Слайд 1Этика
в Интернете
Селиверстова Марина Анатольевна, учитель информатики, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Слайд 2 Достоинство Интернета в том, что он расширяет среду общения до размеров
земного шара. Написал несколько слов, нажал на кнопку — письмо ушло, хоть соседу по парте, хоть президенту США. В этой простоте кроются опасности: возникает иллюзия доступности и вседозволенности, которая еще усугубляется тем, что при электронном общении
мы не видим лица собеседника и не всегда можем правильно понять его реакцию.
Слайд 3 Сетевой этикет — понятие, возникшее с появлением электронной почты. Интернет развивается,
форумы и телеконференции позволяют общаться, не только обмениваясь почтовыми сообщениями, рассылаемыми подписчикам, но и просто оставляя сообщения на специальных сайтах в Интернете, которые можно просматривать стандартными браузерами.
Слайд 4Компьютерная этика
Технические вопросы
Социальные вопросы
Юридические вопросы
Моральные вопросы
Политические вопросы
Слайд 5Проблемы компьютерной этики
Разработка
моральных кодексов
для компьютерных профессионалов и простых пользователей,
чья работа связана с использованием компьютерной техники.
защита прав собственности,
авторских прав,
права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий.
Появление
компьютерных преступлений, определением статуса, т.е. преимущественно правовые проблемы.
Слайд 6Авторское право в Интернете
Защита имущественных прав автора
Защита неимущественных прав автора
право
на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации
исключительные права автора на произведение - его интеллектуальную собственность
Слайд 7Принципы, разработанные в рамках компьютерной этики
1) privacy (тайна частной жизни) -
право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей;
2) accuracy (точность) - соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям;
3) property (частная собственность) - неприкосновенность частной собственности - основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права;
4) accessibility (доступность) - право граждан на информацию, ее доступность в любое время и в любом месте.
Слайд 8Кодексы компьютерной этики
1) не использовать компьютер с целью повредить другим
людям;
2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;
3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;
4) не использовать компьютер для воровства;
5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;
6) не использовать ворованное программное обеспечение;
7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;
8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;
9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете;
10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.
Слайд 9Правила этикета для электронной почты.
Всегда заполняйте поле «Тема» своего письма.
Ориентируясь по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей корреспонденции, а также отфильтровать спам — навязчивую рекламу. Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать Re: Исходная тема. Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически.
Отвечая на пришедшее письмо, принято цитировать некоторые его отрывки. Цитируемые фразы нужно выделять каким-нибудь символом, обычно это «>», и отделять их от ваших фраз пустой строкой. Большинство программ для работы с электронной почтой при написании ответа сами выделяют текст исходного письма подобными знаками, и пользователю достаточно лишь удалить ненужные фразы.
Слайд 10 В дополнение к электронной почте появились и стали популярными и другие
средства общения: чаты, обеспечивающие возможность беседовать в режиме on-line людям, удаленным друг от друга на тысячи километров. Некоторые из чатов позволяют слышать и видеть друг друга.
Для того чтобы, общаясь в Интернете с использованием различных его сервисов, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому, полезно следовать некоторым несложным правилам, называемым сетевым этикетом. Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в реальной жизни.
Слайд 11 В Интернете считается, что фраза, написанная БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, означает, что автор
громко кричит. К тому же предложения, написанные буквами верхнего регистра, плохо читаются, что создает неудобства вашему корреспонденту. В связи с этим используйте прописные буквы, только если это является действительно необходимым.
В официальной переписке принято использовать подпись, содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы показывать всем своим корреспондентам.
Слайд 12 Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые редакторы и программы
для работы с электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз перечитать письмо.
Не вставляйте в электронное письмо файлы большого объема, не узнав у вашего корреспондента, принимает ли такие вложения его почтовый сервер. Если есть проблема с объемом и количеством приложенных файлов, большие файлы разбейте на несколько меньших и разошлите их отдельными письмами.
Слайд 13 В обычной (не деловой) переписке часто используются смайлики — комбинации текстовых
символов, например :-), которые напоминают лицо, если смотреть на них, повернув голову набок. Использование смайликов способно придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим злоупотреблять — это будет уже плохим тоном. Смайликов придумано очень много, наиболее часто используются такие:
:-) или :) — улыбка - выражения радости;
:-( или :( — несчастное лицо - сожаление или разочарование;
;-) или ;) — подмигивающее лицо - ирония, слова не следует понимать слишком буквально.
Слайд 14Правила этикета для общения в чате, форуме, телеконференции.
В чате, форуме,
гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим.
Выбирайте себе псевдоним, или ник (от англ. nickname — прозвище, кличка), не оскорбляющий других участников чата. Избегайте нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина.
Слайд 15 Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы.
Не повторяйте
многократно одну и ту же фразу, не забивайте «эфир».
Как и в электронной почте, текст, написанный прописными буквами или с большим количеством восклицательных знаков (например, ПОМОГИТЕ!!!!), интерпретируется как громкий крик, поэтому не нужно злоупотреблять этим средством выделения своих сообщений.
Используйте смайлики, но не злоупотребляйте ими. Не факт, что экзотический смайлик знаком участникам общения ;-).
Уходя из чата, не забудьте попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени следующей совместной беседы.
Слайд 17Правила сетевого этикета
Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком.
Правило
2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни
Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве
Правило 4: Уважайте время и возможности других
Правило 5: Сохраняйте лицо
Слайд 18Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать
Правило 7:
Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их
Правило 8: Уважайте право на частную переписку
Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями
Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки
Слайд 20Права на произведения могут быть авторскими (статья 1255 ГК РФ) и исключительными (статья 1270 ГК
РФ) и их ни в коем случае нельзя путать.
Авторские права принадлежат создателям произведения. Авторство неотчуждаемо и никто никогда не сможет заявить, что текст или фото создал именно он, а не настоящий автор. Авторское право бессрочно: даже спустя столетия после смерти Шекспира, никто никогда не сможет присвоить авторство его сонетов.
Слайд 21Тем не менее, есть еще и исключительное право — то есть, право использовать произведение в любой
форме и любым, не противоречащим закону, способом. Исключительное право действует на протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Исключительное право — это возможность воспроизводить, распространять, показывать, импортировать, копировать и продавать данное произведение.
Слайд 22Изначально и авторское и исключительное право принадлежит автору. Однако, автор может передать исключительное
право любому другому лицу. После этого он останется автором произведения, но пользоваться данным произведением будет другой человек (или организация).
При этом, достаточно важно то, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Для того чтобы признать что-либо произведением, не нужно получать экспертную оценку именитого критика, публиковаться в популярных или научных изданиях и дожидаться вручения «сертификата» о признании своего произведения предметом искусства. Ничего такого делать не нужно. Для того чтобы статья, фотография, картинка или песня стала считаться произведением, а точнее — объектом авторского права, ее нужно всего лишь создать. Написать, сфотографировать или нарисовать.