Слайд 1Алгебра логики
Высказывание. Логические операции
Слайд 2Решаем задачи, устно даем ответы:
Вы сидите в вертолете, перед вами конь,
сзади верблюд. Где Вы находитесь?
Какое слово начинается с трех букв «Г» и заканчивается тремя буквами «Я»?
Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
Когда человек бывает в комнате без головы?
Слайд 3Свойства информации
1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
2. Информация достоверна, если
она отражает истинное положение дел.
3. Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
4. Информация актуальная, если она важна, существенна для настоящего времени.
5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
6. Информация понятная, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Слайд 4«Я знаю, что ничего не знаю!»?
Сократ
Познание истины – одна из
важнейших потребностей человека.
Слайд 5Этапы развития логики
I этап – формальная логика
Основатель – Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.), ввел основные формы абстрактного мышления.
II этап – математическая логика
Основатель – немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1642 – 1716), предпринял попытку логических вычислений.
III этап – математическая логика (Булева алгебра)
Основатель – английский математик Джордж Буль (1815 – 1864), ввёл алфавит, орфографию и грамматику для математической логики.
Слайд 6Формы человеческого мышления
Предметом исследования науки логики является человеческое мышление.
Слайд 8 Понятие – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов.
Существенными
называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.
Пример: апельсин – круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный.
Слайд 9Основные логические характеристики понятия
Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отражённых в
этом понятии.
Пример: ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны.
Объём понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.
Пример: объём понятия ученик – люди, которые когда-либо учились, учатся сейчас или будут учиться когда-нибудь.
Слайд 10 Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате
которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение.
Различают индуктивное и дедуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии.
По направленности рассуждения: индуктивное - от единичных фактов к общему выводу и дедуктивное - от общих фактов к общему выводу.
Аналогия – это такое умозаключение,
в котором вывод делается на основании
частного сходства между предметами и
явлениями.
Все умозаключения предполагают наличие опосредствования.
С точки зрения логики, умозаключение основывается на посылках.
Пример: все обучающиеся в университете – студенты (первая посылка). Иванов обучается в университете (вторая посылка). Следовательно, Иванов – студент (умозаключение).
Слайд 11Алгебра логики
– это математический аппарат, с помощью которого записывают (кодируют),
упрощают, вычисляют и преобразуют логические высказывания (суждения).
Слайд 12 Высказывание может принимать только оно из двух логических значений – истинно
(1) или ложно (0).
Обозначаются высказывания прописными буквами.
А = {Солнце светит для всех} = 1
В = {Все ученики любят информатику} = 0
С = {Некоторые из учеников любят информатику} = 1
D= {А ты любишь информатику?}
Е = {Посмотри в окно}
Ж = {2*x – 5 >0} – не высказывание
Слайд 13Задание 1
Из следующих предложений выбрать те, которые являются высказываниями, объясните свой
ответ:
Какой длины эта лента?
Прослушайте сообщение!
Делайте утреннюю зарядку!
Назовите устройства ввода/вывода информации.
Кто отсутствует?
Париж – столица Англии
Число 11 является простым
4 + 5 = 10
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Некоторые медведи живут на севере
Все медведи – бурые
Чему равно расстояние от Москвы до Питера?
Картины Пикассо слишком абстрактны.
Решение задачи – информационный процесс.
Слайд 14Задание 2
Приведите по одному примеру истинных и ложных высказываний из:
Математики
Литературы
Физике
Информатики
Истории
Биологии
Географии
Слайд 15Домашнее задание:
§1.3.1, 1.3.2
стр.22-29 читать,
вопрос №4 стр.37 устно;
выучить основные понятия
алгебры логики