Слайд 1ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Основы социальной информатики
Слайд 2
Изучив эту тему, вы узнаете:
какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
как
проявляется информационная культура человека;
каковы основные факторы развития информационной культуры.
Слайд 3Введение
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания,
на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Слайд 4
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и
«культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.
Слайд 5Информологический подход
В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний,
умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Слайд 6Культурологический подход
При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так
как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Слайд 7Информационная культура
— это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для
ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Слайд 8Проявления информационной культуры
в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона
до персонального компьютера и компьютерных сетей;
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Слайд 9Факторы развития информационной культуры
система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития
людей;
информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Слайд 10Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную культуру?
2. Информационная культура присуща человеку
или (и) обществу?
3. Как проявляется информационная культура?
4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»?
5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?
6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Слайд 11Задания
Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все
встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.