Слайд 1Чего я лишусь?
Что я потеряю?
В чём не смогу участвовать?
Если я не
буду общаться?
Слайд 2Проблемный вопрос
Какой информационный процесс используется при общении людей? Что связывает
информатику и обществознание при рассмотрении данной темы?
Слайд 3
Общение
как обмен информацией
Слайд 4План урока
1. Общение.
2. Виды и структура общения.
3. Коммуникация.
4. Барьеры коммуникации.
5. Правила общения и преодоления коммуникативных барьеров
Слайд 5Основные понятия и терминология урока
Общение
Вербальное общение
Невербальное общение
Коммуникация
Интерактивность
Перцепция
Коммуникатор
Криптография
Реципиент.
Слайд 6 Общение
– сложный и
многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя:
обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания другого человека.
Слайд 7Проблемой общения
занимаются науки:
социальная психология
этнография
педагогика
этика
лингвистика
Слайд 10Структура общения
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами
по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств.
Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них общую деятельность.
Перцептивная сторона общения есть процесс понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений.
сторона общения – это обмен:
Слайд 12Что же такое коммуникация?
Коммуникация (лат. communicatio, от communico — делаю общим,
связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем)
Слайд 14В общении информация:
передаётся
формируется
уточняется
развивается
Слайд 15Вопрос:
Назовите основные устройства для быстрой передачи информации?
Слайд 16Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука
Слайд 17
Вопрос: Итак, в чем же отличие общения от коммуникации?
«Если у
вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу)
Слайд 19Работа в группах:
Составление в информационной среде таблицы «Вербальное и невербальное общение»
Передача
работы посредством ресурсов Интернет
Слайд 20
Вербальные и невербальные средства общения
Задание: создайте и заполните таблицу, используя
примеры разных знаковых систем.
говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
взгляд;
слушание - восприятие содержания звучащей речи;
письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
мимика (выражение лица);
чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации;
вокальные качества голоса: его диапазон, тональность,
тембр голоса, темп речи, паузы, смех;
письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи);
пантомимика (позы и жесты).
Слайд 22Вербальные и невербальные средства общения
Слайд 23
Валеологическая пауза
1. Класс должен встать, отступить на 1 шаг от стола.
2.
Наклонить голову вправо и влево, вперед, назад.
3. Поднять руки вверх, в стороны и отпустить вниз.
4. Движение глаз по часовой стрелке.
5. Движение глаз против часовой стрелки.
6. Поаплодируйте друг другу.
Слайд 24Какой барьер непонимания возник в этой ситуации?
В начале Первой мировой войны
британский офицер проходивший службу в Африке, получил депешу от командования: «Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе». Спустя несколько дней офицер отрапортовал: «Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны».
Слайд 25Коммуникативные барьеры общения
фонетическое непонимание - участники общения говорят на различных
языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов;
семантический барьер непонимания, связанный с тем, что участники общения используют различные значения слов. Это, проблема жаргонов и сленгов. Каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой сленг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи;
логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложна для восприятия, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д.
социально-культурные различия между партнёрами по общению, это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет».
Слайд 26Вопрос по тексту:
Какие барьеры непонимания для вас являются существенными?
Слайд 27Работа по результатом социологического опроса:
Работа в информационной среде
Составление диаграммы
Работа с
тестовым заданиями в формате ЕГЭ
Слайд 28Алгоритм построения диаграмм:
Ввести в таблицу данные.
Выделить необходимый диапазон данных.
Вызвать Мастера
диаграмм и выполнить его указания:
Выбрать тип диаграммы
Выбрать отображение данных (в строках или столбцах)
Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных и т.д.)
Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или на имеющемся)
Слайд 291.
А). Для детей логические барьеры являются более существенными, чем для
взрослых;
Б). Логические барьеры непонимания являются одинаково существенной проблемой и для взрослых и для детей;
В). Логические барьеры не считают проблемой чаще взрослые, чем дети.
2.
А). Дети чаще, чем взрослые признают, что фонетические барьеры в общении встречаются им в редких случаях;
Б). Взрослые чаще, чем дети называют существенной проблемой семантическое непонимание;
В). Для большей части взрослых семантическое непонимание является проблемой в редких случаях.
Слайд 30Д.З: составить памятку в ГУГЛ-ДОКУМЕНТЕ