Презентация, доклад на тему Мастер-класс Формирование функциональной грамотности на уроках информатики и физики

Содержание

Цель:способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразоательное учреждение Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени П.Зайцева
«ФОРМИРОВАНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ на уроках физики»

Мастер-класс учителя физики и информатики
Шевцовой Галины Витальевны
по теме:

Выгоничи 2019

Муниципальное бюджетное общеобразоательное учреждение Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени П.Зайцева«ФОРМИРОВАНИЕ   ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ на уроках физики»

Слайд 2Цель:
способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества

Цель:способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества

Слайд 3Актуальность
Соответствует современной государственной образовательной политике;
Развитие у школьников умения использовать свои

знания в своей повседневной жизни позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.
Актуальность Соответствует современной государственной образовательной политике;Развитие у школьников умения использовать свои знания в своей повседневной жизни позволит

Слайд 4 «Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слайд 5
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой,

быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 6


Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 7
В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития

функциональной грамотности

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности

Слайд 8Метод проблемного обучения
Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через

создание проблемной ситуации.

Метод проблемного обученияМетод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

Слайд 9 Прием «Корзина идей» 
Метод организации индивидуальной и групповой

работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Прием «Корзина идей» Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока,

Слайд 10Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество

ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.

Прием «Найди ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в

Слайд 11 Исследовательский метод

Направлен на решение практических

задач, результат выполнения – конкретный полезный предмет, модель и т.п.
Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.

Исследовательский метод   Направлен на решение практических задач, результат выполнения – конкретный полезный

Слайд 12Case study (кейс-стади)
Метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на

себя ответственность за принятые решения.

Case study (кейс-стади) Метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Слайд 13Выделю три группы заданий под условными рубриками

Выделю три группы заданий под условными рубриками

Слайд 14Группа заданий под рубрикой «Как узнать?».

Группа заданий под рубрикой «Как узнать?».

Слайд 15Тема: Расчет количества теплоты

Тема: Расчет количества теплоты

Слайд 16Тема: Сила упругости. Закон Гука

Тема: Сила упругости. Закон Гука

Слайд 17Тема: Силы

Тема: Силы

Слайд 18Тема: Движение тела по наклонной плоскости
Задание.
Показать направление и величину всех сил,

действующих на тело, а также направление скорости и ускорения (если они имеют место).
Варианты заданий:
тело с ускорением соскальзывает по наклонной плоскости; равномерно скользит вниз; равномерно движется вниз при помощи стаскивающей силы; и т. д.

Тема: Движение тела по наклонной плоскости Задание.Показать направление и величину всех сил, действующих на тело, а также

Слайд 19Группа заданий под рубрикой «Как объяснить?»

Группа заданий под рубрикой «Как объяснить?»

Слайд 20Тема: Агрегатные состояния вещества
Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в

строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

Тема: Агрегатные состояния веществаПомогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала

Слайд 21Тема: Сила сопротивления среды
В заметке «Пуля, «пойманная» на небесах», опубликованной в

«Килморской бесплатной газете» от 11 февраля 1915 года говорится:
«По сообщениям, французский летчик спустился с небес с германской ружейной пулей, которую поймал рукой! Все произошло, когда он летел на высоте около 7 тыс. футов и вдруг заметил около головы небольшой темный объект. Пилот решил было, что это какое-то насекомое, но его познаний в энтомологии оказалось достаточно, чтобы осознать необычность появления насекомого на такой высоте. Тогда он протянул руку и схватил, то, что к его изумлению, оказалось пулей».
1. Объясните, могла ли эта история быть правдой или это газетная «утка»?
2. Что было бы, если бы летчик поймал пулю рукой, на которой бы не была одета перчатка?

Тема: Сила сопротивления средыВ заметке «Пуля, «пойманная» на небесах», опубликованной в «Килморской бесплатной газете» от 11 февраля

Слайд 22Тема: Закон отражения света
Прочитайте стихотворение и объясните о каких явлениях идет

речь с физической точки зрения.

Лунный свет - простое отражение,
В нем горенья нет
Холодно без капли напряженья
Льется лунный свет
Он всю ночь струится по бумаге
На моем столе
И игриво прячется в овраге -
За окном во мгле
Где-то солнце ярко полыхает
бесконечным днем-
Лунный свет в моем окне мерцает
Как напоминание о нем.

Тема: Закон отражения света		Прочитайте стихотворение и объясните о каких явлениях идет речь с физической точки зрения.Лунный свет

Слайд 23Тема: Закон Джоуля-Ленца
«Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединённый разрыв изолентой.

Захар Иванович, старый электромонтёр, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал:
- Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая».
Как следует понимать эту профессиональную поговорку?

Тема: Закон Джоуля-Ленца«Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединённый разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтёр, поглядывая на

Слайд 24Тема: Закон преломления света
Посмотрев сквозь стеклянную призму, наблюдатель видит горящую свечу

в точке А. Но на самом ли деле свеча там, где мы ее видим. Определите, где на самом деле находится свеча. Нарисуйте ход лучей сквозь призму.

Тема: Закон преломления светаПосмотрев сквозь стеклянную призму, наблюдатель видит горящую свечу в точке А. Но на самом

Слайд 25Тема: Магнитное поле
В известном романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» описано, что

злоумышленник Негоро, скрывавшийся на корабле, желая сбить корабль с правильного курса, подложил под судовой компас железный топор (предварительно разбив другой компас). Злой умысел Негоро удался, и неопытный капитан повел корабль по неверному пути. Объясните почему?
Тема: Магнитное поле		В известном романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» описано, что злоумышленник Негоро, скрывавшийся на корабле, желая

Слайд 26Группа заданий под рубрикой «Сделай вывод»

Группа заданий под рубрикой «Сделай вывод»

Слайд 27Тема: Теплопроводность
Почему на ощупь холодный металл кажется холоднее холодного дерева, а

горячий металл – горячее горячего дерева .
При какой температуре и металл и дерево будут казаться одинаково нагретыми?
 

Тема: ТеплопроводностьПочему на ощупь холодный металл кажется холоднее холодного дерева, а горячий металл – горячее горячего дерева

Слайд 28Тема урока: Теплопередача
1.Во время пожара из баллона разлился керосин и воспламенился.

В вашем распоряжении емкости с водой, брезент, ватное одеяло, словом, то, что оказалось под рукой. Что вы возьмете в качестве средства тушения. Ответ аргументируйте.

2.Вы собрались позавтракать и налили в чашку кофе. Но зазвонил телефон, и вам пришлось отлучиться на несколько минут. Сделайте вывод, что надо сделать, чтобы к вашему возвращению кофе был горячим: налить молоко сразу перед уходом или по возвращению?
Тема урока: Теплопередача1.Во время пожара из баллона разлился керосин и воспламенился. В вашем распоряжении емкости с водой,

Слайд 29Группа заданий под рубрикой «Проведи опыт»

Группа заданий под рубрикой «Проведи опыт»

Слайд 30Тема: Плотность
У вас дома есть кусок хозяйственного мыла, на котором указана

его масса. Определите плотность мыла и его вес.

Тема: ПлотностьУ вас дома есть кусок хозяйственного мыла, на котором указана его масса. Определите плотность мыла и

Слайд 31
Большую роль в развитии функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных

домашних заданий, только в таком случае она способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, оставляет ученику возможность творчества, возбуждая интерес, учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Это способствует не только развитию функциональной грамотности школьников но и подготовку к международному исследованию PISA.
Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся.
О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают, что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место.

Большую роль в развитии функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, только в таком случае

Слайд 32Примеры домашних заданий
1.Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления.
2.Составить задачу по

теме.
3.Составить кроссворд по теме.
4.Написать рассказ, стихотворение, поэму.
5.Придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства.
6.Предложить способ... (экономии электрической или тепловой энергии дома);
7.Исследовать зависимость...
8.Усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.).
9.Провести домашние опыты.
Примеры домашних заданий1.Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления. 2.Составить задачу по теме.3.Составить кроссворд по теме.4.Написать рассказ, стихотворение,

Слайд 33
Программа PISA осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных

центров и организации ОЭСР. 
Цель программы PISA –оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах 
Программа PISA осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР. Цель программы PISA –оценка способности 15-летних

Слайд 34 Задание PISA (демовариант)

Задание PISA (демовариант)

Слайд 37 Таким образом, использование активных форм обучения

на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьников.
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для

Слайд 38РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ,
А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ
К.Д.Ушинский


РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬК.Д.Ушинский

Слайд 39Список литературы
1.Перельман Я.И. Занимательная физика. РИМИС. 2008.
2. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности

школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса / В.А. Богданова – Педсовет.org. – 2007
3. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. – №5.
4.Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / 2008. – №8
5.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
6.Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 класс. Дрофа.2017.
7.Яндекс картинки.
8.Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Дрофа.2018.
9.www.centeroko.ru

Список литературы 1.Перельман Я.И. Занимательная физика. РИМИС. 2008.2. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно

Слайд 40Желаю удачи и новых высот!

Желаю удачи и новых высот!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть