Слайд 1МОУ «Майская гимназия
Белгородского района Белгородской области»
Учитель химии
Карташова Элеонора Александровна
Соединения железа (+2, +3).
Роль железа в жизни человека
Слайд 2
Жизнь человека подобна железу:
если употреблять его в дело,
оно истирается;
если не употреблять, ржавчина его съедает
Катон Старший
Слайд 3Цель урока:
Познакомиться с соединениями железа и качественными реакциями на ионы железа
Fе2+и Fе3+
Освоить навык определения ионов железа
Познакомиться с ролью железа в жизни человека
Слайд 4Выполните тест:
1)Железо находится в:
а) IV периоде, 8А группе; б) IIIпериоде,
7Б группе; в) IV периоде, 8Б группе
2) Атом железа имеет строение ВЭУ:
а) 4s24p6 б) 3d64s2 в) 3d44s24p2
3) Железо проявляет степени окисления:
а) +2, +3 б) +2, +3, +8 в) +3, +4
4) Сгорая в кислороде, железо образует оксид состава:
а) FeO б) Fe2O3 в) Fe3O4
5) Железо реагирует с раствором соли:
а) CuCl2 б) ZnCl2 в) AlCl3
6) Для получения хлоридов железа (+2) и (+3) нужно взять соответственно:
а) Cl2 и р-р HCl б) р-р CuSO4 и р-р HCl в) р-р HCl и Cl2
Слайд 5Выполните взаимопроверку
Ответ: 1в; 2б; 3а; 4в; 5а; 6в
1)Железо
находится в:
а) IV периоде, 8А группе; б) IIIпериоде, 7Б группе; в) IV периоде,8Б группе
2) Атом железа имеет строение внешнего энергетического уровня:
а) 4s24p6 б) 3d64s2 в) 3d44s24p2
3) Железо проявляет степени окисления:
а) +2, +3 б) +2, +3, +8 в) +3, +4
4) Сгорая в кислороде, железо образует оксид состава:
а) FeO б) Fe2O3 в) Fe3O4
5) Железо реагирует с раствором соли:
а) CuCl2 б) ZnCl2 в) AlCl3
6) Для получения хлоридов железа (+2) и (+3) нужно взять соответственно:
а) Cl2 и р-р HCl б) р-р CuSO4 и р-р HCl в) р-р HCl и Cl2
Слайд 6Немного истории
В середине II тысячелетия до н.э. в Египте
была основана металлургия железа – получение его из железных руд. Это положило начало железному веку в истории человечества.
Слайд 7Распространение элементов в природе по массе
Слайд 9Главные месторождения железных руд
Слайд 10Природные соединения железа
Fе3О4 (Fе+2О. Fе2+3О3)- магнитный железняк (магнетит)
Fе2+3О3
- красный железняк (гематит)
2Fе2+3О3.3Н2О - бурый железняк (лимонит)
Fе+2S-12 - железный колчедан (пирит)
Слайд 11КМА- Курская магнитная аномалия .
Богатейшее месторождение
железной руды
магнитного железняка
Fe 3O4 .
Расположено в районе Губкина и
Старого Оскола
Белгородской области.
Курская магнитная
аномалия – настоящая жемчужина.
Руда лежит почти на поверхности и ее добывают
открытым способом - снимают поверхностный
слой почвы и осадочных пород и черпают руду
экскаватором.
К М А
Слайд 13Распределение железа
в организме человека, %
Слайд 15Содержание железа
в продуктах питания, мг/100 г
Слайд 16Если плохо пережёвывать пищу, то железо не усваивается!
«Друзья» железа – витамин
С и фруктоза (легко растворяется и усваивается)
«Враги» железа – чай, кофе (в их присутствии образуются трудно растворимые соединения железа)
Недостаток железа – малокровие или железодефицитная анемия
Слайд 17
Проведение
исследования
Метод исследования - проведение химического эксперимента
Слайд 18
Химический эксперимент
(работа в группах по 2 человека)
Группа 1 Экспериментаторы
Получение и исследование свойств гидроксида железа (2)
Цель опыта - получить и исследовать свойства гидроксида железа (2)
Слайд 19
Группа 2 Экспериментаторы
Получение и исследование свойств гидроксида железа (3)
Цель опыта - получить и исследовать свойства гидроксида железа (3)
Группа 3 Аналитики
Распознавание солей железа (3)
Цель опыта:
произвести исследование по распознаванию соли железа (3) среди выданных растворов солей
Для этого проделать качественные реакции
Группа 4 Аналитики
Распознавание солей железа (2)
Цель опыта:
произвести исследование по распознаванию соли железа (2) среди выданных растворов солей
Для этого проделать качественные реакции
Слайд 22
Группа 5 Исследователи
Определение содержания
железа в яблоках и гречке
Цель опыта:
произвести исследование по определению железа в яблоках и гречке
Для этого проделать качественные реакции
Слайд 23
Группа 6 Исследователи
Исследование свойств
черного чая
Цель опыта:
произвести исследование
по определению связывания ионов железа(III) черным чаем.
Слайд 24Правила работы с кислотами и щелочами
Соблюдай осторожность при работе с кислотами
и щелочами!
В случае попадания на кожу – промой водой!
После промывания водой раствор кислоты нейтрализуют слабым раствором соды,
раствор щелочи нейтрализуют слабым раствором уксуса или лимонной кислоты.
Слайд 25Проведение исследования
1. В пробирку прилить 1 мл раствора соли FеSО4, добавить
щелочь NaOH. Что наблюдаете? Какой цвет имеет осадок?
2. Разделите вещество на две части.
3. В первую часть прилейте 1 мл. серной кислоты. Что наблюдаете
4. Вторую часть оставьте окисляться на воздухе. Что наблюдаете?
5. Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах.
6. Вывод – получили гидроксида железа (2) по схеме:
FеSО4→ Fе (ОН)2 → FеО
Слайд 26
Fе(ОН)2- зеленый осадок
FеSО4+ 2NaOH=Na2SО4+ Fе(ОН)2↓
Fе2++ 2OH- = Fе(ОН)2 ↓
Fе(ОН)2+
H2SО4 = FеSО4+ 2 Н2О
2Н+ + 2OH- = 2 Н2О
Fе(ОН)2 = FеО +Н2О
FеО- основный оксид
Слайд 27 1. В пробирку прилить 1 мл
раствора соли FеСl3,
добавить щелочь NaOH. Что наблюдаете?
2. Разделите вещество на две части.
3. В первую часть прилейте 1 мл. серной кислоты. Что наблюдаете?
4. Вторую часть поставьте в штатив. Что наблюдаете?
5. Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах.
6. Вывод – получили гидроксида железа (3) по схеме: FеСl3→ Fе(ОН)3 → Fе2О3
Проведение исследования
Слайд 28
Fе(ОН)3- бурый осадок
FеСl3+ 3NaOH=3NaСl + Fе(ОН)3↓
Fе3++ 3OH- = Fе(ОН)3
↓
2Fе(ОН)3↓+ 3H2SО4 = Fе2(SО4)3+ 6Н2О
2Fе(ОН)3↓+ 6H+ = 2Fе 3++ 6Н2О
2Fе(ОН)3 = Fе2О3+3H2O
Fе2О3 – амфотерный оксид
Слайд 30Качественные реакции
на ионы железа Fe3+
На ионы Fe3+
+3
+3 +2
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] —> KFe[Fe(CN)6] +3KCL
желтая кровяная соль синий осадок
+3 +3
FeCl3 + KCNS —> Fe(CNS)3 + 3KCl
роданид калия раствор красного
цвета
FеСl3+ 3NaOH = 3NaСl + Fе(ОН)3↓
Слайд 31Качественные реакции
на ионы железа Fe2+
На ионы Fe2+
+2 +3 +2
FeCl2 + K3[Fe(CN)6] —> KFe[Fe(CN)6] +2KCL
красная кровяная соль синий осадок
FеSО4+ 2NaOH = Na2SО4+ Fе(ОН)2↓
Слайд 32Определение содержания железа в яблоках и гречке
1. В ступке измельчить образцы
анализируемых продуктов одинаковой массы – яблоко, гречка.
2. Полученные смеси перенести в стаканы.
3. Добавить 1 мл. азотной кислоты, 1 каплю пероксида водорода.
4. Добавить 1 каплю раствора красной кровяной соли. Что наблюдаете? Какой цвет осадка?
5. Вывод – в яблоках и гречке содержится железо.
Соли железа, содержащиеся в яблоках, лучше усваиваются организмом, поскольку они находятся в благоприятном соотношении с витаминами.
Слайд 33Определение связывания ионов железа(III) черным чаем
1. Налить в стаканчики по 5
мл. черного чая и воды (водопроводной)
2. Добавить по 1 мл. хлорида железа (3). Что наблюдаете? (Раствор чая чернеет)
3. Профильтровать полученный раствор.
4. Добавить 1 каплю раствора красной кровяной соли.
Что наблюдаете? Какой цвет осадка?
(осадок черного цвета)
5. Вывод – происходит полное связывание ионов железа (3).
Вода также содержит ионы железа (3).
Слайд 34
Компоненты чая связывают железо в труднорастворимую форму.
Чашка чая, выпитая во время
еды, сократит усвоение железа
почти на 70%.
Если чай выпит после приема пищи, то организм недосчитается 40% железа, а если – за 1 ч до еды, он оставит железо в неприкосновенности.
Кроме чая,
“врагами” железа
являются кофе,
молочные продукты.
Слайд 35Качественные реакции на катионы железа
K3[Fe(CN)6]—красная кровяная соль
K4[Fe(CN)6]– желтая кровяная соль
FeCl2+ K3[Fe(CN)6
= KFe[Fe(CN)6]
турнбуллева синь
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] = KFe[Fe(CN)6]
берлинская лазурь
KFe+2 [Fe+3 (CN)6] = KFe+3 [Fe+2 (CN)6]
Турнбуллева синь берлинская лазурь
Слайд 36Техническое значение соединений железа
FеSО4 . 7Н2О – железный купорос. Применяют для
борьбы с вредителями растений, для приготовления минеральных красок, для обработки древесины.
FеСl3 – хлорид железа (III). Применяют для очистки воды, в качестве протравы при крашении тканей.
Fе2(SО4)3 * 9Н2О – сульфат железа(III). Применяют при очиcтке воды, в качестве растворителя в гидрометаллургии.
Сплавы железа
Чугун (Fе и 2-4,5%С) Сталь (Fе и >2%С)
Слайд 37Чудеса мира.
Железо находит широкое применение в виде чугуна и стали (сплавы
железа с углеродом , в чугуне от 2% до 4 % углерода, а в стали до 2% углерода)
Набережные Санкт -Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира.
Слайд 40
Булат – старинная узорчатая твердая сталь для клинков.
Слайд 41Закончите предложения:
Сегодня я узнал ……………..
Я удивился ……………………….
Теперь я умею
……………………
Я хотел бы узнать ………………………..
Слайд 42Обращаясь к эпиграфу урока,
хотелось бы вам пожелать
Пусть
ваш мозг истирается от работы мысли, а никогда
не ржавеет от лени
Слайд 44Литература
1. Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
// О. О. Габриелян. М.: Дрофа, 2009.
2. Габриелян О. С. Химия 9 класс: Настольная книга учителя // О. О. Габриелян, И.Г. Остроумов. М.: Дрофа, 2003.
3. Горковенко М. Ю. Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебнику О. С. Габриеляна (М.: Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана // М. Ю. Горковенко. (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО», 2004.
4. Зайцев О.С. Методика обучения химии. // М.: “Владос”, 1999.
5. Ивченко Л.А., Макареня А.А.
Валеология на уроках неорганической химии // Химия. – 2000. – № 26.
5. Харьковская Н.Л., Лященко Л.Ф., Волынцева Н.А. Железо и окружающая среда // Химия в школе. – 1998. – № 5.
6. Интернет – ресурсы