Презентация, доклад на тему Методическая разработка по информатике для 10 класса Информационные модели

Содержание

Цель урока: - закрепить у учащихся понятие объекта, модели; - сформировать понятие моделирования как метода познания; - рассмотреть различные классификации моделей; - сформировать понятие «информационная модель»;

Слайд 1Методическая разработка уроков в 10 классе по теме «Информационные модели»
Учитель информатики ГБОУ СОШ

№514
Калининского района Санкт-Петербурга
Шульгина Анастасия Романовна

2017 год

Методическая разработка уроков в 10 классе по теме  «Информационные модели» Учитель информатики ГБОУ СОШ №514Калининского района

Слайд 2Цель урока:
- закрепить у учащихся понятие объекта,

модели;
- сформировать понятие моделирования как метода познания;
- рассмотреть различные классификации моделей;
- сформировать понятие «информационная модель»;
- научить учащихся строить информационные модели

Задачи урока:
Образовательные:
научить обобщать материал и выделять главное
научить применять полученные знания на практике
Воспитательная:
формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала
Развивающая:
развитие логического мышления

Методы обучения:
лекция
объяснительно – иллюстративный (презентация)
фронтальный опрос
практическая работа по моделированию плана школы

Цель урока:   - закрепить у учащихся понятие объекта, модели;   - сформировать понятие моделирования

Слайд 3Объект - это некоторая часть окружающего мира, которая может быть рассмотрена

как единое целое.


Объекты - предметы



Объекты - явления



Объекты - процессы

Объект - это некоторая часть окружающего мира, которая может быть рассмотрена как единое целое.Объекты - предметыОбъекты -

Слайд 4Модель - это аналог (заменитель) реально существующего или воображаемого объекта.
Один объект

(оригинал) – одна модель?
Модель - это аналог (заменитель) реально существующего или воображаемого объекта.Один объект (оригинал) – одна модель?

Слайд 5Модели создаются, если…

Модели создаются, если…

Слайд 6
Классификация моделей:
ВОСПРОИЗВОДЯТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОРИГИНАЛА И

ВСЕГДА ИМЕЮТ РЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ:

глобус
макет дома
модель самолета
муляж яблока
манекен



ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ:
рисунок цветка
карта
формула
модель солнечной системы
периодическая система элементов Менделеева

Классификация моделей: ВОСПРОИЗВОДЯТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОРИГИНАЛА И ВСЕГДА ИМЕЮТ РЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ: глобус макет

Слайд 7





















ОРИГИНАЛ
МОДЕЛЬ

ОРИГИНАЛМОДЕЛЬ

Слайд 8Моделирование – это: - процесс построения модели - процесс изучения

строения и свойств оригинала с помощью построенной модели

Цели моделирования:
познать окружающий мир
создать объекты с заданными свойствами
(«Как сделать, чтобы…»)
определить последствия воздействия на объект и принять правильное решение
(«Что будет, если…»)
эффективно управлять объектом (или процессом)

Моделирование – это:  - процесс построения модели   - процесс изучения строения и свойств оригинала

Слайд 9Этапы моделирования
Объект
(постановка задачи)
Модель

Изучение модели
(компьютерный эксперимент)

Анализ результатов моделирования
(получение знаний об

объекте )

строим
модель

изучаем
модель

знания об
объекте

Этапы моделированияОбъект(постановка задачи) МодельИзучение модели(компьютерный эксперимент) Анализ результатов моделирования(получение знаний об объекте )строиммодельизучаем модель  знания об

Слайд 10Постановка задачи Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить.
Для этого необходимо:

описать задачу, определить цели моделирования, проанализировать объект или процесс


Компьютерный эксперимент - некоторая последовательность работы с моделью, совокупность целенаправленных действий пользователя над компьютерной моделью


Анализ результатов— принятие решения, которое вырабатывается на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий — исследование продолжается или заканчивается. Если известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидаемый результаты. В случае совпадения принимается решение.
Постановка задачи Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить.Для этого необходимо:  описать задачу,  определить

Слайд 111. Закончите предложение:
«Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта

с определенной целью, называется …»
моделью
копией
предметом
оригиналом
1. Закончите предложение:«Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»модельюкопиейпредметоморигиналом

Слайд 122. Закончите предложение:
«Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»
меньше информации
столько же

информации
больше информации

2. Закончите предложение:«Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»меньше информациистолько же информациибольше информации

Слайд 133. Закончите предложение:
«Моделью называют объект, имеющий…»
внешнее сходство с объектом
все признаки объекта-оригинала
существенные

признаки объекта-оригинала
особенности поведения объекта-оригинала
3. Закончите предложение:«Моделью называют объект, имеющий…»внешнее сходство с объектомвсе признаки объекта-оригиналасущественные признаки объекта-оригиналаособенности поведения объекта-оригинала

Слайд 144. Укажите примеры натурных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
схема

узора для вязания крючком
муляж яблока
манекен
схема метро
4. Укажите примеры натурных моделей:физическая картаглобусграфик зависимости расстояния от временимакет зданиясхема узора для вязания крючкоммуляж яблокаманекенсхема метро

Слайд 155. Укажите примеры информационных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
схема

узора для вязания крючком
муляж яблока
манекен
схема метро

5. Укажите примеры информационных моделей:физическая картаглобусграфик зависимости расстояния от временимакет зданиясхема узора для вязания крючкоммуляж яблокаманекенсхема метро

Слайд 166. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула

6. Укажите примеры знаковых информационных моделей:рисунокфотографиясловесное описаниеформула

Слайд 177. Укажите примеры образных информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула

7. Укажите примеры образных информационных моделей:рисунокфотографиясловесное описаниеформула

Слайд 18Проверь себя:
1. 1
2. 1
3. 3
4. 2, 4, 6, 7
5. 1,

3, 5, 8
6. 3, 4
7. 1, 2

Оценка:
8 - 10 баллов – «3»
11 - 13 баллов – «4»
14 - 15 баллов – «5»

Проверь себя:1. 1 2. 13. 34. 2, 4, 6, 75. 1, 3, 5, 86. 3, 47. 1,

Слайд 19 Структуры данных
Данные, на которых базируется информационная модель, представляют собой систему со

всеми характерными признаками – элементным составом, структурой, назначением. Такие структурированные системы данных называют структурами данных.

графы

иерархические структуры

таблицы

Структуры данных  Данные, на которых базируется информационная модель, представляют собой систему со всеми характерными признаками

Слайд 20Определение и свойства графа
Задача
«Наш район состоит из пяти поселков: Дедкино, Бабкино,

Репкино, Кошкино, Мышкино. Автомобильные дороги проложены между: Дедкино и Бабкино, Дедкино и Кошкино, Бабкино и Мышкино, Бабкино и Кошкино, Кошкино и Репкино».
Назовите все возможные варианты проезда из М в Р.
Какой путь короче?

Граф (сеть) отображает элементный состав системы и структуру связей. Составные части графа – вершины (кружки) и ребра (линии).
Для сети характерна возможность множества различных путей перемещения по ребрам между некоторыми парами вершин.

неориентированный граф

Определение и свойства графаЗадача«Наш район состоит из пяти поселков: Дедкино, Бабкино, Репкино, Кошкино, Мышкино. Автомобильные дороги проложены

Слайд 21Разновидности графа
Для цикла характерно наличие замкнутых путей
Ориентированный граф

Разновидности графаДля цикла характерно наличие замкнутых путейОриентированный граф

Слайд 22Иерархические структуры
Иерархическую структуру имеют системы административного управления, между элементами которых установлены

отношения подчиненности. Приведите примеры иерархических структур.

Корень дерева

ветви дерева

листья дерева





Иерархические структурыИерархическую структуру имеют системы административного управления, между элементами которых установлены отношения подчиненности. Приведите примеры иерархических структур.Корень

Слайд 23Таблицы
Самая распространенная форма представления информации

ТаблицыСамая распространенная форма представления информации

Слайд 24Задача 1
изобразите связи между
объектами в форме графа:
брат и сестра;

ученик и школа; Европа, Франция, Париж

Задача 2
Постройте граф структуры управления вашей школы.

Оказался ли он деревом?

Если да, то что находится в корне этого дерева?

Что является листьями?

Задача 1 изобразите связи между объектами в форме графа:  брат и сестра;  ученик и школа;

Слайд 25Задача 3
Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников. Между

ними существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Изучив полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому?
Задача 3 Изобразите в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников. Между ними существуют следующие связи (взаимоотношения):

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть