Слайд 1Оценка романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
в русской критике
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №1 г. Строитель»
Лагунова Наталья Николаевна
Слайд 2 Критика — особый литературный жанр, посвящённый разбору литературно- художественных, научных
и др. произведений.
Критика — определение отношения к предмету (сочувственное или отрицательное), постоянное соотнесение произведения с жизнью, расширение, углубление нашего представления о произведении силою таланта критикующего.
Слайд 3Главная цель критика, анализирующего художественное произведение, — выявить
1) «отвечает ли оно
требованиям художественности»;
2) «даёт ли оно что-нибудь новое и высшее, и что именно нового, чем обогащает оно литературную сокровищницу» (В.В.Воровский)
Слайд 4Цель урока
1. выяснить, как складывались и изменялись суждения о романе «Евгений
Онегин» и его героях в ХIХ веке;
2. разобраться в причинах появления разных толкований произведения;
3. выработать свою собственную оценку произведения и героев в соответствии с авторским замыслом и той исторической эпохой, когда создавалось произведение.
Слайд 5Эпиграф
Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская
мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность своего существования
Д.Писарев
Слайд 6Актуализация опорных знаний
Приступая в 1845 году к анализу романа
«Евгений Онегин», В.Белинский признавался, что начинает эту работу «не без некоторой робости» и утверждал, что «оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всем обилии его творческой деятельности»
1.Что давало Белинскому основания для такого утверждения?
Как он аргументировал эту мысль? Свой ответ подтвердите ссылкой на статью.
2. Прав ли критик, утверждая, что в «Онегине» отразилась жизнь и душа, любовь и идеалы поэта?
Слайд 7 «Роман «Евгений Онегин» глазами современников поэта»
1.Как был принят читающей
публикой роман «Евгений Онегин»?
2.Как менялось отношение современников к роману по мере выхода в свет новых глав?
Слайд 8Беседа по вопросам
1.Сравним оценку «Евгения Онегина» Жуковским и декабристами. Чем
вызваны столь неоднозначные отзывы людей, близких поэту, об одном и том же произведении?
2.Что помешало Рылееву и Бестужеву по достоинству оценить роман? И почему это смог сделать Баратынский?
3.Почему вначале восторженный приём «Евгения Онегина» сменился сначала охлаждением, а вслед за тем резким его неприятием?
Слайд 9Выводы
1.Декабристы исходили из требований воспевать высокое и героическое, чтобы пробудить в
сердцах современников патриотизм, возвысить гражданское чувство, поэтому они не могли сочувственно принять изображение картин «светской жизни», утверждая, что жизнеописание Онегина — слишком ничтожная задача для романа. Жуковский же оценивал художественно-эстетическое содержание «Евгения Онегина».
Слайд 10Выводы
1.Декабристы исходили из требований воспевали высокое и героическое, чтобы пробудить в
сердцах современников патриотизм, возвысить гражданское чувство, поэтому они не могли сочувственно принять изображение картин «светской жизни», считали,что жизнеописание Онегина — слишком ничтожная задача для романа. Жуковский же оценивал художественно-эстетическое содержание «Евгения Онегина».
Слайд 11Выводы
2.Е.А.Баратынский, тонкий знаток и ценитель поэзии, не только сумел понять творческий
замысел поэта и оценить его новаторство (в романе «отразился век// и современный человек изображён довольно верно// …с его озлобленным умом,// кипящим в действии пустом»), но и вскрыл истоки нетерпимого восприятия романа читателями пушкинской эпохи: верно оценить роман им мешали поверхностность кругозора и привычка повсюду искать романтизм.
Слайд 12Выводы
2.Е.А.Баратынский, тонкий знаток и ценитель поэзии, не только сумел понять творческий
замысел поэта и оценить его новаторство (в романе «отразился век// и современный человек изображён довольно верно// …с его озлобленным умом,// кипящим в действии пустом»), но и вскрыл истоки нетерпимого восприятия романа читателями пушкинской эпохи: верно оценить роман им мешали поверхностность кругозора и привычка повсюду искать романтизм.
Слайд 13Выводы
3.Причину резкой перемены мнений об «Онегине» согласно с Баратынским объяснял и
В.Г.Белинский, который считал, что Пушкин перерос свой век, достигнув высочайшего мастерства в реалистическом изображении действительности в то время, когда публика, как и прежде, ждала от него романтических историй в духе «Руслана и Людмилы».
Ю.Лотман: «Пушкин ушёл настолько вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал»
Слайд 14Выводы
3.Причину резкой перемены мнений об «Онегине» согласно с Баратынским объяснял и
В.Г.Белинский, который считал, что Пушкин перерос свой век, достигнув высочайшего мастерства в реалистическом изображении действительности в то время, когда публика, как и прежде, ждала от него романтических историй в духе «Руслана и Людмилы».
Ю.Лотман: «Пушкин ушёл настолько вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал»
Слайд 15Сопоставление литературно-критических статей.
Такой была оценка романа «Евгений Онегин» в то
время, когда жил и творил А.С.Пушкин. С того времени прошло немало лет, и каждая новая эпоха прочитывала роман по-своему. Интерес к самому любимому детищу поэта и вообще к творчеству Пушкина не всегда был одинаков. Между взлетами интереса были периоды оттока читательских симпатий. Бывали моменты, когда многим казалось, что поэт исчерпал свою актуальность. Ему пытались отвести «скромное место… в истории нашей умственной жизни» или вообще «предлагали сбросить с корабля современности». Но всякий раз интерес к творчеству и личности Пушкина возрождался.
Слайд 16Сопоставление литературно-критических статей.
Такой была оценка романа «Евгений Онегин» в то
время, когда жил и творил А.С.Пушкин. С того времени прошло немало лет, и каждая новая эпоха прочитывала роман по-своему. Интерес к самому любимому детищу поэта и вообще к творчеству Пушкина не всегда был одинаков. Между взлетами интереса были периоды оттока читательских симпатий. Бывали моменты, когда многим казалось, что поэт исчерпал свою актуальность. Ему пытались отвести «скромное место… в истории нашей умственной жизни» или вообще «предлагали сбросить с корабля современности». Но всякий раз интерес к творчеству и личности Пушкина возрождался.
В этом мы сможем убедиться, сопоставляя критические статьи В.Г.Белинского («Сочинения Александра Пушкина»1845 г.) и Д.И.Писарева («Пушкин и Белинский», 1865 г.), а также выступление Ф.М.Достоевского в 1880 году на Пушкинском празднике в Москве.
Слайд 17«Роман «Евгений Онегин» и его герои в оценке
1)Белинского;
2)Писарева;
3) Достоевского
Чья позиция вам кажется наиболее приемлемой? Почему?
Слайд 18I. В.Г.Белинский считал, что литература должна отражать жизнь народа, разоблачать
его угнетателей, воспитывать в народе чувство достоинства. Он боролся против искусства, оторванного от жизни, страстно разоблачал казенную проповедь смирения. Особое внимание критик уделял эстетическим достоинствам произведения.
1. Главные достоинства романа критик увидел в том, что в нём:
а) «есть поэтически верная картина русского общества в известную эпоху» («энциклопедия русской жизни»); что поэт «взял… жизнь, как она есть, со всем её холодом, со всею её прозою и пошлостию».
б) душевный недуг Онегина обусловлен общественной средой, сформировавшей его как личность, и вызван одновременно подчинением обществу и конфликтом с ним («эгоист поневоле»; «лишний человек»)
Выводы
Слайд 192.Татьяна до замужества для Белинского идеал, так как является исключением «среди
нравственно увечных явлений». В тоже время революционер-демократ Белинский осуждает героиню Пушкина за то, что она пожертвовала своей свободой ради верности нелюбимому мужу.
3.Высоко оценил Белинский и художественные достоинства романа: «Онегин» со стороны формы есть произведение в высшей степени художественное».
Выводы
Слайд 20II. Шестидесятники
видели смысл и цель жизни борьбе и считали недопустимым
отвлекаться на сантименты, чувственность и прочие дворянские настроения. Главная задача литературы, по их мнению, в том, чтобы «возбуждать ненависть к рутине, злу, лихоимству»
Д.И.Писарев, утверждая, что Пушкин — «легкомысленный певец красоты», судит героев романа не с точки зрения их исторического и художественного бытия, а с точки зрения их реальной пользы и вклада в общественную жизнь России нового времени. Критик убеждён, что такой герой, как Онегин, не может быть вдохновителем новых поколений, следовательно, роман бесполезен.
Критическая интерпретация образов Онегина и Татьяны в статье «Пушкин и Белинский» уступает место созданию злых карикатур.
Слайд 21III. Ф.М.Достоевский
восхищён идейно-тематическим содержанием и художественными достоинствами романа Пушкина,
в котором «воплощена настоящая русская жизнь с такой творческой силой и такою законченностью, какой и не бывало до Пушкина».
Критик сопереживает трагизму героя-индивидуалиста, «несчастного скитальца в родной земле», принуждённого жить по бесчеловечным законам общества, и призывает к смирению: «Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве… Не вне тебя правда, а в тебе самом: найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, и узришь правду»
Татьяна для Достоевского — воплощение нравственного совершенства, потому что человек не должен строить свое счастье на несчастье другого.
Слайд 22Эпиграф
Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская
мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность своего существования
Д.Писарев
Слайд 23Эпиграф
Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская
мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность своего существования
Д.Писарев
Слайд 24Прощаясь с читателем, А.С.Пушкин писал:
…Чего бы ты за мной
Здесь не
искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
- Что вы нашли для себя в романе «Евгений Онегин»?
Слайд 25А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним
для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца».
Его поэзия охватывает практически все стороны жизни человека. Гармония и глубина его строк поражает своим приближением к истине, чужда всего показного и искусственного. Он - как природа, естественен и необычайно глубок. При этом его стих музыкален, уравновешен, и удивительным образом затрагивает каждого.
Любите Пушкина, читайте Пушкина!
IX. Рефлексия
Слайд 26Домашнее задание
1.Дочитать роман «Евгений Онегин»
(дифференцированное).
2.Сопоставьте высказывания Ф.М.Достоевского, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева по
поводу объяснения Татьяны с Онегиным.
- Кто, с вашей точки зрения, более прав?
- Кто наиболее глубоко проник в авторский замысел? Как вы сами можете объяснить мотивы поведения героини?
Слайд 27 1. Главным для меня на уроке было то,
…
2. Теперь я буду знать, что …
3. Меня огорчило то, что …
4. Я рад, что…
5. Я хотел бы, чтобы …
IX. Рефлексия