Презентация, доклад на тему Современная картина химических знаний

Химическим элементом называют все атомы, имеющие одинаковый заряд ядра. Особой разновидностью химических элементов являются изотопы, у которых ядра атомов отличаются числом нейтронов (поэтому у них разная атомная масса), но содержат одинаковое число протонов и

Слайд 1Современная картина химических знаний
Важнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что

она имеет всего четыре способа решения вопроса. Свойства вещества зависят от четырех факторов:
1) от элементного и молекулярного состава вещества;
2) от структуры молекул вещества;
3) от термодинамических и кинетических условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции;
4) от уровня химической организации вещества.
Современную картину химических знаний объясняют с позиций четырех концептуальных систем. На рисунке показано последовательное появление новых концепций в химической науке, которые опирались на предыдущие достижения.
Современная картина химических знанийВажнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что она имеет всего четыре способа решения

Слайд 2Химическим элементом называют все атомы, имеющие одинаковый заряд ядра.

Особой разновидностью химических элементов являются изотопы, у которых ядра атомов отличаются числом нейтронов (поэтому у них разная атомная масса), но содержат одинаковое число протонов и поэтому занимают одно и тоже место в периодической системе элементов.
Термин «изотоп» был введен в 1910 г. английским радиохимиком Ф. Содди. Различают стабильные (устойчивые) и нестабильные (радиоактивные) изотопы. Наибольший интерес вызвали радиоактивные изотопы, которые стали широко использоваться в атомной энергетике, приборостроении, медицине.
Первым был открыт химический элемент фосфор в 1669 г., потом кобальт, никель и другие.
Открытие французским химиком А. Л. Лавуазье кислорода и установление его роли в образовании различных химических соединений позволило отказаться от прежних представлений об «огненной материи» (флогистоне).
В Периодической системе Д.И. Менделеева насчитывалось 62 элемента, в 1930-е гг. она заканчивалась ураном. В 1999 г. было сообщено, что путем физического синтеза атомных ядер открыт 114-й элемент

Химическим элементом называют все атомы, имеющие одинаковый заряд ядра.   Особой разновидностью химических элементов являются изотопы,

Слайд 3Концепция химических соединений
В начале XIX в. Ж.

Пруст сформулировал закон постоянства состава, в соответствии с которым любое химическое соединение обладает строго определенным, неизменным составом и тем самым отличается от смесей.
Теоретически обосновал закон Пруста Дж. Дальтон в законе кратных отношений. Согласно этому закону состав любого вещества можно было представить как простую формулу, а эквивалентные составные части молекулы - атомы, обозначавшиеся соответствующими символами, - могли замещаться на другие атомы.
Химическое соединение состоит из одного, двух и более разных химических элементов.
С открытием сложного строения атома стали ясны причины связи атомов, взаимодействующих друг с другом, которые указывают на взаимодействие атомных электрических зарядов, носителями которых оказываются электроны и ядра атомов.

Концепция химических соединений   В начале XIX в. Ж. Пруст сформулировал закон постоянства состава, в соответствии

Слайд 4Ковалентная связь осуществляется за счет образования электронных пар, в одинаковой мере

принадлежащих обоим атомам.
Ионная связь представляет собой электростатическое притяжение между ионами, образованное за счет полного смещения электрической пары к одному из атомов.
Металлическая связь - это связь между положительными ионами в кристаллах атомов металлов, образующаяся за счет притяжения электронов, но перемещающаяся по кристаллу в свободном виде.

Ковалентная связь осуществляется за счет образования электронных пар, в одинаковой мере принадлежащих обоим атомам. Ионная связь представляет

Слайд 5Органогены
Первая половина XIX в
Ученые убеждены, что свойства веществ и

их
качественное разнообразие обусловлены не
только составом элементов, но и структурой
их молекул.
Сотни тысяч химических соединений, состав
которых состоит из нескольких
элементов-органогенов (углерода, водорода, кислорода, серы, азота, фосфора).
Органогены - элементы, составляющие основу живых систем.

В состав биологически важных компонентов живых систем входят еще 12 элементов: натрий, калий, кальций, магний, железо, цинк, кремний, алюминий, хлор, медь, кобальт, бор.

На основе шести органогенов и еще около 20 других элементов природа создала около 8 млн. различных химических соединений, обнаруженных к настоящему времени. 96% из них приходится на органические соединения.

ОрганогеныПервая половина XIX в Ученые  убеждены, что свойства веществ и их качественное разнообразие обусловлены не только

Слайд 6Возникновение структурной химии означало, что появилась возможность для целенаправленного качественного преобразования

веществ, для создания схемы синтеза любых химических соединений.
Основы структурной химии были заложены Дж. Дальтоном, который показал, что любое химическое вещество представляет собой совокупность молекул, состоящих из определенного количества атомов одного, двух или трех химических элементов.
И.-Я. Берцелиус выдвинул идею, что молекула представляет собой не простое нагромождение атомов, а определенную упорядоченную структуру атомов, связанных между собой электростатическими силами.
Бутлеров впервые в истории химии обратил внимание на энергетическую неравноценность разных химических связей. Эта теория позволила строить структурные формулы любого химического соединения, так как показывала взаимное влияние атомов в структуре молекулы, а через это объясняла химическую активность одних веществ и пассивность других.

Возникновение структурной химии означало, что появилась возможность для целенаправленного качественного преобразования веществ, для создания схемы синтеза любых

Слайд 7 Учение о химических процессах
В основе учения находятся химическая

термодинамика и кинетика. Основоположник этого направления стал русский химик Н.Н. Семенов, основатель химической физики.
Важнейшей задачей химиков становится умение управлять химическими процессами, добиваясь нужных результатов.
Методы управления химическими процессами делятся
термодинамические (влияют на смещение химического равновесия реакции)
кинетические (влияют на скорость протекания химической реакции).
Французский химик Ле Шателье в конце XIX в. сформулировал принцип равновесия, т.е. метод смещения равновесия в сторону образования продуктов реакции. Каждая реакция обратима, но на практике равновесие смещается в ту или иную сторону. Это зависит как от природы реагентов, так и от условий процесса.
Реакции проходят ряд последовательных стадий, которые составляют полную реакцию. Скорость реакции зависит от условий протекания и природы веществ, вступивших в нее:
концентрация
температура
катализаторы
Учение о химических процессах   В основе учения находятся химическая термодинамика и кинетика. Основоположник

Слайд 8Катализ(1812 г) - ускорение химической реакции в присутствии особых веществ -

катализаторов, которые взаимодействуют с реагентами, но в реакции не расходуются и не входят в конечный состав продуктов.
Типы:
гетерогенный катализ - химическая реакция взаимодействия жидких или газообразных реагентов на поверхности твердого катализатора;
гомогенный катализ - химическая реакция в газовой смеси или в жидкости, где растворены катализатор и реагенты;
электрокатализ - реакция на поверхности электрода в контакте с раствором и под действием электрического тока;
фотокатализ - реакция на поверхности твердого тела или в жидком растворе, стимулируется энергией поглощенного излучения.

Применение катализаторов:
при производстве маргарина
многих пищевых продуктов
средств защиты растений

Катализ(1812 г) - ускорение химической реакции в присутствии особых веществ - катализаторов, которые взаимодействуют с реагентами, но

Слайд 9Антропогенный химизм и его влияние на среду обитания
Задача органического

синтеза – создание веществ со специфическими свойствами, не существующие в природе и обладающие почти неограниченным сроком жизни.
Все искусственные полимеры практически не разрушаются в естественных условиях, не теряют своих свойств в течение 50-100 лет. Единственный способ их утилизации – уничтожение: либо сжигание, либо затопление.

При сжигании углеводородов, выделяется углекислота – один из основных загрязнителей атмосферы, наряду с метаном и хлорсодержащими веществами. Именно она ответственна за катастрофические процессы в атмосфере, которые находят выражение в эффекте климатических изменений.

Новые популярные источники энергии ХХI: биоэтанол, электричество, энергия солнечная батарей, водород и обычная вода.
Антропогенный химизм и его влияние на среду обитания  Задача органического синтеза – создание веществ со специфическими

Слайд 10Биоэтанол – это возобновляемый вид топлива. Этанол может добываться различными

способами. Например, из зерновых культур: кукурузы, пшеницы, ячменя и корнеплодов - из картофеля, сахарной свеклы и т.п.
Сложность заключается в том, что это не совсем рентабельный источник энергии: для его развития необходимы дополнительные территории и вода. Кроме того, добыча этанола в технических целях – угроза пищевой безопасности на планете.

Еще одно популярное направление исследований альтернативных источников энергии – возможность использования энергии нашей звезды.
В 2009 г. на ежегодной выставке-ярмарке автомобилей японские автопроизводители демонстрировали автомобили, которые работают на основе энергии расщепления молекул воды. Энергия синтеза воды из молекул водорода и кислорода сопровождается выбросом энергии, которая используется в двигателях.
Биоэтанол – это возобновляемый вид топлива. Этанол  может добываться различными способами. Например, из зерновых культур: кукурузы,

Слайд 11 Прикладная химия предлагает новые материалы, которые способны

заменить металлы, хлопок, лен, шелк, дерево.
Французы нашли способ производства бумаги из отходов сахарного производства.
Долговечность пластика и синтетических материалов в данном случае – благо, спасение от техногенных катастроф.
Силикон, который уже давно и с успехом используют в пластической хирургии и косметологии, японские инженеры рискнули применить для замены металлического корпуса автомобиля. Машины не деформируются, люди не страдают в авариях.
Дедерон, лайкра, эластан – материалы, которые активно используют в легкой, текстильной, чулочно-носочной индустрии. Очень популярны гибридные ткани, в которых присутствуют молекулы натуральных материалов: льна, хлопка и синтетические материалы вроде эластанов.
Искусственные шелка, искусственные мех, искусственные кожи – все это пути снижения антропогенного давления на животные и растительные виды.
Органический синтез и прикладная химия открывает широкую дорогу для замены естественного – искусственным, снижая индустриальный прессинг на среду обитания.

Прикладная химия предлагает новые материалы, которые способны заменить металлы, хлопок, лен, шелк, дерево.

Слайд 12Вопрос утилизации пластмасс, твердых промышленных и бытовых отходов решается за счет

улучшения дорог.
В 1980-е гг. были изобретены и синтезированы первые пластики, способные к биологическому разложению. Канадский химик Джеймс Гуиллер, которого ужаснули груды пустых пластиковых бутылок, разбросанные вдоль итальянских дорог, задумался о возможности их разрушения в естественных условиях и в небольшие сроки. Гуиллер синтезировал первый экологически чистый пластик – биопал, который разлагается бактериями, живущими в почве.
В 90-е гг. химики занялись поиском технологий отхода от традиционного сырья для производства пластмасс - нефтепродуктов. В ХХI в. был наконец найден катализатор, позволяющий создавать пластик из апельсиновой кожуры и углекислоты. Он был синтезирован на основе лимонина – органического вещества, входящего в состав цитрусовых.
Пластик получил название полилимонин карбонат.
Внешне он похож на пенопласт, а его качества
не уступают качествам традиционных пластмасс

Вопрос утилизации пластмасс, твердых промышленных и бытовых отходов решается за счет улучшения дорог. В 1980-е гг. были

Слайд 13Создание искусственных материалов на основе нанотехнологий. Корень «нано» с древнегреческого переводится

как «малыш», «карлик».
«Нанотехнологии – это способы манипулирования веществом на атомном и молекулярном уровне, в результате чего оно приобретает принципиально новые, уникальные химические, физические и биологические свойства».
Один из опытов по наноманипулированию датируется уже IХ столетием. Это изобретение знаменитой дамасской стали, не заменимой в жестоких сражениях Средневековья.
Сегодня нанопроизводства заняты созданием сверхтонких, сверхпрочных материалов, которые можно использовать на нашей планете и в космическом пространстве.
Лидеры в создании наноматериалов – США
и Европа.

Создание искусственных материалов на основе нанотехнологий. Корень «нано» с древнегреческого переводится как «малыш», «карлик». «Нанотехнологии – это

Слайд 14Успехи в синтезе наноматериалов российскими учеными
Наноструктурированные композитные материалы для изготовления арф

высокого качества, которые гораздо дешевле в производстве, чем традиционные музыкальные инструменты.
Очень возможно, что драгоценные скрипки, созданные искусными руками Гварнери и Страдивари, также имеют отношение к нанопроизводству.
Радиоэкранирующие и радиозащищающие материалы на основе кремния, которые отражают вредные излучения и могут быть использованы для защиты военной техники, экранируют более 99% электромагнитного излучения.
Наноалмазы. Это искусственные материалы, содержащие алмазы, – твердые, стойкие к коррозии, к износу. Их можно использовать в нефтяной и металлургической промышленности
для бурения скважин и при резке металла.
Наноалмазы добавляют в смазочно-охлаждающие
жидкости в качестве катализаторов химических
реакций.
Успехи в синтезе наноматериалов российскими ученымиНаноструктурированные композитные материалы для изготовления арф высокого качества, которые гораздо дешевле в

Слайд 15ВЫВОДЫ

Концепции эволюционной химии, в том числе о химической эволюции на Земле, о самоорганизации и самосовершенствовании химических процессов, о переходе от химической эволюции к биогенезу, являются убедительным аргументом, подтверждающим научное понимание происхождения жизни во Вселенной.

Химическая эволюция на Земле создала все предпосылки для появления живого из неживой природы.

Жизнь во всем ее многообразии возникла на Земле самопроизвольно из неживой материи, она сохранилась и функционирует уже миллиарды лет.

Жизнь полностью зависит от сохранения соответствующих условий ее функционирования. А это во многом зависит от самого человека.
ВЫВОДЫХимическая наука на ее высшем эволюционном уровне углубляет представления о мире. Концепции эволюционной химии, в том числе