Слайд 1Особенности эффективного использования информационно-поисковых систем (Google)
Слайд 2
Название поисковой системы происходит от измененного слова googol (гугол), которое означает
величину 10100, т.е. единицу со ста нулями.
По мнение автора термина, математика Э.Каснера, во всей Вселенной нет ни одного материального объекта в количестве гугола единиц.
Слайд 3 Один из основателей Google – Сергей Брин.
Его семья уехала
из СССР в 1979 году, когда Сергею было шесть лет. Закончив школу, в 1990 году он поступил в университет Мэриленд.
Досрочно получив «красный» диплом бакалавра по математике и компьютерным системам, он продолжил учебу в Стэндфордском университете.
Научная работа Сергея Брина, как и его друга Ларри Пейджа, касалась поиска информации.
Слайд 4 Программу поиска Сергей написал в 1994 году.
Она автоматически искала
на сайте «Плейбоя» новые картинки и закачивала их на рабочий стол в компьютере Брина.
Осенью 1996 года на сайте Стэндфордского университета заработала поисковая страница. Это была практическая часть научной работы Брина и Пейджа.
А необходимый для работы поисковика сервер объемом 1024 Гб располагался прямо в комнате Брина в университетском общежитии.
Слайд 5 Поисковая система оказалась настолько удобной, что к лету 1998 года к
ней обращалось около 10 тысяч пользователей. Брин и Пейдж взяли академический отпуск и 7 сентября 1998 года основали компанию Google Inc.
В 1999 году Google стала самой популярной ПС и с тех пор ее
рейтинг не уменьшался.
В языке американцев появилось
новое слово – «гуглить», т.е. искать в Интернете (как само собой разумеющееся) с помощью Google.
Слайд 6Почему именно Google?
Первый по популярности- 84,65 %
Проиндексировано – свыше 8
млрд. страниц!
Обрабатывает 41 млрд. 345 млн. запросов в месяц (доля рынка 62,4 %), тогда как Yahoo! 8 млрд. 505 млн. (доля рынка12,8%)
Может находить информацию на 191 языке (c октября 2009).
Google предлагает своим пользователям свыше 30 сервисов.
Слайд 7 Поддерживает поиск в документах форматов PDF, RTF, PostScript, Microsoft Word, Microsoft
Excel, Microsoft PowerPoint и других.
Adobe Acrobat PDF (.pdf)
Adobe Postscript (.ps)
Microsoft Word (.doc)
Microsoft Excel (.xls)
Microsoft PowerPoint (.ppt)
Rich Text Format (.rtf)
Вероятность найти нужный документ с помощью Google выше. При этом, как правило, Google обеспечивает более высокую релевантность поиска, чем другие ПС.
Слайд 8 Google хорошо «знает» русскоязычный сектор Интернета и зачастую выдает большее
количество ссылок, чем «три кита поиска в рунете» — ПС Яндекс, Рамблер и Апорт.
Google предлагает службы, отсутствующие у других ПС (например, поиск в группах новостей).
Google работает быстро и надежно.
Google стал законодателем мод: другие ПС не только начали использовать алгоритмы, впервые примененные поисковиком Google, но даже дизайн своей домашней страницы сделали похожим.
Поэтому после ознакомления с Google у Вас не возникнет никаких трудностей в их использовании.
Слайд 9Google Scholar (http://scholar.google.com).
Академия Google 18 октября 2004 г
Слайд 10Что содержит Академия Google?
рецензированные статьи, диссертации, книги, рефераты и другая
научная литература из различных сфер исследований
различные версии (возможно, предварительные) одной статьи, к которым можно получить доступ
Слайд 11
"Стоять на плечах гигантов"?
Это выдержка из известного высказывания Исаака Ньютона:
"Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов."
Слайд 12Функции Академии Google :
Поиск по различным источникам с одной удобной страницы.
Поиск
статей, рефератов и библиографических ссылок.
Поиск полного текста документа в библиотеке или сети.
Получение информации об основных работах в любой области исследований.
Слайд 13
Расшифровка элементов поиска в Google
1. Заголовок – ссылка
на реферат или на полный текст статьи, если он доступен в сети.
2. Цитируется – работы, цитирующие статьи из данной группы.
Результаты поиска по запросу “smile analysis”
Слайд 143. Похожие статьи – другие материалы, похожие на
статьи из этой группы.
4. Ссылки на библиотеки (в Интернете) – поиск электронной версии статьи в библиотеках, участвующих в нашей программе. Эти ссылки появляются автоматически, если вы подключены к локальной сети своего учебного заведения.
Слайд 15
5. Ссылки на библиотеки (автономные) – поиск библиотек, в которых есть
печатный экземпляр данной работы.
6. Группа– поиск других (возможно, предварительных) статей, входящих в данную группу научных трудов, к которым можно получить доступ. В качестве примера можно привести препринты, рефераты, тезисы докладов на конференциях и другие варианты публикаций.
7. Веб-поиск – поиск информации о данной работе в Google.
8. BL Direct – заказ полного текста статьи в Британской библиотеке. Google не получает никакой платы за данную услугу.
Слайд 16Как определяется рейтинг статей?
Наиболее релевантные результаты всегда отображаются на первой странице.
Оценивается весь текст статьи
Автор, издание, в котором статья появилась
Частота цитирования данной работы в научной литературе.
Слайд 17Как произвести поиск по автору?
Вместо полного имени используйте инициалы.
Точка НЕ
ставиться.
Заглавные буквы можно не использовать.
Слайд 18Как произвести поиск по названию?
Введите название работы, заключив его в
кавычки: "Библиотечно-информационная деятельность в электронной среде".
Слайд 19Как найти последние результаты исследований по определенной теме?
Результаты будут отсортированы с
учетом новизны исследования и его релевантности по вашему запросу.
При упорядочивании учитываются такие факторы, как известность автора и предыдущие публикации в журналах, а также полный текст каждой статьи и частота ее цитирования.
Выберите период из выпадающего меню под заголовком "в любое время".
Слайд 20Для чего нужна ссылка "Похожие статьи"?
Для каждого результата поиска Академия Google
старается автоматически определить наиболее тесно связанные с ним статьи.
Список похожих статей сортируется в первую очередь по степени их схожести с первоначальным результатом, но при этом учитывается и релевантность каждого документа.
Слайд 21 Это статьи, на которые ссылаются другие научные работы, но которые не
были обнаружены в сети. Большая доля научной литературы все еще отсутствует в сети, и, пока эти труды не станут доступны через Интернет, результаты поиска по таким ссылкам будут помогать ученым в выявлении максимального объема релевантной информации.
Что представляют собой результаты,
отмеченные как [цитирование]?
Слайд 22 Вы можете повысить точность и эффективность своего поиска в Академии Google,
добавив "операторы", уточняющие поисковые запросы.
В некоторых случаях можно указывать операторы непосредственно в строке поиска Академии Google. В других случаях целесообразно воспользоваться страницей расширенного поиска.
Советы по расширенному поиску в Академии Google
Слайд 23Советы по расширенному поиску в Академии Google
Поиск по автору
Если вы хотите
произвести поиск по полному имени автора или по фамилии с инициалами, заключите их в кавычки: [«м я дворкина"].
Слайд 24 Если слово одновременно является именем человека и распространенным существительным, можно использовать
оператор "author:".
Этот оператор действует только на слово, непосредственно следующее за ним. При этом между оператором "author:" и поисковым запросом не должно быть пробелов.
Для дальнейшего уточнения поискового запроса можно использовать оператор, заключив полное имя автора в кавычки
Слайд 25Ограничение по изданиям
Поиск с ограничением по изданиям дает в результате список
трудов, включающих определенные слова и опубликованных в конкретном издании.
Поиск с ограничением по изданиям может быть неполным!
Слайд 26Результат по запросу «Статьи М. Я. Дворкиной в журнале «Библиотековедение»
Слайд 27Ограничение по дате
Поисковые запросы с ограничением по дате могут быть эффективны
при поиске последних разработок в данной области.
Следует помнить, что в некоторых сетевых источниках отсутствует дата публикации, а Академия Google не включает в результаты поиска с ограничением по дате статьи без даты.
Слайд 28Результаты по запросу последних статей М. Я. Дворкиной
Слайд 29Другие операторы
Академия Google поддерживает также большинство операторов Google:
оператор "+"
оператор "-"
оператор "OR"
оператор "intitle:"
Слайд 30Оповещение по электронной почте
Необходимо заполнить простую форму
Слайд 31Совместная работа Академия Google и библиотек
Цель Google состоит в том,
чтобы организовать мировую информацию и сделать ее общедоступной и полезной. Упрощение библиотечного доступа к научным текстам на шаг приближает нас к данной цели.
Два решения для читателей :
Программа библиотечных ссылок
Поддержка поиска библиотек