Слайд 1Формирование познавательных УУД на уроках информатики
в 9 классе.
Ухина Т.В.,
учитель физики и
информатики
МКОУ Курловская СОШ №1
Слайд 2Цель: на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать познавательные УУД и условия,
обеспечивающие успешное формирование познавательных учебных действий школьников на уроках информатики и ИКТ в 9 классе.
Задачи:
определить состав и характеристики универсальных учебных действий;
описать методы и приемы формирования развития познавательных учебных действий;
создать необходимые условия для учеников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и др.
Слайд 3Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
личностные;
регулятивные;
познавательные,
коммуникативные действия.
Слайд 4 В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные,
включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.
Слайд 5Общеучебные познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и
выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Слайд 6Знаково-символические действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Слайд 7Результаты формирования
универсальных учебных действий
Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:
произвольно
и осознанно владеть общим приемом решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов;
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Слайд 8Технология проектной деятельности
В основе метода проектов лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны это - способ организации процесса познания.
Слайд 9Самостоятельная работа.
Правильно организованная самостоятельная деятельность позволяет сформировать у учащегося
не только способности к осмыслению жизненных явлений, анализу, проектированию и системному действию в различной ситуации или в условиях неопределенности, но и способности к постоянному индивидуальному росту, приобретению новых знаний, устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), творческой самореализации.
Слайд 10Технология проблемного обучения.
При использовании технологии проблемного обучения ученик застрахован
от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения поставленной проблемы, он вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов и в ходе выполнения практических заданий. Учащиеся учатся анализировать проблемные ситуации; выбирать информационные средства, необходимые для разрешения поставленной проблемы; осознавать неизвестное; отыскивать возможные пути решения проблемы, что приводит к формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям, умениям, навыкам.
Слайд 11Работа с текстом
Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение
анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.
Слайд 12Игровые технологии
Игровые технологии выгодно отличаются от других методов обучения
тем, что позволяют ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дают возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. И когда учащиеся в процессе игры ищут ответы на поставленные вопросы, исследуют изучаемый объект, формируются познавательные УУД.
Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства, сам планирует, контролирует, корректирует свои действия. А это уже формирование регулятивных УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью.