Презентация, доклад по химии на тему Соединения железа. Роль железа в жизни человека (9 класс)

Содержание

Жизнь человека подобна железу: если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, ржавчина его съедает Катон Старший

Слайд 1МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»









Учитель химии
Карташова Элеонора Александровна







Соединения железа (+2, +3). Роль железа в жизни человека

МОУ «Майская гимназия  Белгородского района Белгородской области»Учитель химии Карташова Элеонора Александровна Соединения железа (+2, +3).

Слайд 2

Жизнь человека подобна железу:
если употреблять его в дело,

оно истирается;
если не употреблять, ржавчина его съедает

Катон Старший


Жизнь человека подобна железу: если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, ржавчина

Слайд 3Цель урока:
Познакомиться с соединениями железа и качественными реакциями на ионы железа

Fе2+и Fе3+
Освоить навык определения ионов железа
Познакомиться с ролью железа в жизни человека
Цель урока:Познакомиться с соединениями железа и качественными реакциями на ионы железа Fе2+и Fе3+ Освоить навык определения ионов

Слайд 4Выполните тест:
1)Железо находится в:
а) IV периоде, 8А группе; б) IIIпериоде,

7Б группе; в) IV периоде, 8Б группе

2) Атом железа имеет строение ВЭУ:
а) 4s24p6 б) 3d64s2 в) 3d44s24p2

3) Железо проявляет степени окисления:
а) +2, +3 б) +2, +3, +8 в) +3, +4

4) Сгорая в кислороде, железо образует оксид состава:
а) FeO б) Fe2O3 в) Fe3O4

5) Железо реагирует с раствором соли:
а) CuCl2 б) ZnCl2 в) AlCl3

6) Для получения хлоридов железа (+2) и (+3) нужно взять соответственно:
а) Cl2 и р-р HCl б) р-р CuSO4 и р-р HCl в) р-р HCl и Cl2
Выполните тест:1)Железо находится в:а) IV периоде, 8А группе;  б) IIIпериоде, 7Б группе;  в) IV периоде,

Слайд 5Выполните взаимопроверку Ответ: 1в; 2б; 3а; 4в; 5а; 6в
1)Железо

находится в:
а) IV периоде, 8А группе; б) IIIпериоде, 7Б группе; в) IV периоде,8Б группе

2) Атом железа имеет строение внешнего энергетического уровня:
а) 4s24p6 б) 3d64s2 в) 3d44s24p2

3) Железо проявляет степени окисления:
а) +2, +3 б) +2, +3, +8 в) +3, +4

4) Сгорая в кислороде, железо образует оксид состава:
а) FeO б) Fe2O3 в) Fe3O4

5) Железо реагирует с раствором соли:
а) CuCl2 б) ZnCl2 в) AlCl3

6) Для получения хлоридов железа (+2) и (+3) нужно взять соответственно:
а) Cl2 и р-р HCl б) р-р CuSO4 и р-р HCl в) р-р HCl и Cl2

Выполните взаимопроверку    Ответ: 1в; 2б; 3а; 4в; 5а; 6в1)Железо находится в:а) IV периоде, 8А

Слайд 6Немного истории
В середине II тысячелетия до н.э. в Египте

была основана металлургия железа – получение его из железных руд. Это положило начало железному веку в истории человечества.


Немного истории  В середине II тысячелетия до н.э. в Египте была основана металлургия железа – получение

Слайд 7Распространение элементов в природе по массе

Распространение элементов в природе по массе

Слайд 8Железо в природе

Железо в природе

Слайд 9Главные месторождения железных руд






Главные месторождения железных руд

Слайд 10Природные соединения железа
Fе3О4 (Fе+2О. Fе2+3О3)- магнитный железняк (магнетит)
Fе2+3О3

- красный железняк (гематит)
2Fе2+3О3.3Н2О - бурый железняк (лимонит)
Fе+2S-12 - железный колчедан (пирит)

Природные соединения железа Fе3О4 (Fе+2О. Fе2+3О3)- магнитный железняк  (магнетит)Fе2+3О3   - красный железняк (гематит)2Fе2+3О3.3Н2О

Слайд 11КМА- Курская магнитная аномалия .
Богатейшее месторождение
железной руды
магнитного железняка

Fe 3O4 .
Расположено в районе Губкина и
Старого Оскола
Белгородской области.
Курская магнитная
аномалия – настоящая жемчужина.
Руда лежит почти на поверхности и ее добывают
открытым способом - снимают поверхностный
слой почвы и осадочных пород и черпают руду
экскаватором.

К М А

КМА- Курская магнитная аномалия . Богатейшее месторождение железной руды магнитного железняка Fe 3O4 .Расположено в районе Губкина

Слайд 12Железо в организме человека

Железо в организме человека

Слайд 13Распределение железа в организме человека, %

Распределение железа  в организме человека, %

Слайд 14Живое железо


Живое железо

Слайд 15Содержание железа в продуктах питания, мг/100 г

Содержание железа   в продуктах питания, мг/100 г

Слайд 16Если плохо пережёвывать пищу, то железо не усваивается!
«Друзья» железа – витамин

С и фруктоза (легко растворяется и усваивается)
«Враги» железа – чай, кофе (в их присутствии образуются трудно растворимые соединения железа)
Недостаток железа – малокровие или железодефицитная анемия
Если плохо пережёвывать пищу, то железо не усваивается!«Друзья» железа – витамин С и фруктоза (легко растворяется и

Слайд 17 Проведение исследования Метод исследования - проведение химического эксперимента

Проведение  исследования  Метод исследования - проведение химического эксперимента

Слайд 18
Химический эксперимент

(работа в группах по 2 человека)
Группа 1 Экспериментаторы
Получение и исследование свойств гидроксида железа (2)

Цель опыта - получить и исследовать свойства гидроксида железа (2)

Химический эксперимент        (работа в группах

Слайд 19
Группа 2 Экспериментаторы
Получение и исследование свойств гидроксида железа (3)

Цель опыта - получить и исследовать свойства гидроксида железа (3)

Группа 2  ЭкспериментаторыПолучение и исследование свойств гидроксида железа (3)  Цель опыта - получить и исследовать

Слайд 20

Группа 3 Аналитики Распознавание солей железа (3)


Цель опыта:
произвести исследование по распознаванию соли железа (3) среди выданных растворов солей

Для этого проделать качественные реакции


Слайд 21

Группа 4 Аналитики Распознавание солей железа (2)


Цель опыта:
произвести исследование по распознаванию соли железа (2) среди выданных растворов солей

Для этого проделать качественные реакции


Слайд 22 Группа 5 Исследователи Определение содержания

железа в яблоках и гречке



Цель опыта:
произвести исследование по определению железа в яблоках и гречке
Для этого проделать качественные реакции

Группа 5 Исследователи  Определение содержания     железа

Слайд 23 Группа 6 Исследователи Исследование свойств черного чая


Цель опыта:
произвести исследование

по определению связывания ионов железа(III) черным чаем.



Группа 6 Исследователи Исследование свойств  черного чая Цель опыта:  произвести исследование по определению

Слайд 24Правила работы с кислотами и щелочами
Соблюдай осторожность при работе с кислотами

и щелочами!

В случае попадания на кожу – промой водой!

После промывания водой раствор кислоты нейтрализуют слабым раствором соды,

раствор щелочи нейтрализуют слабым раствором уксуса или лимонной кислоты.
Правила работы с кислотами и щелочамиСоблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами!В случае попадания на кожу

Слайд 25Проведение исследования
1. В пробирку прилить 1 мл раствора соли FеSО4, добавить

щелочь NaOH. Что наблюдаете? Какой цвет имеет осадок?
2. Разделите вещество на две части.
3. В первую часть прилейте 1 мл. серной кислоты. Что наблюдаете
4. Вторую часть оставьте окисляться на воздухе. Что наблюдаете?
5. Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах.
6. Вывод – получили гидроксида железа (2) по схеме:
FеSО4→ Fе (ОН)2 → FеО
Проведение исследования1. В пробирку прилить 1 мл раствора соли FеSО4, добавить щелочь NaOH. Что наблюдаете? Какой цвет

Слайд 26 Fе(ОН)2- зеленый осадок
FеSО4+ 2NaOH=Na2SО4+ Fе(ОН)2↓
Fе2++ 2OH- = Fе(ОН)2 ↓
Fе(ОН)2+

H2SО4 = FеSО4+ 2 Н2О
2Н+ + 2OH- = 2 Н2О
Fе(ОН)2 = FеО +Н2О
FеО- основный оксид
Fе(ОН)2- зеленый осадок FеSО4+ 2NaOH=Na2SО4+ Fе(ОН)2↓  Fе2++ 2OH- = Fе(ОН)2 ↓Fе(ОН)2+ H2SО4 = FеSО4+ 2

Слайд 27 1. В пробирку прилить 1 мл

раствора соли FеСl3, добавить щелочь NaOH. Что наблюдаете? 2. Разделите вещество на две части. 3. В первую часть прилейте 1 мл. серной кислоты. Что наблюдаете? 4. Вторую часть поставьте в штатив. Что наблюдаете? 5. Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах. 6. Вывод – получили гидроксида железа (3) по схеме: FеСl3→ Fе(ОН)3 → Fе2О3


Проведение исследования

1. В пробирку прилить 1 мл раствора соли FеСl3,

Слайд 28 Fе(ОН)3- бурый осадок
FеСl3+ 3NaOH=3NaСl + Fе(ОН)3↓
Fе3++ 3OH- = Fе(ОН)3


2Fе(ОН)3↓+ 3H2SО4 = Fе2(SО4)3+ 6Н2О
2Fе(ОН)3↓+ 6H+ = 2Fе 3++ 6Н2О
2Fе(ОН)3 = Fе2О3+3H2O
Fе2О3 – амфотерный оксид




Fе(ОН)3- бурый осадок FеСl3+ 3NaOH=3NaСl + Fе(ОН)3↓  Fе3++ 3OH- = Fе(ОН)3 ↓ 2Fе(ОН)3↓+ 3H2SО4 =

Слайд 30Качественные реакции на ионы железа Fe3+

На ионы Fe3+
+3

+3 +2
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] —> KFe[Fe(CN)6] +3KCL
желтая кровяная соль синий осадок
+3 +3
FeCl3 + KCNS —> Fe(CNS)3 + 3KCl
роданид калия раствор красного
цвета
FеСl3+ 3NaOH = 3NaСl + Fе(ОН)3↓




Качественные реакции  на ионы железа Fe3+На ионы Fe3+  +3

Слайд 31Качественные реакции на ионы железа Fe2+
На ионы Fe2+

+2 +3 +2
FeCl2 + K3[Fe(CN)6] —> KFe[Fe(CN)6] +2KCL
красная кровяная соль синий осадок


FеSО4+ 2NaOH = Na2SО4+ Fе(ОН)2↓



Качественные реакции  на ионы железа Fe2+ На ионы Fe2+  +2

Слайд 32Определение содержания железа в яблоках и гречке
1. В ступке измельчить образцы

анализируемых продуктов одинаковой массы – яблоко, гречка.
2. Полученные смеси перенести в стаканы.
3. Добавить 1 мл. азотной кислоты, 1 каплю пероксида водорода.
4. Добавить 1 каплю раствора красной кровяной соли. Что наблюдаете? Какой цвет осадка?
5. Вывод – в яблоках и гречке содержится железо.

Соли железа, содержащиеся в яблоках, лучше усваиваются организмом, поскольку они находятся в благоприятном соотношении с витаминами.
Определение содержания железа в яблоках и гречке 1. В ступке измельчить образцы анализируемых продуктов одинаковой массы –

Слайд 33Определение связывания ионов железа(III) черным чаем
1. Налить в стаканчики по 5

мл. черного чая и воды (водопроводной)
2. Добавить по 1 мл. хлорида железа (3). Что наблюдаете? (Раствор чая чернеет)
3. Профильтровать полученный раствор.
4. Добавить 1 каплю раствора красной кровяной соли.
Что наблюдаете? Какой цвет осадка?
(осадок черного цвета)
5. Вывод – происходит полное связывание ионов железа (3).
Вода также содержит ионы железа (3).
Определение связывания ионов железа(III) черным чаем1. Налить в стаканчики по 5 мл. черного чая и воды (водопроводной)2.

Слайд 34
Компоненты чая связывают железо в труднорастворимую форму.

Чашка чая, выпитая во время
еды, сократит усвоение железа
почти на 70%.
Если чай выпит после приема пищи, то организм недосчитается 40% железа, а если – за 1 ч до еды, он оставит железо в неприкосновенности.
Кроме чая,
“врагами” железа
являются кофе,
молочные продукты.
Компоненты чая связывают железо в труднорастворимую форму.  Чашка чая, выпитая во время

Слайд 35Качественные реакции на катионы железа
K3[Fe(CN)6]—красная кровяная соль
K4[Fe(CN)6]– желтая кровяная соль
FeCl2+ K3[Fe(CN)6

= KFe[Fe(CN)6]
турнбуллева синь
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] = KFe[Fe(CN)6]
берлинская лазурь
KFe+2 [Fe+3 (CN)6] = KFe+3 [Fe+2 (CN)6]
Турнбуллева синь берлинская лазурь

Качественные реакции на катионы железаK3[Fe(CN)6]—красная кровяная сольK4[Fe(CN)6]– желтая кровяная сольFeCl2+ K3[Fe(CN)6 = KFe[Fe(CN)6]

Слайд 36Техническое значение соединений железа
FеSО4 . 7Н2О – железный купорос. Применяют для

борьбы с вредителями растений, для приготовления минеральных красок, для обработки древесины.
FеСl3 – хлорид железа (III). Применяют для очистки воды, в качестве протравы при крашении тканей.
Fе2(SО4)3 * 9Н2О – сульфат железа(III). Применяют при очиcтке воды, в качестве растворителя в гидрометаллургии.
Сплавы железа
Чугун (Fе и 2-4,5%С) Сталь (Fе и >2%С)

Техническое значение соединений железа FеSО4 . 7Н2О – железный купорос. Применяют для борьбы с вредителями растений, для

Слайд 37Чудеса мира.
Железо находит широкое применение в виде чугуна и стали (сплавы

железа с углеродом , в чугуне от 2% до 4 % углерода, а в стали до 2% углерода)
Набережные Санкт -Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира.

Чудеса мира.Железо находит широкое применение в виде чугуна и стали (сплавы железа с углеродом , в чугуне

Слайд 38Художественное литье

Художественное литье

Слайд 39Применение стали

Применение стали

Слайд 40
Булат – старинная узорчатая твердая сталь для клинков.

Булат – старинная узорчатая твердая сталь для клинков.

Слайд 41Закончите предложения:
Сегодня я узнал ……………..
Я удивился ……………………….
Теперь я умею

……………………
Я хотел бы узнать ………………………..


Закончите предложения: Сегодня я узнал  ……………..Я удивился ……………………….Теперь я умею ……………………Я хотел бы узнать ………………………..

Слайд 42Обращаясь к эпиграфу урока, хотелось бы вам пожелать
Пусть

ваш мозг истирается от работы мысли, а никогда
не ржавеет от лени
Обращаясь к эпиграфу урока,  хотелось бы вам пожелать   Пусть ваш мозг истирается от работы

Слайд 43ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ

Слайд 44Литература
1. Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

// О. О. Габриелян. М.: Дрофа, 2009.
2. Габриелян О. С. Химия 9 класс: Настольная книга учителя // О. О. Габриелян, И.Г. Остроумов. М.: Дрофа, 2003.
3. Горковенко М. Ю. Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебнику О. С. Габриеляна (М.: Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана // М. Ю. Горковенко. (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО», 2004.
4. Зайцев О.С. Методика обучения химии. // М.: “Владос”, 1999. 5. Ивченко Л.А., Макареня А.А.
Валеология на уроках неорганической химии // Химия. – 2000. – № 26. 5. Харьковская Н.Л., Лященко Л.Ф., Волынцева Н.А. Железо и окружающая среда // Химия в школе. – 1998. – № 5.
6. Интернет – ресурсы
Литература1. Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений // О. О. Габриелян. М.: Дрофа,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть