Слайд 1Целый мир охватив от земли до небес,
Всполошив не одно поколение,
По планете шагает научный прогресс.
Что стоит за подобным явлением?
Исследовательский проект на тему:
«Влияние компьютера
на здоровье ребенка»
Проект выполнил
ученик 9 класса
Тараканов Ильяс
Руководитель:
учитель информатики
Кожемякина Марина Рафкатовна
Слайд 2Актуальность проекта
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютеры
облегчают работу людей, помогают в учебе и, конечно же, являются одним из самых любимых развлечений. А с появлением сети Интернет он стал еще и лучшим способом поиска информации, общения, отдыха, развлечения. Компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника.
Актуальность: Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, поэтому я решил исследовать влияние компьютера на здоровье школьников, личность которых еще только формируется, а значит более подвержена пагубному воздействию.
Слайд 3Гипотеза:
В результате проведённого исследования будут определены факторы воздействия ПК на здоровье
учащихся.
Объект исследования – учащиеся 5-11 классов.
Предмет исследования – влияние компьютера на здоровье школьника.
Слайд 4Целью данной работы является исследование косвенного влияния компьютера на организм школьника
Слайд 5 В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу
по данной проблеме.
2.Определить вредоносные факторы длительного пребывания за компьютером
3. Ознакомить школьников с основными вредными факторами, действующими на человека в процессе работы за компьютером
4.Дать рекомендации по предотвращению и уменьшению проявленных признаков нездоровья
5.Разработать комплекс упражнений для профилактики негативного воздействия на здоровье человека.
Слайд 6Методы и приёмы, используемые в работе:
анализ литературы;
анкетирование;
наблюдение;
просмотр компьютерной сети Интернет;
анализ полученных
результатов.
Слайд 7 Сегодня многие дети увлечены компьютерами и особенно компьютерными играми: в
игре они перестают быть пассивными наблюдателями, и получают возможность активно влиять на события виртуального мира. Последствия, которые оказывает на молодые организмы регулярное многочасовое присутствие в помещении, перенасыщенном излучениями от компьютеров, могут оказаться «долгоиграющими» и проявиться как в детском, так и в более зрелом возрасте. Например, резко снижающийся уровень зрения, появляется раздражительность, повышенная возбудимость и утомляемость, нарушение сна или, наоборот, сонливость. Кроме того, длительное пребывание в агрессивной среде виртуального мира усиливает в ребенке тревожность и ожидание опасности. Подростки нередко начинают воспринимать реальный окружающий мир как враждебный. Врагами кажутся даже близкие люди и родители.
Слайд 15Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее
к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков (на 1 девочку 10 зависимых мальчиков).
Признаки развития зависимости у подростка
Слайд 19Виды компьютерной зависимости у подростков
Интернет-зависимость
Игромания
Сетеголизм
Кибераддикция
Слайд 20 Сетеголиками
называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и
вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.
Кибераддикция
зависимость от компьютерных игр.
Слайд 21 Опасность в том, что подросток реализует свои силы и способности
в виртуальном мире, а личностный рост в мире реальном уходит на задний план. Бегство в «виртуал» серьезно деформирует личность, у молодого человека исчезает чувство реальности.
Например, в ответ на требование родителей ограничить время игры на компьютере один подросток воскликнул: «Компьютер – это моя жизнь! Вы хотите отобрать у меня жизнь?!»
Слайд 22Вредное влияние компьютера существует, но его можно уменьшить, соблюдая правила безопасности
при работе с компьютером. Большинство школьников не выполняют нормы работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. Для того чтобы предотвратить нежелательные последствия необходимо выполнять профилактические мероприятия.
Слайд 47Что должны сделать преподаватели информатики для обеспечения безопасного сотрудничества с компьютером?
1.
Создать в кабинете соответствующие условия для работы:
удобная мебель и её правильная расстановка,
воздушно-тепловой режим,
освещённость,
контроль над уровнем шума,
эстетика кабинета,
грамотное оформление кабинета.
2. Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.
3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в аудитории, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.
Слайд 484. Создавать благоприятный эмоциональный климат.
5. Использовать технологии, имеющие здоровье сберегающий ресурс
(уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
6. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся.
7. Рациональная организация труда преподавателя и обучающегося.
8. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
9. Чередование различных видов деятельности на уроке.
10. Использование аудиовизуальных средств обучения.
Слайд 49Что должны сделать родители
для обеспечения безопасного сотрудничества с компьютером?
Необходимо правильно
организовать освещение компьютерного стола.
Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).
Подобрать правильно компьютерную мебель.
В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером – 25-30 минут. По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз.
Слайд 50В комнате, где стоит компьютер, нужно часто делать влажную уборку, вытирать
пыль. Закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.
Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры, заострять внимание на других возможностях компьютера.
Нужно постараться максимально оберегать психику от воздействия жестоких сцен в играх, в реальной действительности обучающийся должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей. В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.
Слайд 51 Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника
я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
Задача ребенка, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума отрицательное влияние на здоровье учащихся.
ВЫВОДЫ
Слайд 52 В процессе этой работы я понял одну простую истину.
Любое действие хорошо в меру. Компьютер может быть очень полезен для человека, может упростить для него массу задач и помочь в решении проблем. С его помощью можно получить новые полезные и интересные знания. Даже в процессе игры за компьютером дети развивают свою реакцию, улучшают возможности ориентации в пространстве и многое другое, в зависимости от вида игры.
Но если не соблюдать режим работы за компьютере, польза легко может превратиться в серьёзный вред здоровью
Я считаю, что лучше не лечить, а предупреждать.