Презентация, доклад к уроку информатики

Содержание

Тема урока Представление числовой информации в компьютере Изучив эту тему вы узнаете:система счисления;непозиционные системы счисления;позиционные системы счисления;основание системы;развернутая форма записи числа;перевод чисел, представленных в различных позиционных системах

Слайд 1Пьер Симон Лаплас
(1749 – 1827 гг.)
«Мысль – выражать все числа

немногими знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»
Пьер Симон Лаплас (1749 – 1827 гг.)«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по

Слайд 2 Тема урока Представление числовой информации в компьютере
Изучив эту тему вы узнаете:
система счисления;
непозиционные

системы счисления;
позиционные системы счисления;
основание системы;
развернутая форма записи числа;
перевод чисел, представленных в различных позиционных системах счисления, в десятичную систему счисления.


Тема урока Представление числовой информации в компьютере Изучив эту тему вы узнаете:система счисления;непозиционные системы

Слайд 3Образовательные:
расширить представление о различных системах счисления;
научить переводить числа, представленные в

различных позиционных системах счисления, в десятичную систему счисления.
Воспитательные:
воспитывать активность и сознательность детей;
умение контролировать и оценивать свою деятельность.
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки;
развивать кругозор, внимание.

Цели и задачи урока:

Образовательные:расширить представление о различных системах счисления; научить переводить числа, представленные в различных позиционных системах счисления, в десятичную

Слайд 4Какова информационная картина мира ребенка дошкольного возраста?
Какова информационная картина мира старшеклассника?
Какова

информационная картина мира взрослого человека?


Опрос по карточкам

Какова информационная картина мира ребенка дошкольного возраста?Какова информационная картина мира старшеклассника?Какова информационная картина мира взрослого человека?Опрос по

Слайд 5Опрос по карточкам
(соедини стрелками соответствующие понятия)

Опрос по карточкам (соедини стрелками соответствующие понятия)

Слайд 6Опрос по карточкам
(соедини стрелками соответствующие понятия)

Опрос по карточкам (соедини стрелками соответствующие понятия)

Слайд 7оценка 5- нет ошибок;
оценка 4 – 1, 2 ошибки;
оценка 3

– 3 ошибки;
оценка 2 – более 3 ошибок.

Взаимопроверка работ

оценка 5-  нет ошибок;оценка 4 – 1, 2 ошибки;оценка 3 – 3 ошибки;оценка 2 – более

Слайд 8История развития систем счисления

История развития систем счисления

Слайд 9
Современный человек в

повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рубля) и т.д. Числа, цифры... они с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный. Историки доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи были совсем не такими, как сейчас. Но в любом случае число изображалось с помощью одного или нескольких символов. Находки археологов на стоянках первобытных людей свидетельствуют о том, что первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков (бирок): зарубок, черточек, точек. Позже, для облегчения счета, эти значки стали группировать по три или по пять. Такая система записи чисел называется единичной (унарной), так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу. Записывать таким образом большие количества утомительно, и сами записи при этом получаются очень длинными. С течением времени возникли иные, более удобные, системы счисления . Отголоски единичной системы счисления встречаются и сегодня. Так, чтобы узнать, на каком курсе учится курсант военного училища, нужно сосчитать, какое количество полосок нашито на его рукаве. Сами того не осознавая, единичной системой счисления пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст, а счетные палочки используются для обучения учеников 1-го класса счету.

Единичная (унарная) система счисления

Примеры:

зарубки
черточки
палочки

По курсам обучения курсантов

5 курс 4 курс 3 курс 2 курс 1 курс

Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами:

Слайд 10

Для того чтобы мы с вами могли считать какие-то предметы, изображать количество этих предметов определенным знаком (цифрой), либо формировать из этих знаков их комбинации (числа), нам необходимы системы счисления









(записывают в тетради)

Понятие «системы счисления»

Система счисления – это совокупность правил записи чисел с помощью определённого набора символов

Для того чтобы мы с вами

Слайд 11Системы счисления
Позиционные


Непозиционные
(записывают в тетради)

Системы счисленияПозиционныеНепозиционные (записывают в тетради)

Слайд 12

Непозиционная с.с. – это система счисления, в которой

значение цифры не зависит от её позиции в записи числа.

(записывают в тетради)

Непозиционные системы счисления:



Непозиционная с.с. – это система счисления,  в которой  значение цифры не зависит от

Слайд 13Непозиционные системы счисления: Египетская нумерация
1 10

100 1000

10000 100000 1000000 10000000

Возникла 5000 лет тому назад

В V веке до н.э. появилась алфавитная нумерация.

Непозиционные системы счисления: Египетская нумерация1     10      100

Слайд 14Непозиционные системы счисления: Древнегреческая нумерация

Непозиционные системы счисления: Древнегреческая нумерация

Слайд 15 До нас дошла римская система счисления. Ее

мы по-прежнему используем для обозначения глав, веков:



Римская система счисления

VI = 6, т.е. 5 + 1,
LX = 60, т.е. 50 + 10,
IV = 4, т.е. 5 – 1,
XL = 40, т е. 50 – 10.
Цифры записываются слева направо в порядке убывания. Их значения складываются. Если слева стоит меньшая цифра, а справа – большая, то их значения вычитаются

До нас дошла римская система счисления. Ее мы по-прежнему используем для обозначения глав,

Слайд 16Какие?
Существует постоянная  потребность введения новых знаков для записи больших чисел.
Невозможно

представлять дробные и отрицательные числа.
Сложно выполнять арифметические операции, так как не существует алгоритмов их выполнения.

Непозиционные системы счисления имеют ряд существенных недостатков:

Какие? Существует постоянная  потребность введения новых знаков для записи больших чисел.Невозможно представлять дробные и отрицательные числа. Сложно

Слайд 17Позиционные системы счисления
В таких системах счисления, в отличие

от непозиционных, от того,
на каком месте в записи числа стоит цифра, зависит та величина, которую она обозначает.
Например, меняя позицию цифры 2 в десятичной системе счисления, можно записать разные по величине десятичные числа: 2; 20; 2000; 0,02 и т.д.
Основание системы счисления – количество (p) различных символов, используемых для изображения числа в позиционной системе счисления
(работа с учебником стр. 38-39 читают ученики)



Позиционные системы счисления   В таких системах счисления, в отличие от непозиционных, от того, на каком

Слайд 18ограниченное количество символов для записи чисел;
простота выполнения арифметических операций.

Например: в арабской

десятичной системе счисления для записи чисел используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Всего таких цифр – 10, т.е 10 – основание арабской системы счисления. Поэтому ее и называют десятичной системой счисления.



Основные достоинства любой позиционной системы счисления:

ограниченное количество символов для записи чисел;простота выполнения арифметических операций.Например: в арабской десятичной системе счисления для записи чисел

Слайд 19В компьютере наиболее подходящей и надежной оказалась двоичная система счисления ,

в которой для представления чисел используются цифры 0 и 1.
Однако эта система счисления была предметом пристального внимания. Вот, что писал выдающийся французский математик Пьер Симон Лаплас (1749 - 1807) об отношении к двоичной системе счисления:
«В своей двоичной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытиё, и что высшее существо создаёт все сущее из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа».

В компьютере наиболее подходящей и надежной оказалась двоичная система счисления , в которой для представления чисел используются

Слайд 20Кроме того оказалось удобным использовать представление информации ещё с помощью двух

систем счисления:
восьмеричной;
шестнадцатеричной.
Сразу хочется отметить, название системы счисления соответствует количеству цифр используемых при записи числа в данной системе счисления, то есть основанию системы счисления (р)

Назовите основание каждой системы счисления (записывают в тетрадях)

2

8

10

16

Кроме того оказалось удобным использовать представление информации ещё с помощью двух систем счисления:восьмеричной;шестнадцатеричной.    Сразу

Слайд 21 Алфавит системы счисления – это набор символов,

используемый для обозначения цифр в данной системе счисления
(работа с учебником стр. 39 читают ученики)
Хочется отметить, что используются цифры от 0 до р-1, где р – основание системы счисления)
Исходя из это заполним таблицу

0,1

0,1,2,3,4,5,6,7

0,1,2,3,4.5,6,7,8,9

0,1,2,3,4.5,6,7,8,9,10(A),11(B),12(C),13(D),14(E),15(F)

Назовите алфавит каждой системы счисления (записывают в тетрадях)

Алфавит системы счисления – это  набор символов, используемый для обозначения цифр в данной

Слайд 221567
3005,234
185,7948
11022
1345,526
112,0113
16,545
13АЕ,1F16
Укажите, какие числа записаны с ошибками.

Обоснуйте ответ
1567 3005,234 185,7948 110221345,526112,0113 16,545 13АЕ,1F16Укажите, какие числа записаны с ошибками. Обоснуйте ответ

Слайд 23 Развернутой формой числа называется запись в виде:
Nр=ak*рk+ak-1*рk-1+…+a1*р1 +a0*р0+a-1*р-1+ …+a-n*р-n
Любое действительное число

можно записать в любой позиционной
системе счисления в виде суммы положительных и отрицательных
степеней числа р (основание системы счисления)

N - само число
р – основание системы счисления
к+1 – количество разрядов в целой части числа
n - количество разрядов в дробной части числа

Развернутой формой числа называется запись в виде:  Nр=ak*рk+ak-1*рk-1+…+a1*р1 +a0*р0+a-1*р-1+ …+a-n*р-nЛюбое действительное число можно

Слайд 24485,2310 = (решение на доске)
123,4510 =
(решает ученик у доски)
11011,1012 = (решение

на доске)
4. 111011,112 =


Запишите в развернутой форме числа

2 1 0 -1 -2

1 *102+2*101+3*100+4*10-1+5*10-2

5 4 3 2 1 0 -1 -2

1 *25+1*24+1*23+1*21+1*20 +1*2-1+1*2-2

(4, 5, 6 записывают решение на доске ученики)

5. 3456,68 =

3 2 1 0 -1

3 *83+4*82+5*81+6*80+6*8-1

6. 3AF,1516 =

2 1 0 -1 -2

3 *162+10*161+15*160+1*16-1+5*16-2

485,2310 = (решение на доске)123,4510 =(решает ученик у доски)11011,1012 = (решение на доске) 4.  111011,112

Слайд 25Чтобы перевести число из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, надо

представить это число в виде суммы степеней числа p и произвести указанные вычисления в десятичной системе счисления ( т.е. записать число в развернутой форме и произвести указанные вычисления)
Например, переведем число 1011,112 в десятичную систему счисления. Для этого представим это число в развернутой форме и произведем вычисления в десятичной системе счисления.


Рассмотрим еще один пример. Переведем число 51,78 в десятичную систему счисления.

Перевод чисел из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную

3 2 1 0 -1-2

1 0 -1

Чтобы перевести число из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, надо представить это число в виде суммы

Слайд 26Рассмотрим еще один пример. Переведем число 5D8,A16 в десятичную систему счисления.

5D,A16

=

Мы перевели три числа из недесятичной системы счисления в десятичную. Можем ли мы их теперь расположить в порядке возрастания?
5D,A16, ,
5D,A16

1 0 -1

Вывод: (делают ученики)

Чтобы сравнить числа сила, записанные в разных системах счисления, надо их представить в одной системе счисления (желательно в десятичной)

Рассмотрим еще один пример. Переведем число 5D8,A16 в десятичную систему счисления.5D,A16 =Мы перевели три числа из недесятичной

Слайд 27Письменно
№5, стр. 48, №6 стр.49
Д/з §1.5, стр. 38-40

Письменно№5, стр. 48, №6 стр.49Д/з  §1.5, стр. 38-40

Слайд 28С чем мы познакомились сегодня на уроке?
Итог урока

С чем мы познакомились сегодня на уроке?Итог урока

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть