Слайд 1Информация и знания. Восприятие и представление информации.
Слайд 2Сообщение – знания – информация.
К слову «информация» люди привыкли очень давно.
Информация
– газеты, радио, телевидение, т.е. средства массовой информации.
Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» или «оперативная информация».
Цель таких сообщений – довести до читателя или слушателя сведения о каких-то событиях.
Слайд 3Все что мы с вами знаем, мы когда-то узнали от родителей,
учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти.
С другой стороны все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, поэтому это тоже информация.
Учеба в школе – целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.
Слайд 4Декларативные знания (от слова «декларация», т.е. утверждение, сообщение). «Я знаю, что
…»
Процедурные знания (определяют действия для достижения какой либо цели). «Я знаю, как…»
Классификация знаний.
Слайд 5Информативность сообщения.
Сообщение, которое пополняет наши знания, называется информативным.
Сообщения, которое не пополняют
наши знания, называются неинформативным.
Слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний.
Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Например сообщение «Значение определенного интеграла равно разности значений первообразных подынтегральной функции на верхнем и нижнем пределах»
Слайд 6Текст вам не понятен, значит неинформативен. Быть понятным – значит быть
связанным с уже имеющимися знаниями человека.
Для того чтобы понять китайский текст, надо знать китайский язык; чтобы понять, что такое определенный интеграл, нужно закончить изучение элементарной математики и знать начала высшей математики.
Слайд 7Сообщение информативно, если оно понятно принимающему его человеку.
Москва – столица России.
Дважды
два – четыре.
Пополняют эти сообщения наши знания? Конечно, нет! Данные факты вам давно известны. Следовательно, сообщение содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека оно тоже будет неинформативным.
Слайд 8Сообщение «2*2=4» информативно для первоклассника и неинформативно для семиклассника. Чтобы быть
информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего его человека.
Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека.
Слайд 9Восприятие информации.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов
чувств:
Зрение
Слух
Вкус
Обоняние
Осязание.
Слайд 10
Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух.
Запахи, вкусовые
и осязательные ощущения тоже несут информацию.
Почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли.
На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде.
Слайд 11На ощупь вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру
внешних объектов.
Таким образом:
Через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
Через слух воспринимается информация в звуковом виде;
Через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
Через вкус – информация от вкусовых ощущений;
Через осязание – информация в виде тактильных ощущений.
Слайд 12Вывод
Органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком.
Слайд 13Информация и письменность.
Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также
передать другому человеку.
Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т.е разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т.д.
Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и др. знаков.
Устная речь тоже складывается из знаков. Только это звуковые знаки.
Слайд 14Звуковые знаки лингвисты называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов
– фразы.
Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, а потом – письменность.
Письменность нужна для того, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь.
Отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания – паузы, интонацию.
Слайд 15Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой.
Китайская письменность
называется идеографической. В ней один значок (иероглиф) обозначает слово или значительную часть слова.
Японское письмо называется слоговым. Один значок обозначает слог.
Слайд 16Самая древняя форма письменности называется пиктографической. Одна пиктограмма – рисунок, который
обозначает понятие или целое сообщение.
Слайд 18Языки естественные и формальные.
Разговорные языки имеют национальный характер. Русский, английский, китайский,
французский и д.р. – лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.
Формальные языки – это языки какой-либо профессии или области знаний.
Слайд 19Математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту – формальным
языком музыки.
Язык – знаковый способ представления информации. Общение на языках – процесс передачи информации в знаковой форме.
Слайд 20Формы представления информации.
Текст на естественном языке в устной или письменной форме.
Информацию
человек представляет с помощью различных языков. Глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.
Слайд 21Графическая форма представления информации – рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы.
Символы
формального языка – числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки.