Слайд 1Работа с одарёнными детьми
из опыта учителя информатики
Литвинов Владимир Николаевич
МБОУ «Лицей №
136», г. Новосибирск
lvn7814@yandex.ru
Слайд 2 «Мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь
ему открыть это в себе»
Галилей
Слайд 3ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4ТИПЫ ОДАРЕННОСТИ
интеллектуальный тип одаренности
академический тип одаренности
художественный тип одаренности
креативный
тип одаренности
лидерская (социальная) одаренность
Слайд 5ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Ребёнок
Родитель
Учитель
Слайд 6ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная
работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизни.
Слайд 9ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ
Выявление, развитие, сопровождение одаренных детей в лицее проходит через систему
олимпиад, конференций, турниров и конкурсов, таких как:
Всероссийский конкурс «КИТ - Компьютеры, Информатика, Технологии
Международный конкурс «Инфознайка»
Международный конкурс «Бобёр»
Всероссийский конкурс «Алгоритм» и др.
Слайд 10ПРОЯВЛЕНИЕ одаренности в КОНКУРСАХ
Слайд 11Стратегии обучения:
ускорение в обычном классе.
профильные и специализированные классы;
обогащение обучения;
решение олимпиадных задач;
мини-курсы, кружки, факультативы;
стратегия «индивидуализации»;
«исследовательское обучение»;
стратегия «проблематизации»
стратегия «вырывания»
Слайд 13Формы работы:
1. развитие творческих способностей на уроках: (творческие задания, задания на
развитие интеллекта и т.д…)
2. занятия в профильных классах
3. курсы по выбору, факультативы;
4. участие в олимпиадах, конкурсах, НПК;
5. работа по индивидуальным планам;
6. поощрение одарённых учащихся
Слайд 14Очень важны:
предметные недели;
предметные олимпиады разных уровней, в том числе заочные;
факультативные
и спецкурсы;
различные конкурсы и турниры;
исследовательская деятельность и НПК
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания;
Слайд 15ПРОБЛЕМЫ одаренных ДЕТЕЙ
Неприязнь к школе
Игровые интересы
Конформизм
Погружение в философские
проблемы
Несоответствие между физическим и социальным развитием.
Стремление к совершенству
Потребность во внимании взрослых…
Слайд 16ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА
Когда одаренность проявляется в разных областях деятельности и ученик не
выбрал для себя что-то одно, него возникает дефицит времени и перегрузка.
Как работать учителю с такими детьми?
Слайд 17ПРОБЛЕМЫ ресурсов и кадров
Не всегда в школе достаточно ресурсов для работы
с одаренными детьми: техническое обеспечение (например нет или недостаточно робототехнических комплектов для занятий)
Возможна ситуация когда в школе нет преподавателя для проведения спецкурсов: кадровая проблема
Слайд 18Одарённые УЧИТЕЛЯ = ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ:
Учителю в работе необходимо:
Составить план, учитывая склонности
и особенности ребенка, выбрать форму отчета ученика за определенный период.
Для ученика:
разработать программу исследования;
Помочь в поисках информации;
Самому стать источником информации;
Поощрять и поддерживать энтузиазм;
Помогать при появлении трудностей;
Поддерживать обратную связь
Слайд 19Этапы работы с одарёнными детьми
выявление детей, интересующихся предметом, путём наблюдений
привлечение этих
учащихся к выполнению творческих заданий на уроке
вовлечение во внеурочную деятельность
работа над проектами
участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК
ориентация на IT профессии
подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по предмету
анализ и индивидуальная оценка возможностей детей
Слайд 20Результаты работы за 2014 / 2015г.
Слайд 21ВЫВОДЫ
Формы работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми, используемые в нашем лицее
предоставляют детям возможность развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, реализовать себя, предоставляют возможность пробовать, учиться на собственных ошибках.
Слайд 22Литература
1) Гильбух Ю. З. Внимание: одарённые дети / Ю. З. Гильбух.
- М.: Знание, 1991.
2) Лейтес Н.С. «Легко ли быть одарённым?» / Н. С. Лейтес. - Ж. “Семья и школа”. № 6, 1990.
3) Хуторской А. В. «Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения».
4) Одарённый ребенок как ценность современной педагогики: А. В. Кулемзина — Санкт-Петербург, КМК, 2004
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/ap/ АЛЫЕ ПАРУСА
Проект для одаренных детей: литературное, музыкальное, научно-техническое, художественно-прикладное творчество