Слайд 1Учитель химии МБОУ
Междуреченская СОШ
Кондинский район ХМАО-Югра
Папулова Наталья Владимировна
Скорость
химической
реакции.
Факторы,
оказывающие влияние
на скорость
химической реакции
Слайд 2процесс гниения
покраска волос
брожение теста
коррозия металлов
горение веществ
нейтрализация соды кислотой
вымывание горных пород
Слайд 3
Скорость химической реакции. Факторы, оказывающие влияние на скорость химической
реакции
Слайд 4
Цель урока:
Изучить факторы,
оказывающие влияние на скорость химических реакций,
подтвердив их
экспериментально.
Слайд 5Скорость химической реакции зависит от:
1. Природы реагирующих веществ;
2. Температуры;
3. Концентрации реагирующих
веществ;
4. Поверхности соприкосновения реагирующих веществ;
5. Наличие катализатора.
Слайд 6Факторы, определяющие скорость реакций
Слайд 7Природа реагирующих веществ
Задание №1.
1. Провести химический эксперимент: взаимодействия магния и
цинка (порошок) с концентрированной фосфорной кислотой.
2. Сделайте вывод, запишите соответствующие уравнения в таблицу.
ПОМНИТЕ, что при работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность. При попадании на руки необходимо их подставить под струю воды.
Слайд 8Температура.
Задание №2.
1. Проведите химический эксперимент между оксидом меди и серной кислотой:
а) при обычных условиях;
б) при нагревании.
2. Сделайте вывод, запишите соответствующие уравнения в таблицу.
Слайд 91884г Я. Вант-Гофф
При повышении температуры на каждые 10°
скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза.
(Эту величину также называют температурным коэффициентом - Y).
Слайд 10Решите задачи.
Температурный коэффициент некоторой реакции равен 4. Во сколько раз увеличится
скорость реакции при повышении температуры на 30ºС?
Скорость химической реакции при 20ºС равна 1 моль/л*час, температурный коэффициент равен 3. Найдите скорость этой реакции при 60ºС.
Слайд 111 ряд – ЖЁЛТЫЙ цвет, ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует
нервную систему, укрепляет печень и сердце
2 ряд – СИНИЙ цвет, ассоциируется со спокойствием и умом, снимает раздражительность, понижает высокую температуру.
3 ряд – КРАСНЫЙ цвет жизни, помогает бороться со стрессом, возвращает жизненную силу.
Слайд 12Концентрация реагирующих веществ
Задание №3.
1. Проведите химический эксперимент между:
а) цинком и раствором фосфорной кислоты
б) цинком и концентрированной фосфорной кислотой.
2. Сделайте вывод, запишите соответствующие уравнения в таблицу.
1865г Н.И.Бекетов
К.М. Гульдберг и П. Вааге
Закон действующих масс.
Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции.
Слайд 14Закон действующих масс
А + В =Д
2А + В =Д
А
+ В = Д
(тв)
Выразите скорость химической реакции для следующих уравнений
Слайд 15Решите задачи
Как изменится скорость реакции
А(газ) + 2В(газ)=С(газ) при повышении концентрации вещества А в два раза?
Вычислите скорость химической реакции, протекающей по уравнению 2А(газ) + В(газ) → 2АВ, если исходная концентрация вещества А – 0,05 моль/л, В – 0,03 моль/л, а константа скорости реакции 1 л/моль*с.
Слайд 16Поверхность соприкосновения реагирующих веществ
Задание №4.
1. Проведите химический эксперимент между:
а) магнием (стружка) и фосфорной кислотой;
б) магнием (порошок) и фосфорной кислотой.
2. Сделайте вывод, запишите соответствующие уравнения в таблицу.
Слайд 17Действие катализаторов
КАТАЛИЗ – это процесс изменения скорости реакции под действием катализатора.
ИНГИБИТОРЫ
– это вещества снижающие скорость химической реакции.
КАТАЛИТИЧЕСКИЕ ЯДЫ – это вещества, способные образовывать с катализаторами стойкие соединения, что приводит к снижению или утрате активности катализатора.
ПРОМОТОРЫ – это вещества, повышающие действие катализатора.
Слайд 18Виды катализа
Гомогенный
Гетерогенный
Ферментативный
ЗАДАНИЕ №5.
Работа по рядам:
1-ый ряд разбирает гомогенный катализ, стр.136 -137
2-ой
ряд разбирает гетерогенный катализ, стр. 137-138
3-ий ряд разбирает ферментативный катализ, стр. 138
Дать определения, пример. Рассказать механизм действия.
Слайд 19Домашнее задание
1. §13 вопр. №6,8-10 (устно), 1,5 (п)
*2. вопр. 2 -
4 (п)