Слайд 1Презентацию подготовила учитель химии и биологии МАОУ СОШ № 8 г.Красновишерска
Пермского края
Минина Ольга Михайловна
ФГОС -
Федеральный государственный образовательный стандарт
Слайд 3Планируемые результаты
достижений обучающихся:
Личностные
Предметные
Метапредметные
(освоенные УУД)
Слайд 4Результаты ООП
готовность
и способность
обучающихся
к саморазвитию,
сформированность
мотивации
к обучению и
познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся
универсальные
учебные действия,
ключевые
компетенции,
межпредметные
понятия
опыт
специфической
для данной
предметной
области
деятельности
по получению
и применению
нового знания,
а также система
основополагающих
элементов
научного знания
личностные
метапредметные
предметные
Слайд 5Работа в группах
2 4 6 15
20 21 24 27 31 32 39
1 3 7 9 10 13 14 17 18 19 22 26 29 30 33 35 38
5 8 11 12 16 23 25 28 34 36 37 40
личностные
метапредметные
предметные
Слайд 6УУД – универсальные учебные действия
Слайд 8Приём «Вопросительные слова»
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Слайд 9Формирование УУД учащихся на уроках химии и биологии
Слайд 10Цель: повышение компетентности педагогов в связи с подготовкой к введению ФГОС
ООН
Задачи:
1. Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
2. Познакомиться с педагогическими приёмами, помогающими формировать УУД
3. Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе групповой работы
Слайд 11Универсальные учебные действия (УУД)
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной
деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
Совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений
Умение учиться,
способность к саморазвитию и
самосовершенствованию
Слайд 12в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в узком значении
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Универсальные учебные действия
Слайд 13В основе стандарта лежит
системно-деятельностный подход
Он обеспечивает:
построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающегося
активизацию учебно - познавательной деятельности
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающегося в системе образования
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Слайд 14УУД
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 15личностные
Самоопределение
« Я знаю…»
« Я создаю…»
« Я стремлюсь…»
Нравственно – этическое
оценивание
Смыслообразование
«Какое значение, смысл имеет для меня учение»
Слайд 161. Приём новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных
фактов, сведений, исторических данных
2. Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике
3. Приём создания проблемной ситуации
4. Приём значимости, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной или эстетической ценностью.
5. Приём «Знаю», «Хочу знать» « Узнал».
6. Приём критического мышления «Инсерт»
Слайд 18Прием рефлексии
«Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе
и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Слайд 19Рефлексия деятельности на уроке
«Лестница успеха»
Знаю…
Понимаю…
Умею…
Слайд 20Прием рефлексии
«Незаконченное предложение»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял,
что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 21Прием рефлексии «Утверждение»
Я узнал(а) много нового
Мне это пригодится в жизни
На уроке
было над чем подумать
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)
Слайд 22Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Контроль
Прогнозирование
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Слайд 23Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
поиск и выделение необходимой
информации
структурирование знаний
осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
моделирование
Слайд 24Логические универсальные действия:
Анализ объектов с целью выделения признаков
Синтез
Выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно- следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование
Слайд 25Приём - стратегия «идеал»
Интересно, в чём проблема? Необходимо сформировать проблему.
Лучше начнём со слова «как».
Давайте найдём как можно больше решений для данной проблемы.
Есть ли хорошие решения? Из множества предложенных решений выбираем хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение.
Любопытно, а как, это будет выглядеть на практике?
Слайд 26Регулятивные действия
Планирование (определить «Что и как нужно делать, чтобы получился правильный
результат»)
Прогнозирование (« Как думаешь, достаточно знаний для выполнения задания?»)
Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Предлагаем задание: « Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?»
Оценка (« По каким критериям вы оценивали свою работу?»)
Слайд 27СХЕМА ФИШБОУН («Рыбьи Косточки». «Рыбий скелет»)
Слайд 28Познавательные УУД
Поиск, отбор, структурирование информации
Моделирование
Способы решения задач
Логические действия и операции
Слайд 29Приёмы технологии развития критического мышления
«Верные – неверные утверждения»
«Кластер»
« До и
после»
«Хорошо – плохо»
«Да – нет»
Шаг за шагом»
Отсроченная отгадка»
Диаграмма Венна»
Слайд 30Приёмы работы с текстом учебника
найди место в учебнике, где описывается
объект, представленный на рисунке…
поставь вопросы к данному абзацу
выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе
расскажи по опорным словам (разверни информацию)
состав набор понятий темы…
составь разные предложения с одним и тем же понятием…
составь предложение по теме…, используя слова «так, как», « потому что», следовательно, « если, то»…
состав план изучения темы… (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, вещества, свойства веществ)
создай таблицу (сверни информацию)
Слайд 31Кластер (гроздья), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном
порядке в виде грозди
Слайд 32Денотатный граф - [от лат. denote – обозначаю и греч. grapho
– пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия
Тема
Что это такое?
Какой (ие) бывает (ют)?
Какие функции выполняет?
К чему приводит?
Какое положительное и отрицательное значение имеет?
Слайд 33«Ромашка» Блума
Простые (что, когда, где, как, какой)
Объясняющие (почему)
Творческие (что изменилось бы,
что будет, если…)
Оценочные (чем один отличается от другого)
Практические (как можно применить, где вы в обычной жизни можете наблюдать, что можно сделать из…)
Слайд 341.Что такое ФГОС?
2.Что лежит в основе ФГОС второго поколения?
3.Когда ФГОС был
принят?
4.Почему появилась необходимость принятия ФГОС второго поколения?
5.Чем ФГОС первого поколения отличается от ФГОС второго поколения?
6.Что изменится в образовательном процессе после введения стандартов второго поколения?
7.Как получить новый образовательный результат?
8.Что можно сегодня сделать на уроках химии и биологии в условиях подготовки к введению ФГОС второго поколения?
Слайд 35Коммуникативные УУД
Постановка
вопросов
Планирование
учебного
сотрудничества
Разрешение конфликтов
Умение полно и ясно выражать
свои мысли
Контроль, коррекция,
оценка действий
партнёра
Владение
монологической диалогической
формами речи
Слайд 36Выводы:
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. «умение учиться».
В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.