Слайд 1Компьютерная презентация
методической разработки раздела учебной программы по информатике
«Информация
и информационные процессы»
Выполнила
учитель информатики
Курносова Е.Э.
г. Нижний Новгород
2014г.
муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 2»
Слайд 2Содержание
Пояснительная записка;
Цели и задачи раздела;
Психофизиологические особенности слабовидящих школьников;
Пути и средства коррекции
недостатков развития детей с нарушением зрения;
Тифлопедагогические требования к уроку;
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Тематическое планирование по разделу «Информация и информационные процессы»;
Используемые методы организации деятельности обучающихся;
Используемые образовательных технологий при изучении раздела;
Разработка урока.
Слайд 3Пояснительная записка
Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования:
формирование целостного мировоззрения
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
Программа курса составлена на основе программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика. Программа для основной школы 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Слайд 4Пояснительная записка
На изучение раздела «Информация и информационные процессы» в курсе 7
класса отводится 8 часов.
К изучению данного раздела учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточным запасом понятий и умений. Понятия «Информация» и «Информационный процесс» знакомы учащимся из курса 5 класса. Опорные знания и умения так же формировались в курсе 6 класса .
Знания, полученные в разделе являются базой для обоснования материала предмета информатика, кроме того входят в состав КИМов ЕГЭ.
Слайд 5Цели и задачи раздела
Личностные:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Слайд 6Цели и задачи раздела
Метапредметные:
владение информационно-логическими умениями;
владение умениями самостоятельно планировать пути
достижения целей;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера;
формирование ИКТ-компетентности
Слайд 7Цели и задачи раздела
Предметные:
формирование представления об основном изучаемом понятии «информация» и
его свойствах;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
формирование умений измерения количества информации.
Слайд 8Цели и задачи раздела
Коррекционные:
коррекция сохранных видов анализаторов;
использование компенсаторных приемов на полисенсорной
основе;
развитие зрительной памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
развитие и коррекция внимания, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.
Слайд 9Психофизиологические особенности слабовидящих школьников
Слайд 10Пути и средства коррекции недостатков развития детей с нарушением зрения
Выполнение офтальмологических
рекомендаций, поэтапное формирование умственных знаний, дифференцированный подход в обучении, личностно-ориентированное обучение;
Формирование мыслительных операций сравнения, анализа и обобщения, развитие умение образного и логического мышления, умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;
Применение специальных средств наглядности в учебном процессе;
Систематическое проведение специальных комплексов упражнений - гимнастики для глаз.
Слайд 11Тифлопедагогические требования к уроку
Знать диагнозы своих учащихся.
Обязательное чередование видов деятельности(
не > 4).
Непрерывные зрительные нагрузки на уроке не более 15 минут.
Работоспособность в первые 8-10 минут на занятии низкая; 10-25 наибольшая, в последние 10 минут снижается.
Физкультминутки и гимнастики для глаз на каждом уроке, на контрольной работе две физпаузы.
Лучше и легче запоминается материал, если в его восприятии участвуют как можно больше органов чувств.
Контроль за позой ученика.
Домашнее задание 1/3 от того, что пройдено на уроке.
На уроке задание желательно читать учителю, на самоподготовке воспитателю или родителю.
Слайд 12Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Ученик научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных
правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
анализировать информационные;
выбирать форму представления данных в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей, оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Слайд 13Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления об
информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита;
научиться оценивать информационный объём сообщения;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов.
Слайд 14Тематическое планирование по разделу «Информация и информационные процессы»
Слайд 15Используемые методы организации деятельности обучающихся
По источникам получения знаний:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
По
условиям характеру дидактических задач, решению которых они служат:
Приобретения новых знаний;
Закрепления новых знаний;
Формирования умений и навыков;
Проверки и оценки
знаний.
По характеру преобладающей деятельности учителя и учащихся:
Изложение знаний учителем;
Самостоятельной работы учащихся.
Слайд 16Используемые образовательных технологий при изучении раздела
Дифференцированный подход;
Критическое мышление;
Проблемное обучение;
Проектная деятельность;
Технология тестового
контроля;
Использование ИКТ.
Важные методические принципы -
диалогизм сообщения учащимся материала по теме, эвристика
Слайд 17Виды дифференцированной деятельности
Репродуктивная
Конструктивная
/частично-поисковая/
Творческая
Воспроизведение ранее изученного материала. Объяснение смысла терминов, иллюстрирование их примерами.
Противоречие между имеющимися знаниями и новыми требованиями к решению учебно-познавательных задач (мозговой штурм, логические задания, сбор информации для проекта, практические задания за компьютером ).
Проектная деятельность, синквейны, эссе, кроссворды, создание кластеров.
Слайд 18Критическое мышление
Синквейн
Информация
полезная, достоверная
получать, передавать, обрабатывать
каждый может принять решение, располагая достаточной информацией
сведения.
Аргументированное
эссе
Роль информации в жизни человека;
Как обезопасить себя в сети;
Информационная культура современного человека.
Слайд 19Проблемное обучение
Дискуссия;
Дебаты;
Социологический опрос;
Эссе;
Мозговой штурм;
Разбивка на кластеры;
Прием «Пометки на полях»
(«v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён);
Пчелиный улей (Группами, парами и т.д. учащиеся разгадывают кроссворды и ребусы «на скорость»).
Слайд 20Проектная деятельность
Проект «Новости компьютерного мира»
Планируемый результат: создание учеником тетради с подборкой
сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации.
Учебно-педагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал, представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Слайд 21Информационные и коммуникационные технологии
Поиск информации в сети Интернет;
Работа с сайтом http://school-collection.edu.ru/;
Работа с электронной почтой;
Выполнение практических работ на уроке;
Интерактивные тесты по информатике.
Слайд 22Технология тестового контроля
Типы заданий:
с выбором правильного ответа из нескольких предложенных;
с открытым
ответом;
на установление соответствия;
на установление правильной последовательности.
Формы организации учебного процесса
Фронтальная форма
Групповая форма
Индивидуальная форма
Слайд 23Разработка урока
Всемирная паутина как информационное хранилище
Цель урока: формирование представления у учащихся
о мировой сети Интернет и ее информационной системе со способами поиска информации в ней.
Личностные результаты:
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Метапредметные результаты:
формирование основных универсальных умений информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Слайд 24Предметные результаты:
Представление о WWW как всемирном хранилище информации;
Формирование представления о
поисковых системах и принципах их работы;
Формирование умения осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов;
Формирование умения сохранять найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
Коррекционные результаты:
Развитие зрительной памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
Коррекция сохранных видов анализаторов;
Развитие речи, внимания, памяти.
Программно-технические средства на уроке:
Средства ИКТ: АРМ учителя, ПК учащихся;
Презентация «Всемирная паутина;
Опорный конспект по теме;
Имитатор «Работа поисковой системы в Интернете;
Презентация «гимнастика для глаз»;
Разноуровневый тест.
Слайд 25Ход урока
1. Организационный этап ( 2 мин).
2. Мотивация к учебной деятельности
( 3 мин).
Просмотр видеоролика;
Предположение темы урока и сравнение с темой из учебника;
Выдача опорного конспекта урока учащимся ( тема, ожидание от урока).
3. Актуализация знаний. Открытие нового знания. (10 мин).
Объяснения учителя сопровождаются презентацией к уроку;
Одновременно ведутся записи в опорном конспекте;
«Мозговой штурм» по разъяснению терминов;
Организация проблемной ситуации - сайт –это организация мультимедийной информации как в сети Интернет, так и без подключения к ней.
ВЫВОД
Слайд 26
4. Закрепление полученных знаний и умений (8 мин)
Работа за компьютером:
демонстрационный имитатор
(N 119393)
http://sc.edu.ru/catalog/res/46019679-655a-4a9c-9a66-6a455e42894d/?;
Практическая работа по поиску информации в сети Интернет;
Дополнительное задание по запросам.
5. Физ. минутка (2 мин).
6. Закрепление полученных знаний (7 мин).
Интерактивный тест по теме.
7. рефлексия, подведение итогов)(8 мин).
Домашнее задание( кроссворд, параграф);
Рефлексия- синквейн на тему урока;
Обмен тетрадями, выставление оценок (понравилось, не понял, здорово).
Слайд 27Диагностика результатов изучения раздела