, не являющиеся высказываниями

Слайд 7Выполните задания:
№1 Какие из следующих предложений являются высказываниями? Определите их истинность.
Число

6 – четное.
Посмотрите на доску.
У каждой лошади есть хвост.
Внимание!
Кто отсутствует?
Есть кошки, которые дружат с собаками.
Х2>0.
4+5=10.
Число 11 является простым.
Некоторые люди являются художниками.
Париж – столица Англии.
Сложите числа 2 и 5.
Все медведи – бурые.
Некоторые медведи живут на севере.
Выразите 1ч 15 мин. в минутах.
Полярная звезда находится в созвездии Малой Медведицы.
Не нарушайте правил дорожного движения.


Выполните задания:№1 Какие из следующих предложений являются высказываниями? Определите их истинность.Число 6 – четное.Посмотрите на доску.У каждой

Слайд 8№2 Какие из приведенных высказываний являются общими, какие частными, какие единичными?
Не

все книги содержат полезную информацию.
Кошка является домашним животным.
Все солдаты храбрые.
Ни один внимательный человек не совершит оплошность.
Некоторые ученики двоечники.
Все ананасы приятны на вкус.
Мой кот страшный забияка.
Некоторые мои друзья собирают марки.
Все лекарства неприятны на вкус.
А – первая буква в алфавите.
Тигр – хищное животное.
У некоторых змей нет ядовитых зубов.
Многие растения обладают целебными свойствами.
Все металлы проводят тепло.
Некоторые рыбы - хищники.


№2 Какие из приведенных высказываний являются общими, какие частными, какие единичными?Не все книги содержат полезную информацию.Кошка является

Слайд 9Логические выражения
Алгебра логики – наука об операциях над высказываниями.
Логическая переменная -

это простое высказывание, содержащее только одну мысль . Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0). В булевой алгебре высказывания принято обозначать прописными латинскими буквами:A, B, X, Y.
Логическое выражение - простое или сложное высказывание. Сложное высказывание строится из простых с помощью логических операций.
Логические выраженияАлгебра логики – наука об операциях над высказываниями.Логическая переменная - это простое высказывание, содержащее только одну

Слайд 10Логические операции
Отрицание (инверсия) – операция НЕ.
Логическая операция НЕ применяется к одному

аргументу, в качестве которого может быть и простое , и сложное логическое выражение.
Результат операции отрицания истинен, когда исходное высказывание ложно, и наоборот.
Записывается в виде :

Таблица истинности:

Логические операцииОтрицание (инверсия) – операция НЕ.Логическая операция НЕ применяется к одному аргументу, в качестве которого может быть

Слайд 11Примеры.
Высказывание «Число 10 – четное» - истина Высказывание «Неверно, что число 10

– четное» - ложно
Высказывание «Число 10 - отрицательное» - ложно Высказывание «Неверно, что число 10 - отрицательное» - истина

Принцип работы переключателя настольной лампы таков: если лампа горела, переключатель выключает ее, если лампа не горела – включает ее. Такой переключатель можно считать электрическим аналогом операции отрицания.
Примеры.Высказывание «Число 10 – четное» - истина Высказывание «Неверно, что число 10 – четное» - ложноВысказывание «Число

Слайд 12Логическое умножение(конъюнкция) – операция И.

Логическая операция И пересекает два высказывания, в

качестве которых может быть и простое , и сложное логическое выражение.
Результат операции И истинен тогда и только тогда, когда оба исходных выражения истинны, и ложным в остальных случаях.
Записывается в виде : А&В, А∧В
Таблица истинности:
Логическое умножение(конъюнкция) – операция И.Логическая операция И пересекает два высказывания, в качестве которых может быть и простое

Слайд 13Примеры.
Рассмотрим высказывание «Число 10 – четное и целое». Это высказывание формально

можно представить так: С=А&В, где высказывание А - «Число 10 – четное», а высказывание В - «Число 10 – целое». Объединение этих высказываний при помощи операции логического умножения означает, что число 10 одновременно и четное, и целое.
Логическую операцию И можно сравнить с последовательным соединением лампочек в гирлянде. При наличии хотя бы одной неработающей лампочки электрическая цепь оказывается разомкнутой, то есть гирлянда не работает. Ток протекает только при одном условии – все составляющие цепи должны быть исправны.
Примеры.Рассмотрим высказывание «Число 10 – четное и целое». Это высказывание формально можно представить так: С=А&В, где высказывание

Слайд 14Логическое сложение(дизъюнкция) – операция ИЛИ.

Логическая операция ИЛИ объединяет два высказывания, в

качестве которых может быть и простое , и сложное логическое выражение.
Результат операции ИЛИ ложным тогда и только тогда, когда оба выражения ложны, и истинным в остальных случаях.
Записывается в виде : А∨В
Таблица истинности:
Логическое сложение(дизъюнкция) – операция ИЛИ.Логическая операция ИЛИ объединяет два высказывания, в качестве которых может быть и простое

Слайд 15Примеры.
Рассмотрим высказывание «В библиотеке можно взять книгу или встретить знакомого». Это

высказывание формально можно представить так: С=А∨В, где
высказывание А - «В библиотеке можно взять книгу»,
а высказывание В - «В библиотеке можно встретить знакомого». Объединение этих высказываний при помощи операции логического сложения означает, что события могут произойти как отдельно, так и одновременно.
Логическую операцию ИЛИ можно сравнить с параллельным соединением лампочек в гирлянде. Такая гирлянда будет светить до тех пор, пока цела хотя бы одна лампочка. Результат операции ложь будет только в одном случае – когда все аргументы ложны.
Примеры.Рассмотрим высказывание «В библиотеке можно взять книгу или встретить знакомого». Это высказывание формально можно представить так: С=А∨В,

Слайд 16Логическое следование (импликация) – операция «если-то».
Импликация связывает два простых логических выражения,

из которых первое является условием, а второе - следствием из этого условия.
Результат операции следования (импликации) ложен только тогда, когда предпосылка А истинна, а заключение В (следствие) ложно.
Записывается в виде : А→В
Таблица истинности:
Логическое следование (импликация) – операция «если-то».Импликация связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием, а

Слайд 17Примеры.
Рассмотрим высказывание «Если идет дождь, то на улице сыро». Это высказывание

формально можно представить так: С=А → В, где
высказывание А - «Идет дождь»,
а высказывание В - «На улице сыро».
Высказывание «Если не идет дождь, то на улице не сыро» - истинно.
На улице может быть сыро и без дождя, например, когда прошла поливочная машина или дождь прошел накануне.
Результат операции ложен тогда, когда дождь идет, а на улице не сыро.

Примеры.Рассмотрим высказывание «Если идет дождь, то на улице сыро». Это высказывание формально можно представить так: С=А →

Слайд 18Эквивалентность -
операция «А тогда и только тогда, когда В».

Результат операции эквивалентность

истинен тогда и только тогда, когда А и В одновременно истинны или одновременно ложны.
Записывается в виде : А↔В, А≡В
Таблица истинности:
Эквивалентность -операция «А тогда и только тогда, когда В».Результат операции эквивалентность истинен тогда и только тогда, когда

Слайд 19Примеры.
«День сменяет ночь тогда и только тогда, когда солнце скрывается за

горизонтом».
«Добиться результата в спорте можно тогда и только тогда, когда приложено максимум усилий».
Примеры.«День сменяет ночь тогда и только тогда, когда солнце скрывается за горизонтом».«Добиться результата в спорте можно тогда

Слайд 20Выполните задания:
№3 а) Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя

связки «и», «или».
Например: Все ученики изучают математику.
Все ученики изучают литературу.
Получаем: Все ученики изучают математику и литературу.
Марина старше Светы. Оля старше Светы.
Одна половина класса изучает английский язык. Вторая половина класса изучает немецкий язык.
В кабинете есть учебники. В кабинете есть справочники.
Часть туристов любит чай. Остальные туристы любят молоко.
Синий кубик меньше красного. Синий кубик меньше зеленого.
Х=3, Х>2.
б) Используя связку «если…, то …», измените высказывания.
Например: Человек, любящий животных, - добрый.
Получаем: Если человек любит животных, то он - добрый.
Сделал дело - гуляй смело.
Переходи улицу только на зеленый свет.
Когда темнеет, зажигают фонари.
В високосном год 366 дней..
По стройке необходимо ходить в каске.
При встрече люди приветствуют друг друга.
Тише едешь – дальше будешь.
Выполните задания:№3 а) Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя связки «и», «или». Например: Все ученики

Слайд 21№4 Определите значение истинности следующих высказываний:
Приставка – это часть слова, и

она пишется раздельно со словом.
Неверно, что 2х2=5
Суффикс – это часть слова, и он стоит после корня.
Родственные слова имеют общую часть, и она называется корнем.
Если Х – сын или дочь У, то У – мать или отец Х.
Рыбу ловят сачком или крючком, или мухой приманивают, иль червячком.
Неверно, что 5+5=10
Буква «а» - первая буква в слове «аист» или «сова».
Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются.
Данное число четно или число, больше его на единицу, четно.
Если утром тучи в небе, то к обеду будет дождь.
Луна – планета или 2+2=5

№4 Определите значение истинности следующих высказываний:Приставка – это часть слова, и она пишется раздельно со словом.Неверно, что

Слайд 22№ 5 Пусть А=«эта ночь звездная»,

а В=«эта ночь холодная».
Выразите формулы на обычном языке:
А и В
А и не В
не А и не В
не А или В
не А и В
не А или не В
№ 6 Определите значения логических переменных А, В,С, если:
А или (1 литр молока дороже 1 кг сливочного масла) – истинно;
В и (1 литр молока дороже 1 кг сливочного масла) – ложно;
С или (масло дороже творога) – истинно;
А и (масло дороже творога) – ложно
А и (Марс – планета) – истинно;
В и (Марс – планета) – ложно;
С или (Солнце – спутник Земли) – истинно;
А или (Солнце – спутник Земли) – ложно
№ 7 Какое логическое выражение соответствует высказыванию:
«Точка Х принадлежит интервалу (А;В)»
B)
(Х>A) и (Xне(Х (Х>A) или (X>B)

№ 5 Пусть А=«эта ночь звездная»,        а В=«эта ночь холодная».Выразите

Слайд 23Запишите ¬Х, ¬У, Х&У, ¬Х∨ ¬ У:
Х = «а –

3 > 0»
У = «в + 4 < а»
Запишите ¬Х, ¬У, Х&У, ¬Х∨ ¬ У: Х = «а – 3 > 0»У = «в +

Слайд 24Запишите высказывания в виде логических выражений:
Я поеду к бабушке в

деревню и, если встречу друзей там, то интересно проведу время
Неверно, что если солнце светит, то ветер дует тогда и только тогда, когда идет дождь

Задание на дом:
Если будет светить солнце, то ребята пойдут гулять, а если пойдет дождь, то ребята останутся дома
Если учитель на уроке рассказывает интересно, то ни Маша, ни Саша, ни Аня не будут смотреть в окно
Запишите высказывания в виде логических выражений: Я поеду к бабушке в деревню и, если встречу друзей там,

Слайд 25Даны высказывания
А = «5*10=60»,
В = «17+7=24».
Определите истинность высказываний:
1) А;

2)В;

3) А∨В; 4) В;

5) А; 6) А&В.
Даны высказывания А = «5*10=60», В = «17+7=24».Определите истинность высказываний:1) А;      2)В;

Слайд 26Задачи
Для какого Х истинно высказывание
((Х>2) ∨(Х4))?
1) 1 2) 2

3) 3 4)4
Задание на дом:
Для какого Х истинно высказывание
¬((Х>3) →(Х>4))?
1) 1 2) 2 3) 3 4)4

ЗадачиДля какого Х истинно высказывание((Х>2) ∨(Х4))?1) 1  2) 2   3) 3   4)4Задание

Слайд 27Задачи

Для какого слова истинно высказывание

¬(Первая буква слова согласная →(вторая буква слова

гласная∨последняя буква слова гласная))?

1) горе 2) привет 3) кресло 4)закон
ЗадачиДля какого слова истинно высказывание¬(Первая буква слова согласная →(вторая буква слова гласная∨последняя буква слова гласная))?1) горе

Слайд 28Задание на дом:

Для какого слова истинно высказывание

(Первая буква слова гласная ∨

пятая буква слова согласная) → вторая буква слова гласная))?

1) арбуз 2) ответ 3) кресло 4) привал
Задание на дом:Для какого слова истинно высказывание(Первая буква слова гласная ∨ пятая буква слова согласная) → вторая

Слайд 29Таблицы истинности
Решение логических выражений принято записывать в виде таблиц истинности –

таблиц, в которых по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных наборах его переменных.
Приоритет выполнения логических операций следующий:
инверсия, конъюнкция, дизъюнкция.
Для составления таблицы необходимо:
Выяснить количество строк в таблице (вычисляется 2n+1, где n – количество переменных).
Выяснить количество столбцов = количество переменных + количество логических операций.
Установить последовательность выполнения логических операций.
Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений логических переменных.
Заполнить таблицу истинности по столбцам.

Таблицы истинностиРешение логических выражений принято записывать в виде таблиц истинности – таблиц, в которых по действиям показано,

Слайд 30Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех

аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:
Какое выражение соответствует F?
1)¬X ∧ ¬Y ∧ ¬Z
2) X ∧ Y ∧ Z
3) X ∨ Y ∨ Z
4) ¬X ∨ ¬Y ∨ ¬Z


Тема: Построение таблиц истинности логических выражений.

А9 образец

Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент

Слайд 31Ответ:
4

Ответ:4

Слайд 32Задание на дом:

Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений

от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F (см. таблицу справа). Какое выражение соответствует F?

1) X ∨ ¬Y ∨ Z
2) X ∧ Y ∧ Z
3) X ∧ Y ∧ ¬Z
4) ¬X ∨ Y ∨ ¬Z
Задание на дом:Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z.

Слайд 33Ответ:
1

Ответ:1

Слайд 34Законы логики

Законы логики

Слайд 35Законы логики

Законы логики

Слайд 36РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Слайд 37Решение логических задач
Как правило, логические задачи формулируются на естественном языке. В

этом случае в ходе решения необходимо соблюдать следующие этапы:
Внимательно изучить условие.
Выделить простые высказывания и обозначить их латинскими буквами.
Записать условие задачи на языке алгебры логики.
Составить конечную формулу, для этого объединить логическим умножением формулы каждого утверждения, приравнять произведение единице.
Упростить формулу.
Проанализировать полученный результат или составить таблицу истинности, найти по таблице значения переменных, для которых значение функции равно 1.
Записать ответ.
Решение логических задачКак правило, логические задачи формулируются на естественном языке. В этом случае в ходе решения необходимо

Слайд 38Задача на смекалку
Что получится, если сложить:
начало конца,
конец начала,
первое

ноября,
хвост кота,
середину вторника,
перед осы,
начало леса
и конец ночи?
Задача на смекалкуЧто получится, если сложить: начало конца, конец начала, первое ноября, хвост кота, середину вторника, перед

Слайд 39Ответ
Контроль

ОтветКонтроль

Слайд 40Три одноклассницы — Соня, Тоня и Женя — занимаются в различных

спортивных секциях: одна — в гимнастической, другая — в лыжной, третья — в секции плавания. Каким ви­дом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию ни­когда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?
Три одноклассницы — Соня, Тоня и Женя — занимаются в различных спортивных секциях: одна — в гимнастической,

Слайд 41Ответ
Соня занимается гимнастикой;
Женя – лыжами;
Тоня – Плаванием.


ОтветСоня занимается гимнастикой; Женя – лыжами; Тоня – Плаванием.

Слайд 42В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя.

Известно, что каждый из них имеет одну из следую­щих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша — не Ге­расимов. Отец Володи — инженер. Володя учится в 6-м клас­се. Герасимов учится в 5-м классе. Отец Иванова — учитель. Какая фамилия у каждого из трёх друзей?
В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет

Слайд 43Ответы

Миша Иванов;
Володя Семёнов;
Петя Герасимов.

ОтветыМиша Иванов; Володя Семёнов; Петя Герасимов.

Слайд 44В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они

осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой — садовником, тре­тий — комбайнёром. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:
Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнётся уборка.
Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.
Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу мо­лотилки у комбайна.
В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них

Слайд 45Ответы

Саша овладевает профессией комбайнёра;
Коля – тракториста; Петя – садовника.


ОтветыСаша овладевает профессией комбайнёра; Коля – тракториста; Петя – садовника.

Слайд 46В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и

Алексеев. Профессии у них разные: один из них — маляр, другой — мельник, третий — плотник, чет­вёртый — почтальон, пятый — парикмахер. Петров и Гри­шин никогда не держали в руке малярной кисти. Иванов и Гришин всё собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Сидоров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Петров брал билеты на фут­бол для себя и для мельника. Определите профессию каждого из друзей.
В небольшом городке живут пятеро друзей: Иванов, Петров, Сидоров, Гришин и Алексеев. Профессии у них разные: один

Слайд 47Ответы

У Иванова профессия парикмахер,
у Петрова – плотник,
у Сидорова

– мельник,
у Гришина – почтальон, у Алексеева – маляр.
Ответы У Иванова профессия парикмахер, у Петрова – плотник, у Сидорова – мельник, у Гришина – почтальон,

Слайд 48Три молодых человека – Андрей, Бронислав и Борис живут в Бобруйске,

Белгороде, Архангельске. Один из них- аптекарь, другой - бухгалтер, третий – агроном. Кто где живет и у кого какая фамилия, если известно, что
Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе.
У двоих из этих людей названия профессий и городов , в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена.
Жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.
Три молодых человека – Андрей, Бронислав и Борис живут в Бобруйске, Белгороде, Архангельске. Один из них- аптекарь,

Слайд 49Ответы

Андрей агроном живет в Архангельске
Бронислав аптекарь живет в Бобруйске
Борис бухгалтер

живет в Белгороде
Ответы Андрей агроном живет в АрхангельскеБронислав аптекарь живет в БобруйскеБорис бухгалтер живет в Белгороде

Слайд 50ЗАДАЧА 1.
Разбирается дело Лёнчика, Пончика и Батончика. Кто-то из них

нашел и утаил клад. На следствии каждый из них сделал по два заявления.
Батончик: «Я не делал этого. Пончик сделал это»
Лёнчик: «Пончик не виновен. Батончик сделал это»
Пончик: «Я не делал этого. Лёнчик не делал этого»
Суд установил, что один из них дважды солгал, другой — дважды сказал правду, третий — один раз солгал, один раз сказал правду. Кто утаил клад?


В первом варианте один солгал дважды, а двое сказали правду дважды, что не соответствует условию задачи. В третьем варианте все один раз сказали правду и один раз солгали, что также не соответствует условию задачи. Во втором варианте один дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий один раз сказал правду, а один раз солгал, что соответствует условию задачи. Следовательно клад утаил Пончик.

Решение:
Введём обозначения: Б –клад утаил Батончик, П - клад утаил Пончик, Л - клад утаил Лёнчик. Рассмотрим три возможных варианта – виноват Батончик, виноват Пончик, виноват Лёнчик. При таких вариантах получаем следующие значения высказываний трёх обвиняемых.

ЗАДАЧА 1. 		Разбирается дело Лёнчика, Пончика и Батончика. Кто-то из них нашел и утаил клад. На следствии

Слайд 51Задача 2.
В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли

девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях.
Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй.
Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место.
Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита?

Из анализа таблицы видно , что условию задачи соответствует только последняя строка, значит первое место заняла Наташа, второе – Люда, третье – Рита, а Маша –четвёртое.

Решение:
Введём обозначения: Н1 – Наташа на 1 месте, М2 – Маша на 2 месте, Л2 – Люда на 2 месте, Р4 – Рита на 4 месте, Р3 – Рита на 3 месте, Н2 – Наташа на 2 месте. Занесём возможные варианты высказываний трёх болельщиков в таблицу с учётом того, что каждый из болельщиков оказался прав только в одном из своих прогнозов:

Задача 2.В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита.

Слайд 52Задача 3.
Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский

и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Проанализируем строки в трёх последних столбцах. Условию задачи соответствует только вторая строка, значит Сергей изучает китайский язык, Михаил – японский (так как он не изучает арабский), тогда Вадим изучает арабский язык.

Решение:
Введём обозначения: ВК – Вадим изучает китайский язык, СК – Сергей изучает китайский язык, МА - Михаил изучает арабский язык. Занесём в таблицу возможные варианты значений высказываний с учётом условия задачи, что одно из утверждений верно, а два - ложны:

Задача 3.Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык

Слайд 53Задача 4.
Три молодые мамы Анна, Ирина, Ольга, гуляя в парке со

своими малышами, встретили свою четвертую подругу. На вопрос, как зовут малышей, желая подшутить над подружкой, они ответили:
Анна: моего малыша зовут Денис, а Кирилл - сын Ирины.
Ирина: моего сыночка зовут Максим, а Кирилл - сын Анны.
Ольга: мой мальчик - Кирилл, а сына Анны зовут Максим.
Каждая из них один раз сказала правду и один раз солгала. Как зовут мальчиков Анны, Ирины и Ольги ? (В ответе перечислить первые буквы имен, например, КМД)

Решение:
Введём обозначения: А – Анна, И– Ирина, О – Ольга, Д – Денис, К –Кирилл, М – Максим. Тогда суждения Подруг с учетом того, что каждая сказала правду наполовину, можно записать коротко следующим образом:
Анна: А ⋅ Д + И ⋅ К = 1; Ирина: И ⋅ М + А ⋅ К = 1; Ольга: О ⋅ К + А ⋅ М = 1
Далее решаем методом рассуждений. Рассмотри высказывание Анны : А ⋅ Д + И ⋅ К = 1.
Возможны два случая:

Таким образом, делаем вывод, что
сына Анны зовут Денис, сына Ирины – Максим, а сына Ольги - Кирилл.
Ответ: ДМК.

Задача 4.Три молодые мамы Анна, Ирина, Ольга, гуляя в парке со своими малышами, встретили свою четвертую подругу.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть