Слайд 1«Использование среды КуМир для обучения учащихся алгоритмизации и программированию»
Мухина Анастасия Игоревна
учитель
информатики и ИКТ
МБОУ «Гимназия «22»
г.Майкоп, 2017г.
Слайд 2Тенденции в обучении информатике
Изучение прикладного
ПО
Изучение основ
алгоритмизации
и программирования
Слайд 3Основная задача преподавания алгоритмизации и программирования –
это развитие особого стиля
мышления, который просто необходим для наиболее полной реализации своих способностей и возможностей при выборе наиболее оптимального пути решения задачи.
Слайд 4Актуальность данного проекта:
мотивировать школьников к изучению информатики;
воспитание алгоритмического и аналитического мышления
учащихся;
подготовка учащихся к более легкому вхождению в программирование в среднем учебном звене;
подготовка к программированию на языках более высокого уровня и, как следствие, выйти на сдачу экзамена по выбору в форме ОГЭ или ЕГЭ.
Слайд 5Цели проекта:
реализация системно-деятельностного подхода в обучении, лежащего в основе ФГОС, и
направленного на становление сознания учащихся и их личности в целом;
возможность реализации интерактивных методов обучения в процессе взаимодействия, беседы с учащимися;
организация обучения, ориентированного на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения;
разработка системы дополнительных заданий для программных исполнителей Учебных Миров среды КуМир.
Слайд 6Задачи проекта:
показать практическую значимость использования программирования для наглядного представления решения задач
в различных областях жизнедеятельности человека;
научить учащихся основам программирования с использованием среды программирования КуМир;
научить составлению и оформлению программ в соответствии с нормативными требованиями языка программирования;
развивать логическое и аналитическое мышление школьников;
найти место для изучения всех исполнителей в курсе изучения информатики.
Слайд 7Программирование – одна из наиболее сложных тем школьного курса информатики.
Причины:
недостаточный уровень
сформированности у учащихся алгоритмического мышления;
учащимся зачастую очень сложно перейти от известных алгоритмических конструкций к их формальному описанию на языке программирования;
у большого количества учащихся часто просто отсутствует мотивация к изучению темы «Программирование»;
ученику тяжело оценить результаты своей работы, проанализировать работу программы, найти ошибки, тем более что нет наглядности при выводе результатов работы программы.
Слайд 8КуМир (Комплект Учебных МИРов) —
это свободно распространяемая кроссплатформенная русскоязычная система программирования, предназначенная для
начального обучения основам алгоритмизации.
Слайд 9Изучение информатики в нашей Гимназии начинается с начальной школы. И к
5 классу дети уже знакомы с такими понятиями как «алгоритм» и «исполнитель».
И в 5 классе первые ученик встречается с основами программирования при изучении темы «Разработка плана действий и его запись» (тематическое планирование по учебнику Л.Л. Босовой).
Слайд 10На этом этапе на уроках на практике я подключила исполнителя Водолей
среды КуМир.
Слайд 11С помощью этого исполнителя можно решить класс задач на переливание. В
учебнике автора Л.Л.Босовой имеется только одна задача. Поэтому мною были разработаны уроки, содержащие дополнительные задания.
Слайд 12В 6 классе учащиеся изучают довольно обширный блок под названием «Алгоритмы
и исполнители», в рамках которого предусмотрено знакомство и работа с какими-либо формальными исполнителями. Изучение блока начинается с алгоритмического исполнителя Кузнечик.
Слайд 13На эту тему мною также были разработаны и проведены уроки с
раздаточным материалом. Различные виды заданий выполнялись с учащимися как фронтально, так и самостоятельно.
Слайд 14Далее по программе учащиеся изучают исполнителя Чертежник. Исполнитель Чертежник предназначен для
построения рисунков на координатной плоскости.
На изучение этого исполнителя в курсе отводится достаточное количество уроков и заданий, поэтому разработка дополнительных не потребовалась.
Слайд 15На этом этапе важно учить программированию, а не языку. Все понятия,
даваемые детям, выводятся как инструмент решения проблемы.
Например, мы умеем рисовать на экране домик (у нас уже есть такая функция). Давайте нарисуем на экране 5 домиков друг за другом. Задачу, безусловно, можно решить, вызвав функцию 5 раз. Но, проверяя технологию, мы задаем вопросы: а если надо будет 10 домиков? 50? 100?
Затем детям предлагается обсудить, как можно было бы решить эту проблему, и обычно они сами, с некоторой помощью преподавателя, формулируют с той или иной степенью приближения идею цикла. Лишь только затем рассказывается синтаксис оператора цикла.
Слайд 16Таким образом, уже в 6 классе появляется возможность познакомить учащихся с
основами программирования на примере написания программ для исполнителей Чертежник, Водолей, Кузнечик. Очень важно именно в этом возрасте для учащегося – это возможность наглядно увидеть результаты работы программы, им написанной, увидеть, где есть ошибка, где исполнитель не может выполнить команду, т.е. есть возможность научить учащихся самостоятельно проводить тестирование и пошаговую отладку программы. При этом сама программа использует служебные слова из русского языка.
Слайд 17В дальнейшем в 8-9 классе, когда изучается тема «Программирование на языке
Паскаль», эти навыки очень востребованы, т.к. учащимся гораздо легче освоить конструкции формального языка, опираясь на навыки, приобретенные при работе с графическими исполнителями.
Слайд 18Использование данного проекта на текущем этапе дало хорошие результаты:
учащиеся быстро
входят в среду;
легко запоминают систему команд исполнителя;
с интересом выполняют любые задания как в процессе индивидуальной работы, так и групповой;
визуализация работы программы на графическом экране упрощает понимание и освоение управляющих конструкций языка для учащихся с любым стилем мышления;
структурная организация данной среды максимально приближена к среде Паскаль и переход от одной к другой в дальнейшем осуществится легко и безболезненно.