Слайд 1Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по развитию ИКТ- компетентности
учащихся школы
Учитель информатики и ИКТ
Зубец Е.С.
Слайд 2ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность
Понятие ИКТ-грамотности определяет, каким же навыками и умениями должен
обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.
Под ИКТ-компетентность подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной или иной деятельности. При этом особо выделяется сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Слайд 3Учебная ИКТ-компетентность – способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в
основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника.
Слайд 4При освоении личностных УУД ведётся формирование:
критического отношения к информации и избирательности
её восприятия;
уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
основ правовой культуры в области использования информации.
Слайд 5При освоении регулятивных УУД обеспечивается:
оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых
в информационной среде;
использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
Слайд 6При освоении познавательных УУД
поиск, фиксация, структурирование информации;
создание простых гипермедиасообщений;
построение простейших
моделей объектов и процессов.
Слайд 7Для формирования коммуникативных УУД
обмен гипермедиасообщениями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение
в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Слайд 8При изучении каждого предмета выделяется несколько аспектов:
информационный - овладение информацией;
деятельностный -
овладение способами деятельности;
личностный - осознание личностного значения познаваемого предмета.
Слайд 9Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы
Слайд 10Формирование ИКТ-компетентности должно быть увязано с его применением
естественная мотивация, цель обучения;
встроенный
контроль результатов освоения ИКТ;
повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.
Слайд 11Математика и информатика
Применение математических знаний и представлений.
Применение методов информатики для решения
учебных задач.
Начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях и др.
Слайд 12Общественно-научные и естественно-научные предметы
Фиксация информации о внешнем мире и о самом
себе с использованием инструментов ИКТ.
Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
Слайд 13Искусство
Знакомство с простыми графическими редакторами, освоение простых форм редактирования изображений.
Создание
творческих графических работ, видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с озвучиванием, с использованием инструментов ИКТ.
Слайд 14Обращение с устройствами ИКТ
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов
«Технология»,
«Информатика»,
во внеурочной и внешкольной деятельности
Слайд 15Фиксация изображений и звуков
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов
«Искусство»,
«Русский
язык»,
«Иностранный язык»,
«Физическая культура»,
«Естествознание»,
во внеурочной деятельности.
Слайд 16Создание письменных сообщений
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов
«Русский язык»,
«Иностранный
язык»,
«Литература»,
«История»,
во внеурочное время.
Слайд 17Создание графических объектов
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов
«Технология»,
«Обществознание»,
«География»,
«История»,
«Математика»,
во внеурочной деятельности.
Слайд 18Коммуникация и социальное взаимодействие
Результаты достигаются в рамках всех предметов:
«Математика»,
«Химия»,
«Физкультура»,
«Русский язык» и пр.
и особенно во внеурочной деятельности
Слайд 19Поиск и организация хранения информации
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов:
«История»,
«Литература»,
«Технология»,
«Информатика»
и других предметов.
Слайд 20Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Результаты достигаются преимущественно в рамках
естественных наук, предметов:
«Обществознание»,
«Математика»
во внеурочной деятельности в рамках выполнения проектов
Слайд 21Как встроить в учебный процесс ИКТ?
Проанализировать имеющиеся аппаратные и программные средства,
позволяющие использовать информационные технологии в процессе обучения и воспитания.
Обосновать целесообразность использования различного программного обеспечения на своих уроках.
Изучить научно-методическую литературу и ознакомиться с опытом работы других педагогов по этому вопросу.
Предложить методические разработки по использованию программных средств в урочной и внеурочной деятельности (т.е. создать свой банк ЭОР).
Слайд 22Частные методики
программированное обучение;
интеллектуальное обучение;
экспертные системы;
гипертекст и мультимедиа;
микромиры;
имитационное обучение;
демонстрации.
Слайд 23Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:
Диагностическое тестирование качества усвоения материала.
В тренировочном
режиме для отработки элементарных умений и навыков.
В обучающем режиме.
При работе с отстающими учениками.
В режиме самообучения ученика.
В режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Слайд 24Варианты использования
средств ИКТ:
урок с мультимедийной поддержкой;
урок с компьютерной поддержкой;
урок интегрированный
с информатикой;
самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем.
При этом важно соблюдать санитарные нормы, касающихся времени работы учеников за компьютером.
Слайд 25Формирование ИКТ-компетентности во внеурочной деятельности
экскурсии,
кружки,
секции,
круглые столы,
конференции,
диспуты,
школьные научные общества,
олимпиады,
конкурсы,
соревнования,
поисковые и научные исследования,
общественно - полезные практики
Слайд 26Интернет-технологии во внеурочной деятельности учащихся
Поиск и отбор теоретического материала (для рефератов,
докладов, классных часов и т.д).
Дистанционное обучение.
курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным дисциплинам;
курсы, интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;
курсы предпрофильного обучения;
курсы, интегрированные с кейс - технологиями (печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD-дисками и т.д.)
Слайд 273. Интеллектуальный досуг:
возможность работать с Интернет;
научные объединения, творческие конкурсы, коллективный поиск
информации;
углубленное изучение предметов (дистанционное обучение);
использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров.