Слайд 1Операционные системы
Интерфейс пользователя
Слайд 2Определение интерфейса
Это совокупность логических и физических принципов взаимодействия компонентов технических средств
вычислительной системы (ВС).
Логический интерфейс – совокупность правил алгоритмов и временных соглашений по обмену данными между компонентами ВС
Физический интерфейс – совокупность физических, механических и функциональных характеристик средств подключения, реализующих такое взаимодействие.
Слайд 4Характеристики интерфейса
Особое и отдельное внимание в интерфейсе пользователя традиционно уделяется его
эффективности и удобству пользования (юзабельности).
Понятный,
Удобный,
Дружественный
Слайд 5Интерфейс интерактивный
двунаправленный
Устройство, получив команды от пользователя и исполнив их, выдаёт информацию
пользователю наличествующими у неё средствами — визуальными, звуковыми, тактильными и т. п.
Слайд 6Средства интерфейса
ввод информации/команд пользователем в устройство
вывод информации из устройства к пользователю
Слайд 7интерфейс пользователя, по́льзовательский интерфейс (UI —user interface)
разновидность интерфейсов, в котором одна сторона
представлена человеком (пользователем), другая — машиной/устройством.
Представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, машинами, устройствами и аппаратурой
Слайд 8Человек-машина
Способ, которым вы выполняете какую-либо задачу с помощью каких-либо средств (какой-либо
программы), а именно совершаемые вами действия и то, что вы получаете в ответ.
Интерфейс «человек-машина»
Интерфейс «человек-компьютер»
Пользовательский интерфейс
Слайд 9Ориентированность на человека
Интерфейс является ориентированным на человека, если он отвечает нуждам
человека и учитывает его слабости.
Машинная часть интерфейса — часть интерфейса, реализованная в машине (аппаратно-программной ее части) с использованием возможностей вычислительной техники.
Человеческая часть интерфейса — это часть интерфейса, реализуемая человеком с учетом его возможностей, слабостей, привычек, способности к обучению и других факторов.
Слайд 10Взаимодействие интерфейсов пользователя их технологий и операционных систем
Слайд 11Командный интерфейс
Взаимодействие человека с компьютером осуществляется путем подачи компьютеру команд, которые
он выполняет и выдает результат пользователю.
Слайд 12Пакетная технология
На вход компьютера подается последовательность программ, набитых, например, на перфокартах
и последовательность символов, определяющих порядок выполнения этих программ.
Человек здесь имеет малое влияние на работу машины. Он может лишь приостановить работу машины, сменить программу и снова запустить ЭВМ.
Слайд 13Интерфейс командной строки
При этой технологии в качестве способа ввода информации оператором
в ЭВМ служит клавиатура, а компьютер выводит информацию человеку с помощью алфавитно-цифрового дисплея (монитора). Комбинацию монитор-клавиатура стали называть терминалом или консолью.
Слайд 14Графический интерфейс
ООМУ (окно, образ, меню, указатель)
WIMP (window, image, menu, pointer)
- интерфейс
Характерная черта этого интерфейса – диалог пользователя с компьютером ведется с помощью окон, графических образов меню, курсора и других элементов.
Слайд 15Два вида графических интерфейсов
Слайд 16Идея графического интерфейса
Идея графического интерфейса зародилась в середине 70-х годов в
исследовательском центре фирмы Xerox Palo Alto Research Center (PARC).
Предпосылкой графического интерфейса явилось:
уменьшение времени реакции компьютера на команду,
увеличение объема оперативной памяти,
развитие элементной базы, технических характеристик ЭВМ и в частности мониторов.
Слайд 17Простой графический интерфейс
На первом этапе очень походил на технологию командной строки
со следующими отличиями:
при отображении символов с целью повышения выразительности изображения допускалось выделение части символов цветом, инверсным изображением, подчеркиванием и мерцанием;
курсор мог быть представлен некоторой областью, выделенной цветом и охватывающей несколько символов и даже часть экрана;
реакция на нажатие любой клавиши во многом стало зависеть от того, в какой части находится курсор.
кроме часто используемых клавиш управлением курсором стали использоваться манипуляторы типа мыши, трекбола и т.п., которые позволяли быстро выделять нужную область экрана и перемещать курсор;
широкое использование цветных мониторов.
Слайд 18Простой графический интерфейс
Появление простого графического интерфейса совпадает с широким распространением операционной
системы MS DOS.
Типичным примером его использования является файловая оболочка Norton Commander и текстовые редакторы MaltiEdit, ChiWriter, Microsoft Word для DOS, Лексикон и др.
Слайд 19Полный WIMP-интерфейс
Второй этап развития графического интерфейса, который характеризуется следующими особенностями:
вся работа
с программами, файлами и документами происходит в окнах;
программы, файлы, документы, устройства и другие объекты представляются в виде значков (иконок), которые при открытии превращаются в окна;
все действия с объектами осуществляются с помощью меню, которое становится основным элементом управления;
манипулятор выступает в качестве главного средства управления.
Слайд 20Элементы графического интерфейса
Рабочий стол
Пиктограммы
Ярлыки
Панель задач
Окно
Слайд 21РОЯЗ (речь, образ, язык, знания)
SILK (speech, image, language, knowledge) –
интерфейс
Интерфейс наиболее приближен к обычной человеческой форме общения.
Компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы.
Результаты выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму.
Слайд 22SILK- интерфейс для общения человека с машиной использует:
речевую технологию;
биометрическую технологию (мимический
интерфейс);
семантический (общественный) интерфейс.
Слайд 23Речевая технология
Это простейшая реализация SILK- интерфейса появилась в середине 90-х
годов после появления недорогих звуковых карт и широкого распространения технологий распознавания речи.
При этой технологии команды подаются голосом путем произнесения специальных стандартных слов (команд), которые должны выговариваться четко, в одном темпе с обязательными паузами между словами.
Требуется индивидуальная предварительная настройка компьютерной системы на конкретного пользователя.
Слайд 24Биометрическая технология
(«Мимический интерфейс»)
Возникла в конце 90-х годов и в
настоящее время находится в стадии разработки.
Для управления компьютером используется выражение лица, направление взгляда, размер зрачка и другие признаки человека.
Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация, которая считывается с цифровой камеры, а затем с помощью программы распознавания образов из этого изображения выделяются команды.
Слайд 25Семантический
(общественный) интерфейс
Возник еще в конце 70-х годов ХХ века,
с развитием искусственного интеллекта.
Может не являться самостоятельным видом интерфейса, так как он включает в себя и интерфейс командной строки, и графический, и речевой, и мимический интерфейсы.
Слайд 26Семантический
(общественный) интерфейс
Основной его особенностью является отсутствие команд при общении
с компьютером. Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов.
По сути - это моделирование общения человека с компьютером.
В настоящее время используется для военных целей. Такой интерфейс крайне необходим в обстановке ведения воздушного боя.
Слайд 27ДЗ
Эволюция дизайна интерфейсов операционных систем с 1981 по 2015 годы.