Слайд 1КДПИ № 36 ИМЕНИ КАРЛА ФАБЕРЖЕ
Специальность 072500.02 «Ювелир»
*
Слайд 2ОДП.12 «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Преподаватель: Акопян С.В.
*
Тема занятия: История языков программирования
Слайд 3Цели занятия
Образовательные:
научиться создавать программы
познакомиться с некоторыми операторами
языка QBasic
расширение знаний учащихся
Развивающие:
-формирование умений применять ранее полученные знания;
Воспитательные:
-привитие интереса к предмету;
-повышение грамотности устной речи учащихся.
Слайд 4 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12.Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
Слайд 5ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий .
ПК 1.7. Владеть
культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 2.4. Использовать операторы языка QBasic для создания программы
Слайд 6Языки программирования
Даже при наличии десятков тысяч программ разработанных для IBM PC
пользователям может потребоваться что-то такое, чего не делают (или делают что-то не то) имеющиеся программы. В этих случаях следует использовать системы программирования, т.е. системы для разработки новых программ.
Слайд 7
Алгоритм - это точное и понятное указание исполнителю совершить последовательность действий,
направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи.
Слайд 8
Термин алгоритм произошёл от имени арабского математика
Аль – Хорезми, который
разработал правила вычисления в вычислительной математике.
Слайд 9программа – алгоритм, написанный на языке понятном для ЭВМ
алгоритм
программа
Слайд 10В настоящее время существуют сотни языков программирования(Си, Бейсик, Паскаль, Java…)
Слайд 11Язык программирования – это система команд, понятных ЭВМ.
Языки программирования делятся на:
машинноориентированные
языки (языки низкого уровня): Автокоды, Ассемблеры – позволяют управлять вычислительным процессом напрямую, при помощи машинных команд,
языки программирования высокого уровня.
Слайд 12Классы языков высокого уровня.
Процедурные – Fortran, Pascal, Basic, C;
Логические – Лисп,
Пролог и др.;
Объектно-ориентированные – С++, Java, Delphi и др.
Слайд 13Среди программистов, пишущих программы для персональных компьютеров, наибольшей популярностью пользуются языки
Си, Си++, Паскаль и Бейсик.
Слайд 14Язык Си
Язык Си был изобретен в 1972 году Денисом Ричи и
Кеном Томпсоном для использования в написании весьма ныне популярной операционной системы Unix. Си соединяет свойства языка высокого уровня с возможностью эффективного использования ресурсов компьютера, которое обычно обеспечивается только при программировании на языке Ассемблера. Си не очень прост в обучении и требует тщательности в программировании, но позволяет писать сложные и весьма высокоэффективные программы. Бьярном Страустрапом был разработан язык Си++ - расширение языка Си, реализующее популярные в последнее время концепции объектно-ориентированного программирования и облегчающее создание сложных программ.
Слайд 15Язык Паскаль
Язык Паскаль был разработан в 1970 году Никлаусом Виртом
как язык для обучения студентов программированию. Паскаль позволяет писать программы, легко читаемые даже новичком, и содержит в себе все элементы, необходимые для соблюдения хорошего строгого стиля программирования (называемого структурным программированием), упрощающего разработку сложных программ. Системы программирования на Паскале для IBM PC также реализуют расширенные варианты этого языка. Из этих реализаций наиболее популярны - Turbo Pascal, Borland Pascal и Borland Pascal for Windows
Слайд 16Язык Бейсик
Язык Бейсик был создан в 1964 году Томасом Куртом
и Джоном Кемени как язык для начинающих, облегчающий написание простых программ. Существует много различных версий Бейсика Это язык очень широко распространен на микрокомпьютерах. На IBM PC широко используются Quick Basic и Visual Basic фирмы Мicrosoft и Turbo Basic фирмы Borland.
Основная идея авторов языка Бейсик - снабдить простым языком программирования непрофиссиональных программистов - оказалась очень привлекательной для большого числа разработчиков различных фирм.
В феврале 1975 года на рынке программмных средств появилась первая версия языка Бейсик для персональных компьютеров, авторами которой были Билл Гейтс и Пол Аллен, сотрудники корпорации Microsoft - ведущего лидера поставщиков программного обеспечения.
Именно этот год стал, по существу, годом, когда Basic вышел в свет. Сочетая в себе простоту, гибкость и универсальность, этот язык стал прообразом многих других языков программирования.
Слайд 17Другие языки
На IBM, кроме выше упомянутых языков, используется и много других
языков программирования. Для построения экспертных систем употребляются языки Лисп (Джона Маккарти) и Пролог (Алан Кулмероэ и Филипп Руссел) , для создания информационных систем используют язык Clipper. Имеются и реализации языков, которые использовались ранее на больших компьютерах, например Фортрана (Джон Бэкус) и Кобола (Грейс Хоппер).
Слайд 18Введение в язык программирования Basic
Введение в программирование
Слайд 19Этапы создания программы
Для представления алгоритма в виде, понятном
компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.
Слайд 20Этапы создания программы
Алгоритм
Текст программы на
каком-либо языке
программирования
Машинный код
CLS
INPUT a
s=a*a
PRINT s
END
Очистить
экран
Ввести а
Вычислить площадь
Вывести результат
001011101010
010101100101
010111010110
101101111010
программист
транслятор
начало
Очистить экран
Слайд 21Транслятор
Транслятор — средство для преобразования текстов из одного языка, понятного человеку,
в другой язык, понятный компьютеру.
последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы
проводит полный анализ написанной программы и формирует уже готовый к исполнению машинный код
Слайд 22Языки программирования
Языки программирования - искусственные языки.
От естественных они отличаются ограниченным
числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).
Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные (с точки зрения человека) нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.
Слайд 23Из истории языков программирования
На заре компьютерной эры, в 50-е годы XX
века, программы писались на машинном языке и представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц. Составление и отладка таких программ было чрезвычайно трудоемким делом.
Слайд 24Из истории языков программирования
В 60—70-е годы для облегчения труда программистов начали
создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).
Слайд 25Из истории языков программирования
Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня
являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (линейную, ветвление, цикл).
Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Бейсик (Basic), созданный в 1964 году. В течение последующего времени Бейсик развивался, появлялись его различные версии (MSX-Basic, Бейсик-Агат, QBasic и др.). Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.
Basic (Бейсик) создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире.
Слайд 26Операторы
В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий.
Исполнение
этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.
Слайд 27Некоторые операторы языка QBasic
REM – оператор комментария.
Все что следует
после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно.
пример:
REM Это комментарий
можно и так:
' Это тоже комментарий
Слайд 28Некоторые операторы языка QBasic
PRINT (вывод, печать) – оператор вывода.
Выводит информацию
на экран.
пример:
PRINT "Привет! Меня зовут Саша.“
PRINT "Привет! " , " Меня зовут Саша."
PRINT "Площадь квадрата = ",s
Слайд 29Некоторые операторы языка QBasic
INPUT (ввод) – оператор ввода.
Используется для
передачи в программу каких-либо значений.
пример:
INPUT а
INPUT "Введите число а: ", а
Слайд 30Некоторые операторы языка QBasic
CLS - очистить экран.
Вся информация, которая
была на экране, стирается.
END – оператор конца программы.
пример:
END
Слайд 31Понятие переменной
Под переменной в языках программирования понимают программный объект (число,
слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.
Если "заглянуть" в компьютер, то переменную можно определить так:
Переменная - это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.
Переменная - это ячейка в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
Слайд 32Понятие переменной
a
b
summa
chislo1
stroka
INTEGER
LONG
SINGLE
DOUBLE
STRING
5
10,456
-78
Д
Привет
Слайд 33Переменная
105
Д
summa
bukva
Оперативная память
Переменная - это ячейка в оперативной памяти компьютера для
хранения какой-либо информации.
Слайд 34Некоторые операторы языка QBasic
DIM – оператор описания типа переменной.
Пример:
DIM a,
b, chislo1 AS INTEGER
Integer – целые числа от -32768 до 32768.
Для задания значения переменной служит оператор присваивания. Он записывается так:
LET переменная = значение
или просто: переменная = значение
Пример:
LET a = 3
chislo1 = 15
Слайд 35Переменная
20
Д
summa
bukva
Оперативная память
summa = 20
Слайд 36Наглядное представление переменных
b=10
a = b +1
Слайд 37Арифметические операции на языке Basic.
Слайд 38Математические функции на языке Basic.
Слайд 39Программа для вычисления перемещения
REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
CLS
INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ",
v0
INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а
INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t
s=v0*t+(a*t^2)/2
PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s
END
Слайд 40Программа для вычисления перемещения
REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
CLS
DIM v0, a, t, s
AS SINGLE
INPUT "ВВЕДИТЕ НАЧ. СКОРОСТЬ ", v0
INPUT "ВВЕДИТЕ УСКОРЕНИЕ ", а
INPUT "ВВЕДИТЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ", t
s=v0*t+(a*t^2)/2
PRINT "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАВНО: ",s
END
Слайд 41Список литературы
http://ru.wikipedia.org/wiki/
notes.sochi.org.ru
progopedia.ru/language/basic/
«Информатика 6-е издание» Е.А. Колмыкова И.А.Кумскова Москва Издательский центр «Академия»2009
«Информатика.
Теория и практика» В.А. Острейковский, И.В. Полякова Москва Оникс 2008
«Московский учебник» Москва 2010
«Информатика и ИКТ» 8-е издание И.Г. Семакин Е.К. Хеннер Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012