Презентация, доклад к бинарному уроку АТОМНО - МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ М.В.ЛОМОНОСОВА (учебные дисциплины Химия и Физика

Содержание

Атомно-молекулярное учение М.В. Ломоносова. Закон сохранения массы веществ.

Слайд 1
Методическая разработка бинарного урока
«АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА»
(учебные дисциплины «Химия»,

«Физика»)



Шлыкова Алёна Васильевна,
преподаватель химии

Петенко Лариса Мироновна,
преподаватель физики

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка бинарного урока «АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА» (учебные дисциплины «Химия», «Физика»)Шлыкова Алёна Васильевна, преподаватель химииПетенко Лариса

Слайд 2
Атомно-молекулярное учение М.В. Ломоносова.
Закон сохранения массы веществ.


Атомно-молекулярное учение М.В. Ломоносова. Закон сохранения массы веществ.

Слайд 4«Химия и физика так соединились,
что одна без другой в совершенстве


быть не могут»

М.В.Ломоносов
«Химия и физика так соединились, что одна без другой в совершенстве быть не могут»М.В.Ломоносов

Слайд 5 
«Многие звезды украшали русское небо
восемнадцатого столетия.

Звездою первой
величины явилась слава Михаила Ломоносова»
Б. Шергин


Михаил Васильевич Ломоносов

      «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава

Слайд 6 305 лет назад, 19 ноября 1711 года, на севере России

в деревушке Мишанинская близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье рыбака – помора родился здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайло Ломоносовым.
305 лет назад, 19 ноября 1711 года, на севере России

Слайд 7Первые учебники
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте.
Обучившись чтению

и письму, перечитал все книги в деревне. Он читал книги с таким усердием, что выучил их наизусть.
Первые учебники	В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте.  Обучившись чтению и письму, перечитал все книги в

Слайд 8Славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого

Славянская  «Грамматика» Мелетия Смотрицкого  и «Арифметика» Леонтия Магницкого

Слайд 9 Путь Ломоносова в Москву
Холмогоры
Москва

Страстная тяга к знаниям побудили

Михайло Ломоносова в 19 лет отправиться пешком в Москву.
Путь Ломоносова в МосквуХолмогоры МоскваСтрастная тяга к знаниям побудили Михайло Ломоносова в 19 лет отправиться

Слайд 10Славяно – греко – латинская академия в Москве
В 1730 году поступил

в
Славяно-греко-латинскую
академию в Москве, где он
не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык,
ознакомился с науками и
учебными дисциплинами.

Славяно – греко – латинская  академия в Москве В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в

Слайд 11На уроке в академии…
« Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де,

какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
На уроке в академии…« Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел

Слайд 12В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили в

Петербургскую Академию наук
В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую Академию наук

Слайд 13Марбург, Германия 1736 год
Осенью 1736 года трое лучших

студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии.

Студент немецкого
университета

Марбург, Германия  1736 год    Осенью 1736 года трое лучших студентов, в том числе

Слайд 14 В 1741 году после возвращения на Родину М.В.Ломоносов был

назначен адъюнктом (помощником) Академии по физическому классу, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству и представило определённые права – участие в заседаниях Академического собрания.
В 1741 году после возвращения на Родину М.В.Ломоносов был назначен адъюнктом (помощником) Академии по физическому

Слайд 15В 1745 году М.В.Ломоносов был
избран членом Академии наук

и стал первым русским профессором химии в университете.
В 1745 году М.В.Ломоносов былизбран членом Академии наук

Слайд 16Диплом профессора химии

Диплом профессора химии

Слайд 17Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, химии, географии, геологии, биологии,

языкознанию, философии, истории.
Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, химии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории.

Слайд 18

Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии,

её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой.

«Слово о пользе Химии» Ломоносова

Любимая наука - химия

Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии,

Слайд 19 В 1748 году он создаёт первую русскую

химическую лабораторию, помогает Ломоносову в этом его близкий друг Георг Вильгельм Рихман - русский физик, занимавшийся работами по электричеству.
В 1748 году он создаёт первую русскую химическую лабораторию, помогает Ломоносову в этом

Слайд 20 В химической лаборатории он проводил

научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.

Ломоносов в своей
химической лаборатории

В химической лаборатории он проводил научные исследования, в том числе разрабатывал

Слайд 21«Мозаичное художество» М.В. Ломоносова
Открыл секрет изготовления смальты

Изготовил 40 мозаичных картин

Избран почетным

членом Петербургской Академии художеств


«Мозаичное художество»  М.В. ЛомоносоваОткрыл секрет изготовления смальтыИзготовил 40 мозаичных картинИзбран почетным членом Петербургской Академии художеств

Слайд 22«Мозаичное художество» М.В. Ломоносова

«Мозаичное художество»  М.В. Ломоносова

Слайд 23Для изготовления изделий из цветного стекла в 1753 году Ломоносов начал строительство фабрики.


Усть-Рудицкая фабрика была передовым художественно-промышленным предприятием России XVIII века.
На фабрике применялись станки, созданные
по проекту учёного.

Бисерное панно с видом фабрики

Для изготовления изделий из цветного стекла в 1753 году Ломоносов начал строительство фабрики. Усть-Рудицкая фабрика была передовым художественно-промышленным предприятием

Слайд 24Открытия М.В. Ломоносова в области физики

Открытия М.В. Ломоносова  в области физики

Слайд 25Астрономия
Открытие атмосферы на

Венере

АстрономияОткрытие атмосферы         на Венере

Слайд 26Механика
Закон сохранения энергии движения
Закон сохранения силы
Теория упругости среды


МеханикаЗакон сохранения энергии движенияЗакон сохранения силыТеория упругости среды

Слайд 27Термодинамика
Опроверг существование теплорода

Высказал, что теплота -

это внутренне движение частиц

Предположил
существование
абсолютного нуля
температуры
ТермодинамикаОпроверг существование теплородаВысказал, что теплота -

Слайд 28Электродинамика
Атмосферное электричество обусловлено движением воздушных слоев

Электричество - особый вид движения эфира

ЭлектродинамикаАтмосферное электричество обусловлено движением воздушных слоевЭлектричество - особый вид движения эфира

Слайд 29Оптика
Корпускулярная (молекулярная) теория
Развивая свои представления

о корпускулах (молекулах) и элементах (атомах), Ломоносов приписывал им следующие свойства: протяженность, тяжесть, определенную форму (шарообразную).
Он принимал также, что корпускулы (молекулы) находятся в непрерывном движении.
ОптикаКорпускулярная (молекулярная) теорияРазвивая свои представления        о корпускулах (молекулах) и элементах

Слайд 30Сын простого рыбака, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской

Академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не прошёл такой путь.

«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник
и стихотворец - он всё испытал и всё прошёл».
А.С.Пушкин

Сын простого рыбака, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской Академий наук, дворянином, учёным, признанным в

Слайд 31Основные положения
атомно-молекулярного

учения
Основные положения         атомно-молекулярного учения

Слайд 32Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Слайд 33

1. Все вещества состоят из молекул.

2. Молекулы состоят

из атомов.

3. Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении.

4. При физических явлениях состав молекул остается неизменным, а при химических явлениях молекулы претерпевают изменения и из одних молекул образуются другие.

5. «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому».
1. Все вещества состоят из молекул. 2. Молекулы состоят из атомов. 3. Молекулы и атомы находятся

Слайд 34Физические явления

Физические явления

Слайд 35Роль диффузии и броуновского движения в природе и технике

Диффузия - явление проникновения частиц одного вещества в промежутки между частицами другого.

Питание растений из почвы
Работа органов обаяния
В организмах человека и животных всасывание питательных веществ, происходит через стенки органов пищеварения
Цементация
Сварка, диффузная сварка и пайка металлов
Окрашивание тканей

Броуновское движение – беспорядочное движение мелких частиц, взвешенных в жидкостях или в газе, происходящие под влияние теплового движения.




Роль диффузии и броуновского движения в природе и технике   Диффузия - явление проникновения частиц одного

Слайд 36Диффузная сварка металлов

Диффузная сварка металлов

Слайд 37Применение диффузии

На явлении диффузии основана
диффузная сварка металлов.
Детали помещают в закрытую


сварочную камеру с сильными
разряженными газами,
сдавливают и нагревают до 800 градусов.








На явлении диффузии
основан процесс
металлизации –
покрытия поверхности
изделия слоем металла
или сплава.
Он применяется для
защиты изделий от
коррозии, износа.


Применение диффузииНа явлении диффузии основана диффузная сварка металлов.Детали помещают в закрытую сварочную камеру с сильными разряженными газами,

Слайд 38Химические явления

Химические явления

Слайд 39Закон сохранения массы веществ

Закон сохранения массы веществ

Слайд 40История открытия
«Закона сохранения массы веществ»

История открытия «Закона сохранения массы веществ»

Слайд 41
«Всё изменяется,
но ничто не исчезает»
Публий Овидий Назон -древнеримский

поэт и философ (20 марта 43 года до н.э. -17 или 18 год н. э)
«Всё изменяется,  но ничто не исчезает»Публий Овидий Назон -древнеримский поэт и философ (20 марта 43

Слайд 42 Аристотель - древнегреческий философ
«Однажды созданная материя

не увеличивается и не уменьшается.
Материя не возникает вновь и не исчезает, она может лишь
подвергаться изменениям».
Аристотель - древнегреческий философ  «Однажды созданная материя        не

Слайд 43Знаменитый английский
химик Роберт Бойль,
прокаливая в открытой
реторте различные
металлы, и взвешивая их до
и

после нагревания,
обнаружил, что масса
металлов становится
больше.

Он говорил, что есть «какая-то огненная материя, которая при нагревании металла соединяет с ним, и за счёт этого увеличивается масса».

Знаменитый английскийхимик Роберт Бойль,прокаливая в открытойреторте различныеметаллы, и взвешивая их дои после нагревания,обнаружил, что массаметаллов становитсябольше. Он

Слайд 44
Михаил Васильевич Ломоносов
в отличие от Роберта Бойля
прокаливал металлы

не на открытом воздухе,
а в запаянных ретортах и
взвешивал их до и
после прокаливания.

«Все перемены, в натуре
случающиеся, такого суть
состояния, что сколько
чего у одного тела
отнимается, столько
присовокупится к другому».
1748 год

Михаил Васильевич Ломоносов в отличие от Роберта Бойля прокаливал металлы  не на открытом воздухе,

Слайд 45Французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794)
В 1789 году закон сохранения массы

веществ
был установлен французским химиком
Антуаном Лораном Лавуазье
Французский химик  Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) В 1789 году закон сохранения массы веществбыл установлен французским химикомАнтуаном

Слайд 46Масса веществ, вступивших

в реакцию, равна массе
образовавшихся веществ в результате реакции
Масса веществ, вступивших           в реакцию, равна массе

Слайд 47«Все перемены, в натуре случающиеся,

такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому».





Масса веществ, вступивших в реак-
цию, равна массе образовавшихся ве-
ществ в результате реакции.

«Все перемены, в натуре случающиеся,          такого суть состояния,

Слайд 48Экспериментальная часть

Экспериментальная  часть

Слайд 49Лабораторный эксперимент
1. Что делали?
2. Какие признаки реакции

наблюдали?
3. Изменилась ли масса получившихся
веществ?
4. Записать уравнения реакции.
5. Сформулировать вывод на основе
проделанного эксперимента.
Лабораторный  эксперимент  1. Что делали?  2. Какие признаки реакции наблюдали?  3. Изменилась ли

Слайд 50


3. Атомы при химических

реакциях сохраняются.

4. Масса веществ,
вступивших в реакцию,
равна массе
образовавшихся веществ
в результате реакции.

5. На основе закона
сохранения массы
веществ составляют
уравнения химических
реакций.

Значение закона

1. Открытие закона способствовало дальнейшему развитию химии, как науки.

2. При химических реакциях разрушаются химические связи между атомами одних веществ и происходит перегруппировка атомов с образованиями других веществ.

3. Атомы при химических      реакциях сохраняются. 4. Масса веществ,

Слайд 51
Закрепление

Закрепление

Слайд 52Кроссворд
«Атомно-молекулярная теория»

Критерии оценивания кроссворда:
6 - 7

слов – «3» 8 - 9 слов – «4» 10 – 11 слов – «5»


Кроссворд «Атомно-молекулярная теория» Критерии оценивания кроссворда:   6 - 7 слов – «3»

Слайд 53Кроссворд
«Атомно-молекулярная теория»

Кроссворд «Атомно-молекулярная теория»

Слайд 54«Химия и физика так соединились,
что одна без другой в совершенстве


быть не могут»

М.В.Ломоносов
«Химия и физика так соединились, что одна без другой в совершенстве быть не могут»М.В.Ломоносов

Слайд 56 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть