Слайд 1ЧЕЛОВЕК: ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Слайд 2«ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ»
А.А. ХАРКЕВИЧ
Слайд 3УРОК 3
ТЕМА:
ЧЕЛОВЕК: ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Слайд 4Когда и в каком языке впервые появилось слово информация?
Что в переводе
с латинского языка означает слово информация?
Мерой чего является информация в неживой природе в замкнутых системах (приведите пример)?
Что происходит в микро- и мега мире в процессе эволюции Вселенной?
Мерой чего является информация в живой природе (приведите пример)?
Что вы понимаете под информацией?
Что понимают под информацией в обыденной жизни?
Что понимают под информацией в технике?
Попробуйте дать определение понятию информация.
Слайд 5Человек постоянно получает информа-цию из окружающе-го мира, хранит её в памяти,
анализирует с помощью мышле-ния и обменивается информацией с другими людьми.
Слайд 6Окружающий нас мир
Мир звуков
Мир знаков
Мир образов
Мир вкусов
Мир ощущений
Слайд 7Человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств:
зрения (около 90%) –
в форме зрительных
образов;
слуха (9%) – в форме звуков (речь, музыка,
шум и т.д.);
обоняния;
вкуса;
осязания.
Слайд 9
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
0 1 2 3 4 5 6 7 8
9
Мимика и жесты
Графическая форма
✌ ? ? ? ☜ ☝ ?
цвет
анимация
анимация
рисунок
диаграмма
чертеж
фотография
Мультимедийная форма
речь
музыка
Звуковая форма
числовая форма
Текстовая форма
Слайд 10Полученную информацию человек использует для управления своим поведением и достижения поставленных
целей.
Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата.
Слайд 11Информационные процессы – это процессы, связанные с поиском, хранением, обработкой и
передачей информации.
Слайд 12С начала человеческой истории возникла потребность накопления информации для её передачи
во времени из поколения в поколение и передачи в пространстве на большие расстояния.
Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тысячелетии до н.э. письменности и первых носителей информации (шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов).
Слайд 15С середины XV века после изобретения книгопечатания начался процесс научного познания
окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания.
Слайд 16Информация для человека – это знания, которые он получает из разных
источников.
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной.
Слайд 17Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с
вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?».
Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство».
Удовлетворившись таким предсказанием, царь переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны.
В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане.
Но оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»
Слайд 18Для хранения знаний и распространения их в обществе необходимы носители информации:
бумага;
магнитные носители
(аудио- и видеоплёнки,
гибкие и жёсткие диски);
оптические носители
(CD- и DVD-диски)
Флэш-память
Слайд 20В процессе общения с другими людьми человек передаёт и получает информацию
в форме сообщений.
Древние люди для передачи информации использовали язык жестов.
С появлением устной речи обмен сообщениями между людьми производится с помощью сотен естественных языков (русского, английского, французского и др.).
Слайд 21Понятность – одно из важных свойств информации.
Слайд 22Для распространения информации в обществе широко используются средства массовой информации (газеты,
радио, телевидение, Интернет).
Такая информация должна быть достоверной, актуальной и полезной.
Эти свойства информации очень важными для СМИ.
Слайд 23Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной
возникновения социальных потрясений.
Неактуальная информация не имеет применения в настоящий момент времени (например, прошлогодняя газета).
Бесполезная информация создаёт информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации.
Слайд 24Поиск информации – это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации:
непосредственное наблюдение;
общение со
специалистами по интересующему вопросу;
чтение литературы;
просмотр телепрограмм, видео;
прослушивание радиопередач;
работа в библиотеках и архивах;
поиск информации в сети Интернет, в базах и банках данных.
Слайд 25Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации из одного
вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.
Слайд 26Связанные с информацией процессы происходят не только в мире, имеющем отношение
к деятельности человека, но также и в живой природе и технике.
Слайд 27Курица и ее цыплята постоянно обмениваются звуками, чтобы держаться вместе, чтобы
курица могла в любой момент защитить своих деток.
Если одна из пчел нашла богатое нектаром поле, то через некоторое время десятки членов пчелиной семьи устремляются в это место.
Слайд 28Сезонные изменения в растительном мире тоже результат информационного процесса.
Слайд 29Функционирование систем управления техническими устройствами также связано
с информационными процессами.
Такие систему управления
встроены практически во всю бытовую технику, автомобили, самолеты, робототехнику.
Слайд 30Какие способы и органы чувств использует человек при восприятии информации?
В какой
форме может быть представлена информация?
для чего человек использует полученную информацию?
Что такое информационный процесс?
Какие процессы называются информационными?
Хранение информации – это ………?
Информация для человека – это ……?
Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме знаний?
Слайд 31В какой форме передается информация меду людьми?
Каковы должны быть свойства информации,
представленной в форме сообщений?
Как распространяется информация в обществе?
Какими свойствами должна обладать информация, распространяемая средствами массовой информации (СМИ)?
Поиск информации – это…….?
Назовите методы поиска информации.
Что понимают под обработкой информации в информатике?
Слайд 32
Жизнь человека не возможна без информации. Мы живем в мире информации,
получаем, обрабатываем и используем её для управления своим поведением и в своей деятельности.
Слайд 34ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ-8»
§ 1.1.3.
Записи в
тетрадях.
Ответить письменно на вопросы стр. 15
Слайд 39Слово информация появилось в латинском языке около двух с половиной тысяч
Слайд 40
В переводе с латинского языка оно означает разъяснение, изложение, набор сведений.
Слайд 41В неживой природе в замкнутых системах информация является мерой упорядоченности системы
по шкале «хаос-порядок».
При переходе от порядка к хаосу информация уменьшается.
Слайд 42
В процессе эволюции Вселенной в микро- и мегамире возникают объекты более
сложной структуры и, следовательно, информация возрастает.
Слайд 43
В живой природе информация является мерой увеличения сложности живых организмов.
Слайд 44Информация сложное понятие, имеющее множество определений и толкований в разных областях
знаний. Одно из них: «Информация – это отражение с помощью знаков и сигналов того разнообразия, которое существует в окружающем нас внешнем мире».