Слайд 1Химия –наука о……
Карпова И.В
учитель химии
Слайд 2Задачи урока.
Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии;
датьпредставление о химии
как о точной науке, не лишенной лирики;
представить точки зрения напроисхождение слова “химия”;
показать взаимосвязь химии с другими науками.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету;
знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.
Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашейстраны в области науки;
воспитание бережного отношения к своему здоровью;
воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.
Оборудование и реактивы. Компьютер, видеофрагменты из коллекции модулей ОМС, карточкис вопросами викторины и описанием веществ, портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева,Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками,химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба,лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин,поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки,парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI,Pb(NO3)2, KOH, CuSO4, NaOH, FeCl3, Na2SO4, BaCl2, HCl, Na2CO3, CaCl2, лакмус, фенолфталеин,дихромат аммония.
Слайд 3Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?
К какой группе наук
относится наука“химия”?
Слайд 4а) Хми (египетск.) – “черная” земля.
Древнее название Египта, где зародилась
наука химия.
б) Кеме (египетск.) – “черная” наука.
Алхимия как темная, дьявольская наука
(сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).
в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов;
того же корня и греческое хюмос – “сок”.
г) Ким (древнекитайск.) – “золото”.
Тогда химию можно толковать как “златоделие”.
Слайд 5Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте – в
технически наиболее передовой стране древнего мира.
В VIII – IX веках появились первые арабские химики.
Арабы и переделали первоначальное название «химия» в «алхимия» (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку «ал»).
Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия» и «алхимик».
В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако из-за трудностей и опасностей перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объему товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили почти исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которой мог служить основной обменный эквивалент – золото. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото.
Слайд 6 В тиши секретных подземелий,
При свете трепетных свечей
Искал алхимик способ верный,
Как
золото добыть скорей.
Мечтал он философский камень
Найти, чтоб мог он волшебством
Любые заставлять металлы
Сверкать в сиянье золотом.
Летели дни, века и годы,
Сменялись троны и цари,
Заветный камень философский
Он так и не сумел найти.
Открыты многие лекарства,
Стекло, керамика, металл.
Ведь множество секретов разных
Алхимик в опытах познал.
Склонясь к таинственным ретортам,
Он свойства открывал веществ,
И тайны сплавов и растворов
Ему открылись наконец.
И труд его не стал напрасным:
Алхимия из волшебства
Дала нам путь простой и ясный.
Так к людям химия пришла.
Слайд 7Вопросы викторины
“Такая ли уж сложная химия?”
Слайд 8
1.Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?
Слайд 9В выдыхаемом воздухе содержится
СО2
Слайд 10Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
Слайд 11Бензин легче воды и не смешивается с ней.
Слайд 12 В каком море нельзя утонуть? Почему?
Слайд 13Мертвом море, оно очень соленое.
Слайд 14Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?
Слайд 16Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?
Слайд 18Игра “Что в черном ящике?”
Первое вещество
Это вещество в старину называли властителем
жизни и смерти.
Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.
2)Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.
3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед инапастей.
4) “Из воды родится, а воды боится”.
5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности .
Слайд 20Второе вещество
Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.
2) Древние копты называли его “камнем неба”.
3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.
4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.
5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.
Слайд 23
Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый
наполнитель для резин и полимеров.
Слайд 24В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего
не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.
Слайд 25В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств,
гибких дисплеев,
электронной бумаги,
новых типов двигателей и топливных элементов .
Слайд 26В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань
или опухоль;
использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов.
Слайд 27 Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно
конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов.
Слайд 28Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия
из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий ,предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой.
Слайд 29Заключение.
Современная химия очень многолика. Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн
химической продукции.
Слайд 30Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, цемента, бетона.
Слайд 31Продукты химии широко используют в быту:
изделия из искусственных волокон,
искусственной
кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.
Слайд 32Химия обеспечивает
переработку полезных ископаемых, ядерное горючее,
простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет.
Слайд 33Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы
ни стали в будущем — агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом или создателем электронно-вычислительной техники,
вам придется использовать знания химии.
Важно очень правильно использовать достижения химии. Иначе можно нанести непоправимый урон не только человечеству, но и всей окружающей природе, всем обитателям нашей планеты.
Глобальных проблемах нашего времени, как «озоновые дыры», «парниковый эффект», загрязнение рек, озер, океанов, почвы.
А ведь это результат халатного использования открытий ученых- химиков.
Слайд 34 Химия - развивающаяся наука.
Каждый, кто посвятит
себя служению этой науки, может внести свой вклад в ее развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.
Я желаю вам успехов при изучении этой удивительной науки!