Слайд 1
Методическая разработка бинарного урока
«АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА»
(учебные дисциплины «Химия»,
«Физика»)
Шлыкова Алёна Васильевна,
преподаватель химии
Петенко Лариса Мироновна,
преподаватель физики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Слайд 2
Атомно-молекулярное учение М.В. Ломоносова.
Закон сохранения массы веществ.
Слайд 4«Химия и физика так соединились,
что одна без другой в совершенстве
быть не могут»
М.В.Ломоносов
Слайд 5
«Многие звезды украшали русское небо
восемнадцатого столетия.
Звездою первой
величины явилась слава Михаила Ломоносова»
Б. Шергин
Михаил Васильевич Ломоносов
Слайд 6
305 лет назад, 19 ноября 1711 года, на севере России
в деревушке Мишанинская близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье рыбака – помора родился здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайло Ломоносовым.
Слайд 7Первые учебники
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте.
Обучившись чтению
и письму, перечитал все книги в деревне. Он читал книги с таким усердием, что выучил их наизусть.
Слайд 8Славянская
«Грамматика» Мелетия Смотрицкого
и «Арифметика» Леонтия Магницкого
Слайд 9 Путь Ломоносова в Москву
Холмогоры
Москва
Страстная тяга к знаниям побудили
Михайло Ломоносова в 19 лет отправиться пешком в Москву.
Слайд 10Славяно – греко – латинская
академия в Москве
В 1730 году поступил
в
Славяно-греко-латинскую
академию в Москве, где он
не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык,
ознакомился с науками и
учебными дисциплинами.
Слайд 11На уроке в академии…
« Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де,
какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
Слайд 12В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили в
Петербургскую Академию наук
Слайд 13Марбург, Германия
1736 год
Осенью 1736 года трое лучших
студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии.
Студент немецкого
университета
Слайд 14 В 1741 году после возвращения на Родину М.В.Ломоносов был
назначен адъюнктом (помощником) Академии по физическому классу, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству и представило определённые права – участие в заседаниях Академического собрания.
Слайд 15В 1745 году М.В.Ломоносов был
избран членом Академии наук
и стал первым русским профессором химии в университете.
Слайд 17Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, химии, географии, геологии, биологии,
языкознанию, философии, истории.
Слайд 18
Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии,
её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой.
«Слово о пользе Химии» Ломоносова
Любимая наука - химия
Слайд 19 В 1748 году он создаёт первую русскую
химическую лабораторию, помогает Ломоносову в этом его близкий друг Георг Вильгельм Рихман - русский физик, занимавшийся работами по электричеству.
Слайд 20 В химической лаборатории он проводил
научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.
Ломоносов в своей
химической лаборатории
Слайд 21«Мозаичное художество»
М.В. Ломоносова
Открыл секрет изготовления смальты
Изготовил 40 мозаичных картин
Избран почетным
членом Петербургской Академии художеств
Слайд 22«Мозаичное художество»
М.В. Ломоносова
Слайд 23Для изготовления изделий из цветного стекла в 1753 году Ломоносов начал строительство фабрики.
Усть-Рудицкая фабрика была передовым художественно-промышленным предприятием России XVIII века.
На фабрике применялись станки, созданные
по проекту учёного.
Бисерное панно с видом фабрики
Слайд 24Открытия М.В. Ломоносова
в области физики
Слайд 25Астрономия
Открытие атмосферы на
Венере
Слайд 26Механика
Закон сохранения энергии движения
Закон сохранения силы
Теория упругости среды
Слайд 27Термодинамика
Опроверг существование теплорода
Высказал, что теплота -
это внутренне движение частиц
Предположил
существование
абсолютного нуля
температуры
Слайд 28Электродинамика
Атмосферное электричество обусловлено движением воздушных слоев
Электричество - особый вид движения эфира
Слайд 29Оптика
Корпускулярная (молекулярная) теория
Развивая свои представления
о корпускулах (молекулах) и элементах (атомах), Ломоносов приписывал им следующие свойства: протяженность, тяжесть, определенную форму (шарообразную).
Он принимал также, что корпускулы (молекулы) находятся в непрерывном движении.
Слайд 30Сын простого рыбака, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской
Академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не прошёл такой путь.
«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник
и стихотворец - он всё испытал и всё прошёл».
А.С.Пушкин
Слайд 31Основные положения
атомно-молекулярного
учения
Слайд 32Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
Слайд 33
1. Все вещества состоят из молекул.
2. Молекулы состоят
из атомов.
3. Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении.
4. При физических явлениях состав молекул остается неизменным, а при химических явлениях молекулы претерпевают изменения и из одних молекул образуются другие.
5. «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому».
Слайд 35Роль диффузии и броуновского движения в природе и технике
Диффузия - явление проникновения частиц одного вещества в промежутки между частицами другого.
Питание растений из почвы
Работа органов обаяния
В организмах человека и животных всасывание питательных веществ, происходит через стенки органов пищеварения
Цементация
Сварка, диффузная сварка и пайка металлов
Окрашивание тканей
Броуновское движение – беспорядочное движение мелких частиц, взвешенных в жидкостях или в газе, происходящие под влияние теплового движения.
Слайд 37Применение диффузии
На явлении диффузии основана
диффузная сварка металлов.
Детали помещают в закрытую
сварочную камеру с сильными
разряженными газами,
сдавливают и нагревают до 800 градусов.
На явлении диффузии
основан процесс
металлизации –
покрытия поверхности
изделия слоем металла
или сплава.
Он применяется для
защиты изделий от
коррозии, износа.
Слайд 40История открытия
«Закона сохранения массы веществ»
Слайд 41
«Всё изменяется,
но ничто не исчезает»
Публий Овидий Назон -древнеримский
поэт и философ
(20 марта 43 года до н.э. -17 или 18 год н. э)
Слайд 42
Аристотель - древнегреческий философ
«Однажды созданная материя
не увеличивается и не уменьшается.
Материя не возникает вновь и не исчезает, она может лишь
подвергаться изменениям».
Слайд 43Знаменитый английский
химик Роберт Бойль,
прокаливая в открытой
реторте различные
металлы, и взвешивая их до
и
после нагревания,
обнаружил, что масса
металлов становится
больше.
Он говорил, что есть «какая-то огненная материя, которая при нагревании металла соединяет с ним, и за счёт этого увеличивается масса».
Слайд 44
Михаил Васильевич Ломоносов
в отличие от Роберта Бойля
прокаливал металлы
не на открытом воздухе,
а в запаянных ретортах и
взвешивал их до и
после прокаливания.
«Все перемены, в натуре
случающиеся, такого суть
состояния, что сколько
чего у одного тела
отнимается, столько
присовокупится к другому».
1748 год
Слайд 45Французский химик
Антуан Лоран Лавуазье
(1743-1794)
В 1789 году закон сохранения массы
веществ
был установлен французским химиком
Антуаном Лораном Лавуазье
Слайд 46Масса веществ, вступивших
в реакцию, равна массе
образовавшихся веществ в результате реакции
Слайд 47«Все перемены, в натуре случающиеся,
такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому».
Масса веществ, вступивших в реак-
цию, равна массе образовавшихся ве-
ществ в результате реакции.
Слайд 49Лабораторный
эксперимент
1. Что делали?
2. Какие признаки реакции
наблюдали?
3. Изменилась ли масса получившихся
веществ?
4. Записать уравнения реакции.
5. Сформулировать вывод на основе
проделанного эксперимента.
Слайд 50
3. Атомы при химических
реакциях сохраняются.
4. Масса веществ,
вступивших в реакцию,
равна массе
образовавшихся веществ
в результате реакции.
5. На основе закона
сохранения массы
веществ составляют
уравнения химических
реакций.
Значение закона
1. Открытие закона способствовало дальнейшему развитию химии, как науки.
2. При химических реакциях разрушаются химические связи между атомами одних веществ и происходит перегруппировка атомов с образованиями других веществ.
Слайд 52Кроссворд
«Атомно-молекулярная теория»
Критерии оценивания кроссворда:
6 - 7
слов – «3» 8 - 9 слов – «4» 10 – 11 слов – «5»
Слайд 53Кроссворд
«Атомно-молекулярная теория»
Слайд 54«Химия и физика так соединились,
что одна без другой в совершенстве
быть не могут»
М.В.Ломоносов