Слайд 1ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MICROSOFT EXCEL
Создание и редактирование таблиц
Слайд 2 Электронные таблицы MS Excel — одна из составных частей пакета прикладных
программ Microsoft Office, работающего в среде Windows. Она предназначена для обработки числовых данных, проведения математического моделирования различных процессов (в первую очередь экономических), изготовления различных документов и форм, а также может быть использована в качестве простой базы данных.
Слайд 3ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ОСНОВЫ EXCEL
Раздел 1 Таблицы и диаграммы
Цель раздела:
освоить приемы построения и форматирова-
ния таблиц и графиков.
1.1 Книги и листы
При запуске Excel открывается рабочая книга Excel (так на-
зываются файлы Excel), которая, начиная с MS Office 2007, по
умолчанию имеет имя Книга1.xlsx. Эта книга состоит из трех
листов — Лист1, Лист2 и Лист3. Щелкая левой клавишей мыши
по ярлычку листа, можно переходить из одного листа в другой.
Можно дать им и более осмысленное название.
Слайд 4Для этого необходимо щелкнуть по ярлычку листа правой клавишей мыши, вызвав
контекстно-зависимое меню, выбрать опцию Переименовать и набрать с клавиатуры новое имя, например «План» (рис. 1.1).
Рис. 1.1 — Рабочий лист Excel План в Excel 2010
Слайд 51.2 Ячейки
Каждый лист Excel представляет собой таблицу. Столбцы обозначены буквами от
А до XFD (всего 16384 столбцов), а строки — числами от 1 до 1048576. Каждая ячейка таблицы имеет свой номер, например А1, GA200. С помощью мыши или клавиш передвижения курсора (указателя) можно перемещаться из ячей-ки в ячейку, а выполнив команду Главная | группа Ячейки | Вставить Строки (Столбцы) на лист / Удалить Строки (Столбцы) с листа, можно вставлять или удалять в уже созданной таблице пользователя новые строки и столбцы. При этом происходит их автоматическая перенумерация.
Для выделения нескольких несмежных блоков (бывает по-лезно при построении диаграмм и графиков) необходимо выде-лить первый блок, а затем, нажав и удерживая клавишу Ctrl, вы-делить следующий блок и т.д. Чтобы отменить выделение, доста-точно еще раз щелкнуть мышью по любому участку листа.
Слайд 61.3 Данные
В ячейки таблицы можно вводить три типа данных: число, текст,
формулу. По первому символу Excel определяет, что введено: если цифра, то число; если это буква или апостроф (знак «’»), то текст, если знак равенства, то формула. Если вы хотите, чтобы число воспринималось как текст, поставьте перед ним апостроф. Для ввода данных необходимо переместиться в нужную ячейку, набрать данные и нажать Enter или клавишу перемещения курсора.
Слайд 7. Excel содержит большое количество встроен-ных функций: математических, статистических, финансовых и
других, сгруппированных по категориям. Знание и умелое при-менение этих функций облегчает процесс обработки информа-ции. Более подробную информацию о каждой функции можно найти, открыв справку по MS Excel (клавиша F1 клавиатуры) или выбрав ссылку Справка по этой функции в нижнем левом углу диалогового окна Мастер функций
Слайд 8Пример 1.1. Рассмотрим применение некоторых возможно-стей Excel при создании таблицы выполнения
плана (рис. 1.1).
В ячейку В2 вводим текст «Задание. Определить процент выполнения плана и рост», в ячейку В3 — текст «производства по предприятиям». Изменять ширину ячеек нет смысла, т.к. в со-седние справа ячейки текст не вносится и ничто не помешает увидеть набранный текст полностью.
Объединяем ячейки В5:B6 и вводим текст «Предприятия отрасли», центрируя его (Формат ячеек | Выравнивание | По вертикали (По горизонтали) | По центру) и изменяя ширину ячейки.
Слайд 9Объединяем ячейки C5:E5 и вводим текст «Объем произ-водства, млн руб.». Аналогично
объединяем F5:F6 — текст «Процент выполнения плана», и G5:G6 — текст «Относительный прирост». В последних двух блоках также задаем режим Перено-сить по словам. Передвигая границы ячеек, добиваемся требуе-мого расположения текста в ячейках.
В ячейки В7, B8, B9 вводим названия предприятий, а в ячейки C6, D6, E6 — текст «Отчет...», «План...».
Заполняем ячейки C7:E9 входными данными.
Заполняем строку «Среднее по отрасли». Для этого выде-ляем ячейку C10 и выбираем вкладку Формулы. На появившейся ленте выбираем Вставить функцию | Категория | Статистиче-ские | Выберите функцию: | СРЗНАЧ (рис. 1.6)| ОК. В появившемся окне задаем диапазон C7:C9. После нажатия кнопки ОК в ячейке C10 появляется результат нахождения среднего значения содержимого ячеек C7:C9. Сама формула
=СРЗНАЧ (C7:C9)
высвечивается в строке формул.
Слайд 10Копируем полученную формулу в ячейки D10 и E10. Для этого указываем
на маленький черный квадратик в правом ниж-нем углу ячейки C10 (курсор при этом превращается в черный крестик — маркер заполнения), нажимаем левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигаем мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки D10 и E10. В ячейке D10 появится формула:
СРЗНАЧ (D7:D9),
в ячейке E10 — формула:
СРЗНАЧ (E7:E9).
Таким образом, при копировании произошла автоматиче-ская замена адресов в формуле. Это очень полезное свойство Excel, позволяющее заметно упростить рутинные операции по вводу формул.
Слайд 11Заносим в ячейку F7 формулу:
=E7/D7,
а в ячейку G7 — формулу:
=(E7-C7)/C7.
Выделяем ячейки
F7 и G7 и копируем сразу две формулы на ячейки F8:F10 и G8:G10 соответственно.
Чтобы задать процентный формат чисел в ячейках F7:G10,
выделяем их, переходим в Формат ячеек | Число | Числовые форматы: | Процентный | Число десятичных знаков | 2. Это же самое выполняется быстрее при помощи кнопки Процентный формат на вкладке Главная | Число. Если число десятичных знаков меньше (или больше) требуемого, то следует использовать кнопки Увеличить разрядность или Уменьшить разрядность(там же). Таблица заполнена.
Слайд 12Оформим таблицу, нарисовав внутренние и внешние рамки: Формат ячеек | Границы
или используя кнопку Грани-цы на вкладке Главная | группа Шрифт.
Можно подобрать для разных частей таблицы различный фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона): Формат ячейки | Заливка или используя кнопки Цвет заливки и Цвет текста на вкладке Главная | группа Шрифт.
Аналогичные возможности предоставляет вкладка Главная
| группа Стили | Стили ячеек и Разметка страницы | Темы.
Слайд 13Задание 1.1. Оформление таблицы:
открыть книгу Excel и разместить на листе таблицу
из выбранного варианта. Лист переименовать в соответствии с вари-антом задания;
добавить, если необходимо, новые строки и столбцы;
дополнительные исходные данные, не указанные в основ-ной таблице, разместить во вспомогательных таблицах и ссы-латься на них через адресацию ячеек;
в позиции, помеченные вопросительным знаком, внести формулы в соответствии с требуемым алгоритмом вычисления;
оформить таблицу, выделив заголовки, исходные данные
результаты вычислений. Использовать вставку примечаний для пояснения содержимого ячеек.
Слайд 14Вариант 1. Найти коэффициент Энгеля, т.е. рассчитать, ка-кой процент занимают расходы
на продукты в общей сумме рас-ходов для разных групп населения. Какие данные лучше корре-лируются: расходы на продукты и расходы на жилье или расходы на продукты и расходы на одежду?
Примечание. Использовать функцию КОРРЕЛ.
Слайд 15Вариант 2. Составить таблицу начисления заработной пла-ты работникам МП «Воронья слободка».
Примечание
1. Тарифная ставка определяется в зависимости от разряда: 1-й разряд — 14000 руб.; 2-й разряд — 16500 руб.; 3-й разряд — 18000 руб. Тарифные ставки оформить отдельной таб-лицей.