Презентация, доклад на тему Методические рекомендации и презентация по теме Алгоритмизация и программирование

Содержание

Содержание:Разветвляющиеся алгоритмыМассивыЦиклические алгоритмыЛинейные алгоритмыПонятие алгоритма

Слайд 1
Презентация

по теме:

Алгоритмизация и программирование



Информатика 10-11 класс

Презентация по теме:Алгоритмизация и программированиеИнформатика 10-11 класс

Слайд 2Содержание:
Разветвляющиеся алгоритмы
Массивы
Циклические алгоритмы

Линейные алгоритмы
Понятие алгоритма

Содержание:Разветвляющиеся алгоритмыМассивыЦиклические алгоритмыЛинейные алгоритмыПонятие алгоритма

Слайд 3Понятие алгоритма
Понятие алгоритма не есть
для нас нечто новое и необычное.


Они встречаются в нашей жизни
на каждом шагу.
Пример:
открывание двери ключом
стирка белья
приготовление блюд
различные алгоритмы выполнения алгебраических заданий и т.д.
Попробуйте переставить местами любые два действия.
Мы получим
либо алгоритм не выполнимым
либо результат не будет соответствовать тому, что мы должны были получить
Поэтому алгоритм это не только набор действий но и их определенный порядок.
Понятие алгоритмаПонятие алгоритма не есть для нас нечто новое и необычное. Они встречаются в нашей жизнина каждом

Слайд 4Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную организованную последовательность

команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Само слово «алгоритм» происходит от латинской формы написания имени великого математика IX века
аль-Хорезми (Muhammed ibn Musa al Horesmi), который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмами и понимали только правила выполнения четырех арифметических действий, а в дальнейшем это понятие стало использоваться для обозначения последовательности действий, приводящих к решению поставленной задачи.
Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную организованную последовательность команд, приводящую от исходных данных к

Слайд 5Предписание о выполнении отдельного законченного действия исполнителем называется командой алгоритма. Совокупность

всех команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем, образуют систему команд данного исполнителя (СКИ). Компьютер один из наиболее впечатляющих примеров исполнителей.
В общем виде схему работы алгоритма можно представить следующим образом:

Исходные
данные

Алгоритм

Искомый
результат



Предписание о выполнении отдельного законченного действия исполнителем называется командой алгоритма. Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены

Слайд 6Для того, что бы исполнитель выполнил задание ему не требуется понимание

сущности алгоритма, он должен лишь точно выполнять команды, не нарушая их последовательности.

Алгоритм должен быть:
Точным (каждая команда – однозначное действие)
Понятным (те команды, которые выходят в систему)
Конечным (конечное число шагов)
Для того, что бы исполнитель выполнил задание ему не требуется понимание сущности алгоритма, он должен лишь точно

Слайд 7Свойства алгоритмов
Свойство дискретности означает, что путь решения задачи
разделен на отдельные

шаги (действия). Каждому действию соответствует предписание (команда). Только выполнив одну команду, исполнитель может приступить к выполнению следующей.
Свойство понятности означает, что алгоритм состоит только из предписаний, входящих в СКИ исполнителя. То есть таких предписаний, которые исполнитель может воспринять и выполнить по ним требуемые действия.
Свойство определенности означает, что в алгоритме нет команд, смысл которых может быть истолкован неоднозначно; недопустимы ситуации. Когда после выполнения очередной команды исполнителю не ясно, какую команду надо выполнять на следующем шаге.
Свойство результативности означает, что алгоритм должен обеспечивать возможность получения результата после конечного, возможно очень большого, числа шагов. При этом результатом считается не только обусловленный поставленной задачей ответ, но и вывод о невозможности продолжения решения данной задачи по какой-либо причине.
Свойство массовости означает, что алгоритм должен обеспечивать возможность его применения для решения класса однотипных задач.

Свойства алгоритмовСвойство дискретности означает, что путь решения задачи 	разделен на отдельные шаги (действия). Каждому действию соответствует предписание

Слайд 8Существуют три способа написания алгоритмов:
На естественном языке
(с помощью описания)
На алгоритмическом

языке
(языке программирования)
На языке схем (с помощью графических объектов)
Существуют  три способа написания алгоритмов: На естественном языке 	(с помощью описания)На алгоритмическом языке 	(языке программирования)На языке

Слайд 9Алгоритм на естественном языке выглядит в виде описания последовательности шагов.

Например: алгоритм

открывания двери
1.Взять ключ;
2. Вставить ключ в замочную скважину;
3. Сделать ключом необходимое количество оборотов;
4. Вынуть ключ из замочной скважины;
5. Открыть дверь.

Алгоритм на естественном языке

Алгоритм на естественном языке выглядит в виде описания последовательности шагов.Например: алгоритм открывания двери1.Взять ключ;2. Вставить ключ в

Слайд 10Алгоритм на языке программирования
Записанный на языке программирования алгоритм называется программой. Система

программирования – это программное обеспечение ПК , предназначенное для разработки, отладки и выполнения программ на некотором языке программирования.
Из используемых процедурных языков программирования в настоящее время наиболее распространенными являются Паскаль, Делфи, Бейсик и СИ.
Чаще всего именно эти языки изучаются на уроках информатики.
Наиболее подходящим языком для первоначального освоения программирования является язык Паскаль. Как известно, автор Паскаля
Н. Вирт создавал его прежде всего как учебный язык. Позднее фирмой Borland была разработана система программирования Турбо-Паскаль, расширившая область применения языка и развившая сам язык программирования. Современные версии Турбо-Паскаля достаточно широко распространены в компьютерных классах учебных заведений.
Алгоритм  на языке программированияЗаписанный на языке программирования алгоритм называется программой. Система программирования – это программное обеспечение

Слайд 11Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти.
Отдельный информационный объект (число,

символ, строка, таблица) называется величиной.
С понятием величины связаны такие характеристики, как:
Имя (место в памяти компьютера). Величины в программировании , как и в математике, делятся на
- переменные, обозначающиеся символическими именами (индефикаторами) . Имя переменной может состоять из одной или нескольких латинских букв и цифр: А1,М, АР.
- постоянные (константы). Значение константы хранится в выделенном под нее поле памяти и остается неизменным в течение работы программы.
Если значением переменной является не число, а некоторый набор символов, то к ее имени добавляется символ $: А1$;
Значение (информация о величине, хранимая в определенном месте).
Тип (существует пять типов
величин, с которыми работает
компьютер

Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти.Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица) называется величиной. С

Слайд 12Арифметические операции и стандартные математические функции

Арифметические операции и стандартные математические функции

Слайд 13Пример 1. Записать математическое выражение в виде арифметических выражений на Паскале.



1.
2.
3.
Математическое

выражение

Выражение на Паскале

sqr(x)-7*x+6

(abs(x)-abs(y))/(1+abs(x*y))

Ln(abs((y-sqrt(abs(x)))*
(x-y/(z+sqr(x)/4))))

Пример 1. Записать математическое выражение в виде арифметических выражений на Паскале.1.2.3.Математическое выражениеВыражение на Паскалеsqr(x)-7*x+6(abs(x)-abs(y))/(1+abs(x*y))Ln(abs((y-sqrt(abs(x)))*(x-y/(z+sqr(x)/4))))

Слайд 14Программирование на языке Турбо-Паскаль
Программа может содержать числа, величины (переменные), арифметические выражения,

операторы.
Набор правил записи компьютерной программы называется алгоритмическим языком (или языком программирования)
Оператор- это команда алгоритмического языка.
Операторы в Паскале:
Присваивания имя := выражение (предназначен для изменения значения величины)
Ввода readln (список переменных) (предназначены для считывания информации в память компьютера с устройств ввода, например с клавиатуры)
Вывода writeln ('подсказка', список переменных) (предназначены для вывода значения переменных на устройства вывода, например на экран монитора)
Обращения к процедурам.
Программирование на языке Турбо-ПаскальПрограмма может содержать числа, величины (переменные), арифметические выражения, операторы. Набор правил записи компьютерной программы

Слайд 15Program ;
Var ;
Begin
;
Writeln (‘ввести …‘);
Readln (…);

:= …;
Writeln (‘ответ …‘, …:0:2);
Readln ;
End.

Структура программы на Паскале

Начало

Ввод (если есть)

Действие
Вывод

Конец

Program ;Var ;Begin 		;	Writeln (‘ввести …‘);	Readln (…);	… := …;	Writeln (‘ответ …‘, …:0:2);	Readln ;End. Структура программы на ПаскалеНачалоВвод

Слайд 16Алгоритм на языке схем
Схема – наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные

его действия (этапы) изображаются при помощи различных геометрических фигур (блоков), а связи между этапами указываются при помощи стрелок, соединяющих эти фигуры.
Подобные схемы называются блок-схемами.

Алгоритм на языке схемСхема – наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные его действия (этапы) изображаются при помощи

Слайд 17Условные графические обозначения в схемах алгоритмов.

НАЧАЛО



КОНЕЦ



Условные графические обозначения в схемах алгоритмов.НАЧАЛОКОНЕЦ

Слайд 18Решение задач на компьютере
МПЗ (математическая постановка задачи).
ОД (описание данных).
РА (разработка алгоритма):
Блок-схема,
Программа

на языке программирования.
КЭ (компьютерный эксперимент).
Открыть Турбо-Паскаль и ввести программу,
Осуществить компиляцию (проверить на наличие ошибок с помощью нажатия клавиш Alt+F9),
Выполнить отладку программы и запустить программу с помощью нажатия клавиш Ctrl+F9,
Ввести значения входных переменных (через пробел или enter),
Проанализировать полученные результаты и при необходимости осуществить корректировку.


Решение задач на компьютереМПЗ (математическая постановка задачи).ОД (описание данных).РА (разработка алгоритма):Блок-схема,Программа на языке программирования.КЭ (компьютерный эксперимент).Открыть Турбо-Паскаль

Слайд 19Линейные алгоритмы
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их естественного следования

друг за другом независимо от каких-либо условий, является алгоритмом линейной структуры (АЛС).
Линейный процесс является наиболее простым видом организации вычислительного процесса.
Таким, например, будут алгоритмы вычислений по самым простейшим формулам: формулам вычисления площади круга, длины окружности, квадрата гипотенузы и так далее.

Алгоритм линейной структуры (АЛС). Блок-схема.













начало

ввод

вывод

действие1

действие2

конец


действие1

Линейные алгоритмы Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от

Слайд 20Задача
Составить программу вычисления периметра и площади треугольника, у которого стороны равны

a, b и c см.

МПЗ
Дано: ΔАВС
a, b и c – стороны
Р – периметр , S - площадь
Найти: Р, S
Решение:
Р=a+b+c S=
(по формуле Герона)
где p– полупериметр,


А

В

С

2. ОД
Входные :
Промежуточные:
Выходные:

a, b, c

p

P, S

Задача	Составить программу вычисления периметра и площади треугольника, у которого стороны равны a, b и c см.МПЗ			Дано: ΔАВС				a,

Слайд 213.РА
3.1. Блок-схема
3.2. Программа
начало
Ввод a,b,c
p:=P/2
P:=a+b+c
Вывод P,S
конец
S:=sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c))
Program P1;
Var a,b,c,p,P,S : real;
Begin
Writeln

(‘ввести a,b,c‘);
Readln (a,b,c);
P:=a+b+c;
p:=P/2;
S:=sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
Writeln (‘ответ : P=‘, P:0:2);
Writeln (‘S=‘, S:0:2);
Readln ;
End.

P:=a+b+c

3.РА3.1. Блок-схема3.2. ПрограмманачалоВвод a,b,cp:=P/2P:=a+b+cВывод P,SконецS:=sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c))Program P1;Var a,b,c,p,P,S : real;Begin 	Writeln (‘ввести a,b,c‘);	Readln (a,b,c);	P:=a+b+c;  p:=P/2;

Слайд 22Разветвляющиеся алгоритмы
Ветвление – это такая форма организации действий, при которой в

зависимости от выполнения некоторого условия, совершается либо одна, либо другая последовательность операторов.

Для программирования ветвящихся алгоритмов применяются:
условный оператор (оператор ветвления)

Например: условие –на улице дождь
если да нет

то надо взять зонт иначе не надо брать зонт
Разветвляющиеся алгоритмыВетвление – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия, совершается

Слайд 23Существуют две формы условного оператора:
ПОЛНАЯ
НЕ ПОЛНАЯ
На естественном языке
ЕСЛИ
ТО

<оператор 1 >
ИНАЧЕ <оператор 2>
На языке программирования
If <логическое выражение>
then<оператор 1 >
else<оператор 2>;
На языке блок-схем





На естественном языке
ЕСЛИ <логическое выражение>
ТО <оператор 1>
На языке программирования
If <логическое выражение>
then<оператор >;
На языке блок-схем

+













условие

оператор1

оператор2

+

_


условие


оператор

_


оператор1

Существуют две формы условного оператора:ПОЛНАЯ НЕ ПОЛНАЯНа естественном языкеЕСЛИ ТО ИНАЧЕ На языке программированияIf thenelse;На языке блок-схемНа

Слайд 24Задача
Составить программу для решения квадратного уравнения вида .
Решение:
1. МПЗ
a,b,c – коэффициенты
х1,х2

– корни уравнения
D – дискриминант
Условие: если D≥0, то уравнение имеет корни,
если D<0,то уравнение не имеет корней
2. ОД
входные: a,b,c
промежуточные: D
выходные: х1,х2
ЗадачаСоставить программу для решения квадратного уравнения вида 			.Решение:1. МПЗ	a,b,c – коэффициенты	х1,х2 – корни уравнения	D – дискриминант					Условие: если

Слайд 253. РА
3.1 Блок-схема 3.2 Программа
начало
Ввод a,b,c
D:=b*b-4*a*c
D


Writeln (‘ввести a,b,c‘);
Readln (a,b,c);
D:=b*b-4*a*c;
if D<0 then
Writeln (‘ответ : корней нет’)
else
Begin x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);
x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);
Writeln (‘Ответ:х1=‘, х1:0:2);
Writeln (‘х2=‘, х2:0:2);
End;
Readln ;
End.


да

нет

3. РА3.1 Блок-схема			3.2 ПрограмманачалоВвод a,b,cD:=b*b-4*a*cD

Слайд 26Циклические алгоритмы
Цикл – это многократное повторение выполнение последовательности действий по некоторому

условию.

Существует три типа циклов:
Цикл с предусловием
Цикл с постусловием
Цикл с параметром

Циклические алгоритмыЦикл – это многократное повторение выполнение последовательности действий по некоторому условию.Существует три типа циклов:Цикл с предусловиемЦикл

Слайд 27Цикл «ПОКА» – это цикл выполнение которого повторяется, пока истинно условие

цикла.
На естественном языке На языке блок-схем
ПОКА <условие> ПОВТОРЯТЬ
НЦ
<тело цикла>
КЦ

На языке программирования
whiIe <логическое выражение> do
Begin
< тело цикла >
end;

Цикл с предусловием



условие

Тело цикла

нет

да

Цикл «ПОКА» – это цикл выполнение которого повторяется, пока истинно условие цикла.На естественном языке		На языке блок-схемПОКА ПОВТОРЯТЬ	НЦ

Слайд 28Цикл «ДО» – это цикл выполнение которого заканчивается, когда условие цикла

становится истинно.

На естественном языке На языке блок-схем
ПОВТОРЯТЬ
<тело цикла>
ДО <условие>

На языке программирования да
Repeat < тело цикла >
untiI <логическое выражение> нет

Цикл с постусловием

Тело цикла

условие

Цикл «ДО» – это цикл выполнение которого заканчивается, когда условие цикла становится истинно.На естественном языке		На языке блок-схемПОВТОРЯТЬ

Слайд 29Цикл с параметром
Цикл «ДЛЯ» – это цикл выполнение которого повторяется, пока

целочисленный параметр лежит в интервале между In и Ik.

На естественном языке На языке блок-схем
ДЛЯ I от In до Ik
ПОВТОРЯТЬ
НЦ
<тело цикла>
КЦ

На языке программирования
For I:=In to Ik DO
Begin < тело цикла >
End

Тело цикла

I:=In , Ik


Цикл с параметромЦикл «ДЛЯ» – это цикл выполнение которого повторяется, пока целочисленный параметр лежит в интервале между

Слайд 30Массивы

Представление таблицы в языках программирования называется массивом.
Массив – это упорядоченная последовательность,

состоящая из фиксированного количества величин одного типа.
Однотипные величины называются компонентами массива.
Массив имеет имя (Н-р: A, B, D, F).
Идентификатор компоненты – переменная с индексом, где индекс может быть выражением порядкового типа (Н-р: A[1], А[2], А[3]…).

Описание массива определяет имя, размер массива и базовый тип.

Var <имя массива>: array [тип индекса] of <базовый тип>;

Массивы Представление таблицы в языках программирования называется массивом.Массив – это упорядоченная последовательность, состоящая из фиксированного количества величин

Слайд 31Массивы

Представление таблицы в языках программирования называется массивом.
Массивы бывают:
Одномерные (линейные) – это

массив, у которого элементы – простые переменные.
В одномерных массивах хранятся значения линейных таблиц. Примеры описания одномерных массивов:
Var A : array [0..5] of real;
N : array [ ′A′..′Z′] of real;
Ввод и вывод массива производится поэлементно.
Обычно для этого используется цикл с параметром.
Массивы Представление таблицы в языках программирования называется массивом.Массивы бывают:Одномерные (линейные) – это массив, у которого элементы –

Слайд 32Массивы

Пример 1 в программе вводится десять значений целочисленного массива А и

выводятся значения вещественного массива В, содержащего 50 элементов.
Соответствующие фрагменты программы:
Var A : array [1..10] of integer;
B : array [1..50] of real; i : integer;
begin for i :=1 to 10 do
begin write (′A[′,i,′]=′); readln (A[i]);
end;
……………………………………………….

ввод

вывод

for i :=1 to 50 do
begin writeln (′B[′,i,′]=′); B[i]); end; readln;
end.

Массивы Пример 1 в программе вводится десять значений целочисленного массива А и выводятся значения вещественного массива В,

Слайд 33Массивы

Задача (на сортировку) Дан целочисленный линейный массив. Отсортировать его элементы в

порядке возрастания значений.
Дано: А – линейный массив
N- количество элементов массива А
I - индекс элементов массива А
J – индекс элементов массива А для сортировки
Р – меньшее значение
Решение:
Если А[1]<= А[2], то А[1]= А[1], А[2] = А[2],
Иначе А[1]= А[2], А[2] = А[1],
Если А[2]<= А[3], то А[2]= А[2], А[3] = А[3],
Иначе А[3]= А[2], А[2] = А[3],
И т.д.
«Метод пузырька». Последовательное перемещение путем попарных перестановок наибольшего значения сначала на место N-го элемента, затем N-1–го и т.д.
Массивы Задача (на сортировку) Дан целочисленный линейный массив. Отсортировать его элементы в порядке возрастания значений.Дано: А –

Слайд 34Program Sortirovka;
Var N,I,J,P: integer; A: array [1..20] of integer;
begin write (‘введите

число элементов:‘); readln (N);
forI :=1 to N do
begin write (′ введите A[′,I,′]=′); readln (A[I]); end;
for I :=1 to N-1 do
begin for J:=1 to N-1 do
if A[J]<= A[J+1] then
begin P:= A[J]; A[J]:= A[J+1]; A[J+1]=P end;
end;
for I:=1 to N do write (A[I], ′ ′);
readln ;
end.
Program Sortirovka;Var N,I,J,P: integer; A: array [1..20] of integer;begin 	write (‘введите число элементов:‘); readln (N);

Слайд 35Массивы

Массивы бывают:
2. Двумерные.
Двумерные массивы – структура данных, хранящая прямоугольную матрицу. В

матрице каждый элемент определяется номером строки и столбца, на пересечении которых он расположен.
Описание двумерных массивов:
Var М : array [0..10] of array [0..20] of real; (или)
Var М : array [0..10,0..20] of real;
Обычно первый индекс связывают с номером строки, второй – сномером столбца.
Массивы Массивы бывают:2. Двумерные.Двумерные массивы – структура данных, хранящая прямоугольную матрицу. В матрице каждый элемент определяется номером

Слайд 36Массивы

Задача Сформировать матрицу Пифагора (таблицу умножения в матричной форме) и вывести

ее на экран.
Дано: P – двумерныый массив
I - индекс строк массива Р
J – индекс столбцов массива Р
Решение:
Р[I,J]=I*J
Вычисления и вывод матрицы производится в двух вложенных циклах.
Массивы Задача Сформировать матрицу Пифагора (таблицу умножения в матричной форме) и вывести ее на экран. Дано: P

Слайд 37Program Pifagor;
Var P: array [1..9,1..9] of integer; I,J: integer;
begin

for I :=1 to 9 do
for J :=1 to 9 do
Р[I,J]:=I*J
for I :=1 to 9 do
begin for J:=1 to 9 do
write (P[I,J]:4);
end;
readln ;
end.
Program Pifagor;Var P: array [1..9,1..9] of integer; I,J: integer; begin 	 for I :=1 to 9 do	for

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть