Слайд 2Передаваемая информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных
знаков или сигналов, то есть в закодированном виде.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, т.е. требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это формирование представления информации с помощью некоторого кода.
Слайд 3Наскальные рисунки древних людей
Слайд 4Язык жестов
Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки.
Одобрение или неодобрение
Поднятая
вверх рука – просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.
Слайд 5Другие примеры:
1. Дорожные знаки
2.Свой код из шести цифр –
почтовый индекс
– имеет
каждый населенный пункт.
Слайд 63. Код используется для оценки знаний в школе
Число «5» - код
отличных знаний;
«4» - код хороших знаний,
«3» - удовлетворительных,
«2» - плохих.
Слайд 74. С помощью нотных знаков записывается – кодируется любое музыкальное произведение.
5.
Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить.
Слайд 8В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ
представления информации, или код для слепых.
Буквы этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги.Одна буква занимает два столбика, в каждой из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди различают буквы и могут читать.
А
Б
Слайд 9В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек
нулей и единиц.
Так, каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1.
Пример №1:
«7» - 00110111
Пример №2:
Слово «луна» -
11001011
11010011
11001101
11000000
Слайд 11Простейшую кодовую таблицу можно составить, если поставить в соответствие каждой букве
алфавита её порядковый номер:
Тогда скороговорка
ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ
в закодированном виде будет выглядеть так:
16 20 20 16 17 16 20 1 12 16 17 29 20 17 29 13 30
17 16 17 16 13 32 13 6 20 10 20
Слайд 12Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после
нее буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены.
В этом случае исходное сообщение:
АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ
примет вид:
БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ
Слайд 14
Сэмюэль Морз , 19 век
Длинный сигнал (тире)
Короткий сигнал (точка)
Отсутствие сигнала (пауза)
Слайд 16
Ребусы
Винчестер
Включение
Компьютер
Дедукция
Слайд 17Задание:
Закодируйте свое имя в
двоичном коде,
алфавитном коде,
кодом замены
и с
помощью азбуки Морзе.
Слайд 18Формы представления информации
Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно
осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
графический;
числовой;
символьный
Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.
Слайд 19Рисунки, схемы, чертежи, графики – графические формы представления информации.
Метод координат –
это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.
Слайд 20Метод координат используется в игре «Морской бой».
Вот ее правила:
В игре участвуют
двое. Каждый игрок на листе бумаги в клетку чертит два квадрата размером 10Х10 клеток. Слева клетки квадратов помечаются цифрами, снизу – буквами.
В одном из квадратов каждый игрок размещает в тайне от противника, свои корабли: 1 четырехпалубный, 2 трехпалубных, 3 двухпалубных и 4 однопалубных. Корабли не должны соприкасаться ни по стороне, ни по углу. Другой квадрат остается чистым для кораблей противника, местонахождение которых нужно угадать.
Подготовив листы, игроки начинают активно обмениваться «залпами»: Б1, А4 и т.д.
Слайд 21Задания для самостоятельной работы:
№1. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее
номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
№2. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:
А) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
Б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
Слайд 22№3. На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
1(2,6),
2(6,6), 3(11,7), 4(11,4), 5(6,2), 7(4,9), 8(9,9), 9(3,2),
10 (3,4), 11(5,4), 12(5,2).
Соедините точки: 1-2-3-4-5-6-1-7-8-3.
7-2-5.
9-10-11-12.
После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
Слайд 23№4. Известны координаты пятнадцати точек:
1(4,1), 2(4,2), 3(1,2), 4(4,5), 6(4,7), 7(3,7),
8(5,9), 9(7,7), 10 (6,7), 11(8,5), 12(6,5), 13(9,2), 14(6,2), 15(6,1).
Отметьте эти точки на координатной плоскости, за затем соедините их отрезками в последовательности:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1.
Что получится?