Слайд 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ МАТВЕЯ ПЛАТОВА КАЗАЧ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
ПО ИНФОРМАТИКЕ
На тему: «Правовая информационная система».
Выполнил кадет взвода 11.3
Золотухина В.В.________________
Проверил: учитель информатики
Левина Л.В_________________
г. Белая Калитва
2019 год
Слайд 21.Введение
Деятельность любого современного специалиста в бухгалтерской, юридической или экономической сфере базируется
на нормативных документах. Такому специалисту очень важно следить за изменениями в федеральном и региональном законодательствах, чтобы предотвратить возможные ошибки. Объем правовой информации неуклонно растет, и общее число выпущенных на сегодня в России федеральных, региональных и ведомственных документов тоже.
Выходом из этого серьезного положения является применение эффективных информационных технологий. Ведь компьютер является идеальным средством для сбора, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации, в том числе о законах и других нормативно-правовых актах.
Слайд 3Причина популярности справочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системы
представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовой информации, но и позволяют специалисту экономить время.
Компьютерные технологии имеют ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь, это компактное хранение больших объемов информации, быстрый поиск нужных документов или даже фрагментов в огромных массивах данных и высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния.
Слайд 42. Понятие правовой информационной системы
Следует отметить, что в современной литературе пока
нет единого понятия информационной системы. На этом фоне в области права также сложились или складываются разные подходы к пониманию информационной системы:
Правовая ИС рассматривается как система информации, предполагающая анализ информационных процессов в области права.В качестве основных ее частей выделяют: систему сбора, обработки, хранения и выдачи нормативно-правовой информации и присущие социально-правовой деятельности отношения. Также изучают возможность использования ЭВМ и другой техники для автоматизации правовой справочно-информационной службы.
Правовая ИС рассматривается как система информационно-правовой деятельности государственных органов и как механизм обработки правовых данных.
Правовая ИС рассматривается как совокупность социально-правовых сведений, циркулирующих в органах прокуратуры и других ведомствах, и меры борьбы с негативными явлениями.
Слайд 6Первоначально ИПС строились на основе стандартных систем управления базами данных (СУБД)
по принципу элементарной картотеки и позволяли производить лишь простейший поиск документов по отдельным реквизитам. По мере совершенствования систем в них включались полные тексты документов, программные комплексы оснащались различными видами поиска, расширялись возможности аналитической работы с документами.
Современные СПС являются информационно-поисковыми системами. ИПС – это ИС, предназначенная для поиска требуемого документа или факта во множестве документов.
Слайд 73. Задачи правовых ИС:
Хранение больших массивов правовых актов в электронном виде.
Практика показала, что компьютерные базы данных для хранения правовых актов должны иметь значительную специфику, поскольку они предназначены для хранения и обработки неструктурированной (текстовой) информации. Специфика информационно-правового обеспечения обусловила появление специализированных компьютерных справочных систем, с помощью которых конечный пользователь работает с текстами правовых актов - информационно-справочных юридических систем.
Систематизация законодательства. Проблема систематизации законодательства не связана с компьютерными технологиями – она стояла до появления компьютеров. Однако без использования компьютерных технологий проводить систематизацию законодательства, включающего сотни тысяч текстов правовых актов, чрезвычайно затруднительно.
Слайд 8
Структура ИПС:
Поисковый образ документа(ПОД) получается в результате процесса индексирования, которое выполняется
квалифицированными специалистами и состоит из двух этапов: выявление смысла документа и описание смысла на специальном информационно-поисковом языке (ИПЯ).
Запрос к ИПС (ПОЗ – поисковый образ запроса) описывается также на этом языке. Поиск документа состоит в сравнении множества хранящихся в системе ПОД и текущего ПОЗ, в результате чего пользователю выдается требуемый документ или отказ.
Различают два режима работы ИПС:
1.текущее информирование пользователей о новых поступлениях;
2.ретроспективный поиск по разовым запросам.
Слайд 9Важной вехой в развитии правовых ИС стало использование в них технологии
гипертекстовых ссылок: для каждого фрагмента текста создаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи. Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределах одного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базами данных. Для этого в системах отслеживаются логические связи между документами (редакции документа, бланкетные и отсылочные нормы).
Существенным дополнением к техническим возможностям правовых ИС стала юридическая обработка документов. Под этим понимается аналитическая работа юристов по проверке и исследованию нормативных актов в целом и их отдельных частей, по выявлению места документа в правовой системе, определению прямых и косвенных связей между документами и правовыми нормами. Составной частью юридической обработки является составление редакций документа, подготовка комментариев и справок.
Слайд 104. ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ИС
Основные характеристики функций правовой системы сводятся к следующим
моментам:
функции правовой системы определяются ее разными целями, что, в конечном счете, связано с ролью правовой системы в обществе;
каждая из функций правовой системы имеет собственный объект воздействия;
реализация интегративной, коммуникативной, регулятивной функций правовой системы осуществляется через аналогичные механизмы общества в целом;
каждая из функций правовой системы характеризуется специфическим механизмом реализации;
все основные функции правовой системы должны иметь собственное содержание.
Слайд 115. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ИС
В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая
территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.
По территориальному признаку автоматизированная информационная система (АИС) классифицируются на геоинформационные, международные, общегосударственные, областные, республиканские, окружные, городские, районные и т.д.
По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.
Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, -- автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.
Слайд 12В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так,
например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.
Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.
Так можно выделить АИС, основанные на системе нормативных правовых актов. Например, информационно-поисковые по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.
Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические.
Слайд 13Автоматизированная информационная система (АИС) — совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации
деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.
Слайд 14Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация
информации по степени доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.
Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС:
Слайд 15ПРАВОВЫЕ ПОИСКОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
Рассмотрим теперь проблемы построения информационных систем для обеспечения
основных правовых систем общества.
Правовую информатизацию России регламентирует Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 «О Концепции правовой информатизации России», а также Федеральная программа «Электронная Россия».
Слайд 17 Система «Выборы»
Разработка системы осуществляется по указу от 23
августа 1994 г. о создании Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» и Закону о ГАС «Выборы».
Система «Государственная Дума и Федеральное Собрание»
Важная система - электронная система обеспечения заседаний Государственной Думы, которая осуществляет регистрацию депутатов, запись их на выступления, внесение предложений и поправок, подсчет голосов и определения результатов голосования.
Система «Министерство Юстиции»
Приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 была утверждена «Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации» и создание Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.
Система «МВД»
Основные цели и направления работ информатизации МВД изложены в «Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью» (МВД РФ, 12 мая 1993 г.) и последующих документов.
Система «Адвокатура»
Адвокатура в своей работе опирается, в частности, на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Эта информация - основа формирования адвокатского досье.
Слайд 18я
Система «Суд»
Государственная политика в области информатизации судебной деятельности отражена в Концепции
информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (одобрена Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 г.), а также в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2010 гг.
Система «Прокуратура»
В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИОП РФ). Она направлена на создание единой информационной системы, способной эффективно, полно и оперативно удовлетворять информационные потребности всех уровней территориальных органов прокуратуры.
Система «Миграционная служба»
Системы миграционной службы бывают ведомственного, регионального, федерального и международного уровней. Информационные ресурсы этих уровней включают нормативно-правовые документы, информационные системы, другую документацию.
Система «Налоговая служба»
Одна из основных целей внедрения новых информационных технологий в налоговые системы состоит в разработке и использовании автоматизированной информационной налоговой системы (АИНС) и ее информационной, программной, технической и технологической поддержки.
Слайд 19Система «Таможня»
Разработка информационных систем в таможенной деятельности осуществляется на основе ряда
документов, например, Концепции развития таможенной службы РФ до 2010 г. Ядро этой работы - разработка интерактивной Единой Автоматизированной Информационной Системы ГТК РФ (система ЕАИС). Примером таможенной информационной системы может служить АИСТ-М (Автоматизированная Система Таможенного Оформления).