Слайд 1Три службы Родине
180 лет со Дня рождения Д.М. Менделеева
Слайд 2Детские годы
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье директора
Тобольской гимназии . Дмитрий был в семье последним ребёнком. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика ослеп после рождения своего сына и умер.
Фамилию «Менделеев» в виде прозвища, по обычаям того времени, получил отец Менделеева в духовном училище.
Мария Дмитриевна Менделеева (урождённая Корнильева), мать Д. И. Менделеева
Иван Павлович Менделеев — отец Д. И. Менделеева.
Слайд 3 Д.И. Менделеев записал как-то – «Тот, кто будет писать мою
биографию, скажет мне спасибо». И действительно, если познакомиться с его опубликованными трудами, то будет поражать систематичность, которую проявляет Менделеев буквально во всём.
Работа строилась у него по
предварительно составленному плану.
Он считал необходимым проверить
полученные в результате исследования
новые результаты в большем числе
практических направлений, не боялся
заявить о сделанном открытии.
Слайд 4 В одном из первых дневников учёный записал: «Не
могу я ничего делать, не привязавшись к делу». И действительно, Менделеев с равным успехом занимался математикой и химией, астрономией и философией, метрологией и экономикой, техникой и искусством.
При довольно слабом здоровье он сделал
так много, что его при жизни иногда
называли гением.
Он был незаурядной личностью,
Индивидуальностью.
Слайд 5«Первая служба Родине»
(научная деятельность Менделеева)
Менделеев, как педагог и
физикохимик открыл периодический закон, сформулировал химическую теорию растворов, вывел формулу для взаимосвязи основных параметров, характеризующих поведение газов (состояние идеального газа – уравнение Менделеева – Клапейрона), открыл температуру абсолютного кипения жидкостей.
Слайд 6 Менделеев написал несколько учебников, включая знаменитые «Основы химии»,
проложил новые пути к изучению некоторых вопросов аэро- и гидродинамики, метрологии и метеорологии. Он охотно занимался этими научными проблемами, так как видел в их решении возможность новых открытий в традиционных областях знаний
Слайд 7Периодический закон Менделеева
1 марта 1869 г. -
был открыт периодический закон, который позволил не только обосновать научную классификацию элементов и их соединений, но и позволил установить чёткую взаимосвязь многих важнейших химических понятий. Он позволил предсказать свойства многих ещё неоткрытых элементов. С помощью этого закона, а также используя достижения физики (открытие электрона и радиоактивности), Э. Резерфорд, Н. Бор предложили модель атома, разработали теорию строения атома, а затем и теорию химической связи.
Сформулирован он был следующим образом: «Свойства простых тел, также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».
Слайд 9Учебник монографии – «Основы химии»
Опубликование этого учебника вызвало
обширную переписку Д. И. Менделеева с учёными России и других стран (А. М. Бутлеровым, В. И. Ковалевским, У. Рамзаем и др.). Сведения, дополнительно сообщающиеся Менделеевым в письмах и в последующих изданиях «Основ химии», помогали корреспондентам в их работах, зачастую определяя направление их исследований. Некоторые учёные писали свои учебники под влиянием книги Менделеева.
Главное богатство книги – анализ фактов и логика их обобщения – останутся навсегда инструментом в овладении всяким новым знанием.
Слайд 10Исследования по растворам
Уже в первых своих работах, учёный
пришёл к выводу об особой роли растворов в решении проблем химического соединения.
Его первое крупное исследование по растворам – докторская диссертация «О соединении спирта с водой» (1865) – содержало результаты наблюдений о взаимосвязи плотности и концентрации растворов спирта в воде.
Итог этой работы был представлен в опубликованном в 1887 г. Классическом труде «Исследование водных растворов по удельному весу».
Слайд 12Исследования газов
Одна из гипотез Д. И. Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием
газов воздуха при большом разрежении мог оказаться «эфир». В рабочей тетради 1874 года учёный выражает ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир!». Тем не менее, среди его публикаций этого времени определённых соображений не высказано.
При всей гипотетической направленности этих исследований, основным и наиболее важным результатом в области физики явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную.
Учёным было избрано правильное направление для описания свойств реальных газов. Вириальные разложения, использованные им, соответствуют первым приближениям в известных сейчас уравнениях для реальных газов.
Слайд 13Весы, сконструированные Д. И. Менделеевым для взвешивания газообразных и твёрдых веществ
Д. И. Менделеев. Опыт химической
концепции мирового эфира. Нью-Йорк — Лондон — Бомбей. 1904
Слайд 14«Вторая службы Родине»
(«Направление русского образования должно быть жизненным и реальным»)
Менделеев подчёркивал, что совершенство специального образования достигается не в высшем учебном заведении, а лишь путём самостоятельного и полного усвоения предмета в условиях жизненной обстановки. Эту истину, по его мнению, хорошо передаёт народная поговорка: «Век живи – век учись».
Слайд 15 Менделеев был одним из передовых учёных своего времени,
рассматривающих вопросы образования с социальных и экономических позиций. Плодотворными оказались его идеи о непрерывном и профессионально-техническом образовании. Впервые идея непрерывности образования была высказана им в 1871 г.
Таким образом, решающим и в
школе, и в специальном учебном
заведении является освоение навыков
самостоятельной работы, а также
приобретение умения отличить
существенно необходимое от того,
что составляет мелкие подробности.
Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С.-Петербургского университета.
Слайд 16 «Слово» и «дело» – эти понятия красной нитью
проходят через педагогические работы Менделеева. Учёный подчёркивал: «Призывая к теоретическим занятиям химией, я убеждён, что зову людей к полезнейшему труду, к навыку правильно обращаться с природою, к готовности и возможности сделаться практиками…»
Слайд 17«Третья служба Родине»
«Наука и промышленность – вот мои мечты»
В проникновенном высказывании Д.И. Менделеева «Наука и промышленность – вот мои мечты» выражен не просто интерес учёного к науке и промышленности, рассматриваемых по отдельности, а заключена созидательная идея о взаимодействии этих двух сфер человеческой деятельности.
Основу развития промышленного и сельскохозяйственного производства страны Д.И Менделеев представлял как взаимодействие науки, экономики и техники. Он писал, что экономические вопросы в промышленных делах всегда стоят раньше технических, однако решению технических проблем предшествуют вопросы научные.
Слайд 18иплом почетного члена Пе Труды Д.И. Менделеева, посвященные изучению новых путей
развития промышленно
.
Труды Менделеева, посвящённые изучению новых путей развития промышленности
Дом в имении Боблово, где Д.И. Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты.
Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии
Слайд 19
Менделеев был провозвестником идеи химизации
народного хозяйства, инициатором внедрения новых научных и технических открытий в практику, выступал с разнообразными прогнозами.
Его работы по созданию бездымного пороха, работы по аэро- и гидродинамике, способствовавшие освоению Северного Ледовитого океана, развитию мореходства, аэронавтики, метеорологии, содействовали научно- техническому прогнозу страны.
Ледокол конструкции Д.И. Менделеева. Модель выполнена по чертежам, сохранившимся в архиве ученого.
Дифференциальный барометр, изобретенный Д.И. Менделеевым
Слайд 20 Сколько плодотворных идей и конкретных дел осуществил учёный
в своей стране! Он был одним из создателей Русского химического общества, принимал активное участие в работе Русского технического и Вольного экономического обществ. В своих исследованиях Менделеев показал возможность сочетания теории с практикой. Его педагогические идеи снискали уважение и признание современников во всём мире. Он действительно заслуживает того, чтобы о нём говорили.
Слайд 21
Выполнила презентацию
Ученица 9 класса Б
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №190»
г. Нижний Новгород
Зимина
Татьяна
Руководитель: учитель химии
Звездова Ирина Анатольевна