Презентация, доклад к уроку Гидролиз

Содержание

Цели урокаУчебные: сформировать основные понятия (гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, рH, типы гидролиза, степень гидролиза, факторы, влияющие на степень гидролиза); формировать умения записывать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном

Слайд 1Гидролиз веществ
Урок по химии для 11 класса.
МБОУ «СОШ № 16»
Учитель

химии Шляхова Л.А.

2014 г.

Гидролиз веществ Урок по химии для 11 класса.МБОУ «СОШ № 16»Учитель химии Шляхова Л.А.2014 г.

Слайд 2Цели урока
Учебные: сформировать основные понятия (гидролиз, классификация солей по силе кислоты

и основания их образующих, среда раствора, рH, типы гидролиза, степень гидролиза, факторы, влияющие на степень гидролиза); формировать умения записывать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде, предсказать и объяснять изменения среды раствора, образование кислых и основных солей; закрепить умения и навыки химического эксперимента.
Развивающие: развивать творческое мышление, экспериментальные умения и навыки, развивать умения выдвигать гипотезы, проверять их, устанавливать закономерности, искать факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы, развивать эмоциональную сферу учащихся, познавательную активность, умений наблюдать окружающий мир, сформировать понимание значения гидролиза в природе и жизни человека.
Воспитательные: формирование умений применять изученный материал в практических ситуациях, защищать свои убеждения, работать в группе.

Цели урокаУчебные: сформировать основные понятия (гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора,

Слайд 3Определить принадлежность солей к классам (по составу), дополнить схему классификации, назвать

соли.

NaNO3, NaHCO3, (CuOH)2SO4, [Ag(NH3)2]NO3, KAI(SO4)2, CaOCI2




Соли







средние

кислые

основные

двойные

смешанные

комплексные

Определить принадлежность солей к классам (по составу), дополнить схему классификации, назвать соли.  NaNO3, NaHCO3, (CuOH)2SO4, [Ag(NH3)2]NO3,

Слайд 4Проблема даны 3 пробирки
Р-р фенолфталеина











Р-р лакмуса



Проблема  даны 3 пробирки Р-р фенолфталеина  Р-р лакмуса

Слайд 5Среда раствора
нейтральная
[OH-] = [H+]
щелочная
[OH-] > [H+]
кислая
[OH-] < [H+]
лакмус
метилоранж
фенолфталеин
Индикаторы

Среда растворанейтральная[OH-] = [H+]щелочная[OH-] > [H+]кислая[OH-] < [H+]лакмусметилоранжфенолфталеинИндикаторы

Слайд 6Понятие о водородном показателе ввел датский биохимик С.П.Серенсен (1868-1939),
разрабатывавший в это

время способы контроля за качеством
пива.

рН = - lg[H+]

pH

[H+]

[H+]↔[OH-]

нейтральная

кислая

щелочная

[H+]=[OH-]

[H+]>[OH-]

[H+]<[OH-]

[H+]=10-7
моль/л

[H+]<10-7
моль/л

[H+]>10-7
моль/л

7

<7

>7

Водородный показатель рН

Понятие о водородном показателе ввел датский биохимик С.П.Серенсен (1868-1939),разрабатывавший в это время способы контроля за качествомпива.рН =

Слайд 7кислота
основание
соль
вода
+
=
+
сильная
слабая
сильное
слабое
HCI
H2SO4
HNO3
H2CO3
H2SiO4
H2S
C17H35COOH
NaOH
KOH
Ba(OH)2
Сu(OH)2
Fe(OH)3
NH4OH

I cильной кислотой и сильным основанием
II сильной кислотой и слабым основанием
III

слабой кислотой и сильным основанием

IV cлабой кислотой и слабым основанием

образована

Классификация солей
(по генезису, т.е. происхождению)

кислотаоснованиесольвода+=+сильнаяслабаясильноеслабоеHCIH2SO4HNO3H2CO3H2SiO4H2SC17H35COOHNaOHKOHBa(OH)2Сu(OH)2Fe(OH)3NH4OHI cильной кислотой и сильным основаниемII сильной кислотой и слабым основаниемIII слабой кислотой и сильным основаниемIV cлабой

Слайд 8

обратимый
необратимый
по
катиону
по
аниону

Меn+

{ соли II типа}
Асm-
{ соли III типа}
по
катиону
по
аниону
и
{ соли IV типа }
FeSO4
Na2CO3
AI2S3
Гидролиз

солей. (hydro – вода, lysis – разложение)
обратимыйнеобратимыйпокатионупоанионуМеn+{ соли II типа}Асm-{ соли III типа}покатионупоанионуи{ соли IV типа }FeSO4Na2CO3AI2S3Гидролиз солей. (hydro – вода, lysis –

Слайд 9Лабораторный опыт



Техника безопасности
Добавить лакмус
Добавить соляную кислоту и гидроксид натрия
Определить рН при

помощи универсальной лакмусовой бумаги
Лабораторный опыт Техника безопасностиДобавить лакмусДобавить соляную кислоту и гидроксид натрияОпределить рН при помощи универсальной лакмусовой бумаги

Слайд 10рН

уравнение

AI3+ + H+OH- ↔ AIOH2+ + H+


Полное ионное
уравнение

AI3+ + HOH + 3CI- ↔ AIOH2+ + H+ + 3CI-

3. Молекулярное
уравнение

AICI3 + HOH ↔AIOHCI2 + HCI

Katm+ + H+OH- ↔ KatOH(m-1)+ + H+


Гидролиз по катиону (Katm+)

рН

Слайд 11Na2 CO32-
NaOH
сильное
основание
Н2СО3
слабая
кислота

СО32-
ион-инициатор
1. Сокращенное ионное
уравнение
CO32- + H+OH- ↔ HСO3-

+ OH-


2. Полное ионное
уравнение


CO32- + HOH + 2Na+ ↔ HCO3- + OH- + 2Na+

3. Молекулярное
уравнение


Na2CO3 + HOH ↔ NaHCO3 + NaOH

pH >7, щелочная среда

Ann- + H+OH- ↔ HAn(n-1)- + OH-


Гидролиз по аниону (Ann-)

Na2   CO32-NaOHсильноеоснованиеН2СО3слабаякислотаСО32-ион-инициатор 1. Сокращенное ионноеуравнениеCO32- + H+OH- ↔ HСO3- + OH-2. Полное ионное

Слайд 122AICI3 + 3Na2CO3 = AI2 (CO3)3 + 6NaCI
AI(OH)3↓
слабое
основание
H2CO3
слабая
кислота
H2O
CO2↑

В
Ы
В
О
Д
ы
1.

«Сильный» ион соли определяет среду раствора соли.

2. «Слабый» ион является инициатором процесса гидролиза.

3. Гидролиз «по катиону» и «по аниону» - обратимый процесс.

Гидролиз по катиону и аниону (полный гидролиз

2AICI3 + 3Na2CO3 = AI2   (CO3)3 + 6NaCIAI(OH)3↓слабоеоснованиеH2CO3слабая кислотаH2OCO2↑ВЫВОДы1. «Сильный» ион соли определяет среду раствора

Слайд 13
аг- степень гидролиза. Степень гидролиза показывает, какая часть от общего

количества молекул соли, находящихся в растворе, подвергается гидролизу.

аг = n/N * 100%

n – число гиролизованных
молекул
N – общее число молекул
соли в данном растворе

Зависит от :



1.Температуры
2.Концентрации раствора
3.Природы растворенного вещества

Степень гидролиза по



зависит от степени
диссоциации продуктов
гидролиза

чем СЛАБЕЕ основание или кислота,
тем ВЫШЕ степень гидролиза

Степень гидролиза

аг- степень гидролиза. Степень гидролиза показывает, какая часть от общего количества молекул соли, находящихся в растворе, подвергается

Слайд 14

АНИОНЫ:
F- > NO2 - >CH3COO- >HCO3- >HS- > SO32- >HPO42- >CO32-

>S2- > SiO32-


КАТИОНЫ

Cd2+>Mg2+>Mn2+ >Fe2+>Co2+>Ni2+>NH4+>Cu2+>Pb2+>Zn2+>Al3+>Cr3+>Fe2+

Расположены в порядке уменьшения силы кислоты и оснований им
сооответствующим

Если соль образована слабой кислотой и слабым основанием , то среда раствора
определяется тем ионом соли, у которого степень гидролиза выше

СuF2 - слабокислая среда
NH4F – cлабокислая среда
CH3COONH4 – нейтральная среда
NH4CN – слабощелочная среда

NaHCO3 –щелочная среда
NaHSO3 – кислая среда

Степень гидролиза

АНИОНЫ:F- > NO2 - >CH3COO- >HCO3- >HS- > SO32- >HPO42- >CO32- >S2- > SiO32-КАТИОНЫCd2+>Mg2+>Mn2+ >Fe2+>Co2+>Ni2+>NH4+>Cu2+>Pb2+>Zn2+>Al3+>Cr3+>Fe2+Расположены в порядке

Слайд 15
Мылкость мыла и других моющих средств за счет щелочной
среды: С17Н35СООNa +

H2O ⬄ C17H35COOH + NaOH

Фотографический проявитель имеет щелочную среду
за счет гидролиза Na2CO3, Na4B2O7

Минеральные воды (Майкопская) («источник нартов», «вода героев») –имеет щелочную среду (гидрокарбонатно-натриевая)

Удобрение (NH4)2SO4 используют также для повышения
кислотности щелочных почв

Гидроортофосфат натрия Nа2НРО4 обеспечивает гомеостаз
(постоянство среды) крови и слюны.

Значение гидролиза

Мылкость мыла и других моющих средств за счет щелочнойсреды: С17Н35СООNa + H2O ⬄ C17H35COOH + NaOHФотографический проявитель

Слайд 16Гидролиз органических веществ

Гидролиз органических веществ

Слайд 17Гидролиз солей
- Какую реакцию среды будут
иметь растворы следующих солей:
I

вариант

А) нитрат цинка
Б) хлорид калия
В) карбонат железа(II)
Г) сульфид натрия

II вариант

А) силикат натрия
Б) нитрат бария
В) ацетат меди (II)
Г) сульфат железа (II)

- Определите тип гидролиза

Составьте уравнения реакций
для солей А).

Гидролиз солей - Какую реакцию среды будут иметь растворы следующих солей:I вариант А) нитрат цинка Б) хлорид

Слайд 18Онлайн - тестирование (3 задания)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4a24c220-459f-834d-b554 dae8d0e6e131/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a806e911-f330-1f06-2c50-d04ec2b2e82b/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4e8b9a0-736a-d217-6b6f-7f06d4074a06/view/

Онлайн - тестирование (3 задания)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4a24c220-459f-834d-b554 dae8d0e6e131/view/  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a806e911-f330-1f06-2c50-d04ec2b2e82b/view/http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4e8b9a0-736a-d217-6b6f-7f06d4074a06/view/

Слайд 19
I вариант
А) кислая, рН

по катиону и
по аниону
Г) щелочная,
рН>7, по аниону

II вариант


А) щелочная, рН>7
по аниону
Б) нейтральная
рН=7
В) нейтральная,
по катиону и
по аниону
Г) кислая, рН<7
по катиону

Na2SiO3

Ba(NO3)2

FeSO4

Cu(CH3COO)2

Na2S

FeCO3

KCI

Zn(NO3)2

Zn2+ + HOH ↔ ZnOH+ + H+

Zn2+ + HOH + 2NO3- ↔ ZnOH+ + H+ + 2NO3-

Zn(NO3)2 + HOH ↔ ZnOHNO3 + HNO3

2Fe2+ +2 HOH ↔2 FeOH+ +2 H+

2Fe2+ + 2HOH +2 SO42- ↔2 FeOH+ + 2H+ +2SO42-

2FeSO4 + 2HOH ↔ (FeOH)2SO4 + H2SO4

I вариантА) кислая, рН7, по анионуII вариантА) щелочная, рН>7  по анионуБ) нейтральная  рН=7В) нейтральная,

Слайд 20ЛИТЕРАТУРА
Габриелян О. С. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие.- М.:

Дрофа, 2011.
А.А. Каверина, Д. Ю. Добротин, А.С. Корощенко, Ю.Н. Медведев. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Химия. М. Интеллект – центр. 2004.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал

ЛИТЕРАТУРА Габриелян О. С. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2011.А.А. Каверина, Д. Ю.

Слайд 21
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть