Слайд 1 Зам. директора по УМР ЧПТ Соколова М.Г.
Профессионально ориентированные задания по
химии для специальности «Повар. Кондитер»
Слайд 2Без химии жизни, поверьте, нет…
С химией ездим, живем и летаем…
Чистим, стираем,
пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок о бок живем
Слайд 3Химия имеет большое значение в общеобразовательной и профессиональной подготовке обучающихся. В
процессе учебы они знакомятся с большим количеством веществ, которые являются либо объектами их будущей профессиональной деятельности, либо исходными материалами для получения той продукции, которую они производят в процессе работы. Поэтому учащимся необходимо знать строение веществ, уметь выявлять зависимость между строением и свойствами, структурой и реакционной способностью веществ. Особенно тесно связана с профессией «Повар, кондитер». Поэтому преподавание химии осуществляется в тесной связи с профессией.
Слайд 4Знания, получаемые обучающимися, должны подкрепляться конкретным содержанием будущей деятельности повара, кондитера.
Поэтому преподаватель химии устанавливает межпредметные связи химии с предметами профессионального цикла, что убеждает обучающихся в том, что знания, получаемые на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности.
Работа по осуществлению межпредметных связей должна проводиться не от случая к случаю, а систематически, целенаправленно. Благодаря целенаправленности уроков химии у обучающихся формируется устойчивый интерес к этому предмету, тесно связанному с приобретаемой профессией, повышается сознательность усвоения учебного материала, а значит, и качество знаний. Изложение материалов химии должно быть на достаточно высоком научном уровне и иметь профессиональную направленность. Необходимо показать учащимся роль и место данной науки в технике и технологии конкретного производства, перспективы его развития на основе новейших достижений той или иной отрасли науки.
Слайд 5Межпредметные связи (примеры)
Слайд 6Повар, кондитер
За всю жизнь человек съедает:
- 7000 кг хлеба
- 2000 кг
мяса
- 5000 кг картофеля
- 3000 кг рыбы
- 5000 штук яиц
- 500 кг соли
- 1.000.000 л воды
Слайд 7Основа пищи – белки, жиры, углеводы
Белки – это биополимеры, состоящие из
α- аминокислот (H 2N – CH – COOH)
R
Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот
H2C – О – СО – R1
HC – O – CО – R2
H2C – O – CO – R3
Углеводы – органические вещества, молекулы которых состоят из С, Н, О.
По способности гидролизоваться –
моно –
ди –
полисахариды.
Слайд 8Кулинарные рецепты – это инструкции по выполнению практических работ по химии
Приготовление
теста:
Мука (С6 Н10 О5 )п ; дрожжи; вода(Н2 О); соль(NaCl);
сахар(С12 Н22 О11 ).
Химизм процесса:
- (С6 Н10 О5 )п + n/2 H2 O ферменты n/2 C 12H 22 O11
- С 12Н 22О 11 + Н 2О ферменты С 6Н 12О 6+С 6Н 12О 6
(глюкоза) (фруктоза)
- С 6Н 12О 6 дрожжи 2СО 2 + 2С 2Н 5ОН
- С 6Н12 О 6 молочно-кислые бактерии 2СН 3–СНОН – СООН
(молочная кислота)
Слайд 9Задачи и упражнения по химии с профессиональным содержанием
Маринад для капусты содержит
100г воды, 250г 6%-ного уксуса, 200г сахара, 60г поваренной соли (NaCl). Вычислите массовую долю (в %) сахара в данном маринаде.
Для консервирования овощей приготовили маринад путем растворения в 1,5 л воды 45 г поваренной соли (NaCl) и 5 г уксусной кислоты (CH3COOH). Определите массовую долю (в %) соли и массовую долю (в %) уксусной кислоты в полученном маринаде.
300 г 15%-ного раствора сахара упарили наполовину. Какой стала после этого массовая доля (в %) сахара
Слайд 10Задачи и упражнения по химии с профессиональным содержанием
Для приготовления рассола при
солении огурцов на 1 л воды требуется 60 г поваренной соли (NaCl). Определите массовую долю (в %) в растворе.
Столовый уксус представляет собой раствор, массовая доля уксусной кислоты (CH3COOH) в котором 9%. Вычислите массу уксусной кислоты в растворе массой 600 г.
Для приготовления моченых яблок использовали раствор, массовая доля сахара в котором 3,84%. Вычислите массы сахара и воды для приготовления 5 кг такого раствора
Слайд 11Задачи и упражнения по химии с профессиональным содержанием
Для определения кислотности хлебобулочных
изделий применяют раствор гидроксида натрия с молярной концентрацией 0,1 моль/л. Вычислите массовую долю щелочи в таком растворе, если плотность его принять равной плотности воды.
Для приготовления моченых яблок используют раствор сахара 4%-ный. Рассчитайте, сколько необходимо взять сахара и воды для приготовления 3 кг такого раствора
Слайд 12карточки-задания с профессиональной направленностью, отражающие специфику конкретной профессии, позволяют углубить и расширить профессиональные
знания обучающих
КАРТОЧКА № 1 Слипание коллоидных частиц и их оседание в растворе называют коагуляцией. Можно ли назвать коагуляцией: а) образование студня (холодца); б) застывание в желе сока красной смородины; в) свертывание яичного белка при варке? Какие сходные примеры вы можете привести?
КАРТОЧКА № 2
1. Почему глицерин можно применять в качестве добавки в кондитерские кремы?
2. Чем объясняется появление едкого запаха дыма, от пригоревших жиров?
Слайд 13КАРТОЧКА № 3
1.Почему оливковое масло храниться дольше подсолнечного?
2. Чем объясняется специфический
рыбий запах?
КАРТОЧКА № 4
1.Почему темнеет сырой очищенный картофель?
2.Почему при окислении жиров выделяется больше энергии, чем при окислении крахмала?
КАРТОЧКА № 5
1.Какие вещества применяются в качестве химических консервантов?
2.Зачем нужен глутамат натрия?
Слайд 14КАРТОЧКА № 6
Решите ребусы по теме «Химия и пища»
1. Вещество, придающее
рыбе специфический запах.
2. Вещество с резким запахом, образующееся при пригорании жиров.
Слайд 15КАРТОЧКА № 7
1. Из чего получают медицинский жир, содержащий витамины А и В?
2. Почему
человек употребляет в пищу крахмал, но не ест древесину, содержащую целлюлозу?
КАРТОЧКА № 8
1. Почему получаемый из целлюлозы технический спирт нельзя использовать в пищу?
2. Какой эфир имеет запах ананаса?
3. Почему жиры портятся при хранении?
КАРТОЧКА № 9
1. Почему в хлебе много дырочек?
2. Почему при варке крупы и макаронных изделий происходит увеличение массы продукта?
Слайд 16КАРТОЧКА № 10
1. Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы
продукта?
2. В чём причина образования пены на поверхности мясных бульонов?
КАРТОЧКА № 11
Оксид железа (III) используется в пищевой промышленности в качестве желтого красителя — вещества, усиливающего и восстанавливающего цвет продукта.
ЗАДАНИЕ 1. Определите, из атомов каких элементов состоит данное вещество.
ЗАДАНИЕ 2. Определите валентности атомов элементов в соединении. ЗАДАНИЕ 3. Составьте структурную формулу вещества.
ЗАДАНИЕ 4.Вычислите относительную молярную массу вещества. ЗАДАНИЕ 5.Вычислите молярную массу вещества.
ЗАДАНИЕ 6.Вычислите массовые доли элементов в соединении.
.
Слайд 17Почему?
При тепловой обработке мяса и рыбы
уменьшается масса готового продукта,
на поверхности
образуется пена,
бульон становится мутным и салистым
(при длительной варке).
Рыба имеет
специфический запах.
Слайд 18Структуры белка
I первичная
II вторичная
III третичная
IV четвертичная
Слайд 19Почему?
Оливковое масло хранится дольше подсолнечного
СН3 – ( СН2)4 - СН
= СН – СН2 – СН = СН – (СН2) 7- СООН
линолевая кислота
СН 3 – (СН2) 7 – СН = СН – (СН2) 7 – СООН
олеиновая кислота
Слайд 20- Зачем маринуют мясо для шашлыков?
- Почему жиры портятся при хранении,
а маргарину не грозит прогорание?
- Чем объяснить появление едкого запаха дыма от пригоревших жиров?
Н – СН – ОН CH – OH CH = O
t
НО - С – Н -2H 2O C CH
СН 2 – ОН CH2 C H2
Какой процесс отображен на схеме:
(С6Н10О5) n n H2O (C6H10O5)m mH2O x C12H22O11 n C6H12O6
декстрины мальтоза глюкоза
Слайд 21Консерванты:
- соль (NaCl)
- сахар(С12Н22О11) сохраняет витамины в продуктах
- уксусная кислота(СН3СООН)
бензойная кислота
(С6Н5СООН) и ее соль(С6Н5СООNa) – бензоат натрия
сорбиновая кислота
(СН3 – СН = СН – СН = СН - СООН)
пропионовая кислота (СН3 – СН2 - СООН)
Слайд 22Искусственные и синтетические
пищевые добавки:
Е 100 – Е 182 – красители
Е
200 – Е 299 – консерванты
Е 300 – Е 399 – антиоксиданты
Е 400 – Е 499 – стабилизаторы
Е 500 – Е 599 – эмульгаторы
Е 600 – Е 699 – ароматизаторы
Е 900 – Е 999 – антифламинги
Слайд 23Пищевые добавки:
К – канцероген;
ПП – вызывает заболевания печени и почек;
ЖК – вызывает заболевания желудочно-кишечного
тракта;
А – аллерген.
Е 103 – К Е221 – ЖК Е322 – ПП, ЖК
Е 105 – К Е222 – ЖК Е221 – ПП, ЖК
Е 121 – К Е225 – ЖК Е330 - К
Е 123 – К Е226 – ЖК Е338 – ПП, ЖК
Е 125 – К Е230 – А Е339 – ПП, ЖК
Слайд 24Нельзя себе представить хорошей профессиональной подготовки без общеобразовательного уровня, в том
числе и по дисциплине «Химия». Овладение профессией и основами наук составляет единый учебно-воспитательный процесс. Общеобразовательные предметы, а также химия, должны служить не только базой для изучения специальных дисциплин, но и непосредственно способствовать повышению профессиональной подготовки обучающихся. Изучение же специальных предметов должно не только помогать в закреплении знаний по общеобразовательным предметам, но и дополнять, углублять их.