Слайд 124.04.
Тема:……………………………….
Цель:
На конкретных примерах доказать существование связи между основными классами
неорганических веществ.
Задача:
Систематизировать знания о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.
Cоставитель :учитель высшей категории биологии и химии Бригаденко Н.А.
Слайд 2Девиз урока:
« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в
такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
Майкл Фарадей.
Слайд 3
(составим схему)
Какие вещества нас окружают в повседневной жизни?
Какие простые вещества вам
известны?
Какие сложные вещества?
Что такое оксид?
Что такое кислота?
Что такое основание?
Что такое соль?
Слайд 4
Простые
Сложные
Металлы
Неметаллы
Оксиды
Соли
Кислоты
Основания
Вещества
Слайд 5Химический диктант
1. Оксид фосфора (V)
2. Соляная кислота
3. Нитрат алюминия
4. Гидроксид магния
5.
Оксид меди (II)
6. Сульфат кальция
7.CaO, H2CO3, NaCl, NaOH, CaCO3, H2SO4.
Слайд 6Правильные ответы:
1.P2O5
2.HCl
3. Al(NO3)3
4. Mg(OH)2
5. CuO
6. Ca SO4
Слайд 7Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы
являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы.
Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.
Слайд 8
Даны вещества :
Ва (ОН)2, Р, Са3(РО4)2, ВаSО4,Ва, Р2О5, Н3РО4, ВаО.
-выберите те,
которые можно объединить в две группы.
(признак по которому вы их объедините)
Слайд 9Проверим:
Ва(ОН)2,ВаSО4,Ва,ВаО.
Р2О5, Н3РО4, Р, Са3(РО)4.
-попробуйте распределить их в два ряда по усложнению
состава
Слайд 10Проверим:
Ва - ВаО - Ва(ОН)2 ВаSО4
Р Р2О5
Н3РО4 Са3(РО)4
В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому .
Слайд 11
Давайте подумаем?...
-Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и
т.д ?
(Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.)
-А что является носителем наследственной информации?
(Ген.)
-Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
(Ва и Р )
Вывод: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
Слайд 12Урок 1.
Тема урока:
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Стимул урока:
В природе все
взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические)связи.
(Докажем это опытным путем)
Слайд 13Экспериментальная работа
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1.В пробирку с cульфатом меди осторожно
добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции . (СиSO4+НСI-….)
2. После того, как все раствориться в пробирку добавьте 2 мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.(СиСI2+NаОН-…)
3. К полученному осадку добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.(СИ(ОН)2+НСI-…)
4.Составьте генетический ряд .
Слайд 14ПРОВЕРИМ
СиSO4 СиСI2 Си(ОН)2 СиСI2
Молодцы!
Слайд 15ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выполним задание « Найди родственников»
Из перечня формул составьте
генетический ряд.
1вариант : Ca(OH)2, CI2, HCI, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2
.
2 вариант: AI, NaOH, AI(OH)3, CaO, CO2, Ca, AI2O3 , P, AICI3
3 вариант: NaOH, HNO3, Ca, P, Na2О, CO2, Na, NaNO3, Fe.
4 вариант: Ca(OH)2, Fe, AI(OH)3,Fe2O3,NaNO3,FeCI3 , , AICI3, Fe(ОН)3
Слайд 16Вывод:
-Все в природе взаимосвязано ,поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны
друг с другом и из одних можно получить другие.
-Между основными классами неорганических соединений существует родственная(генетическая) взаимосвязь.
Генетическая связь – ЭТО СВЯЗЬ, КОГДА ИЗ ОДНОГО КЛАССА СОЕДИНЕНИЙ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ДРУГОЙ КЛАСС СОЕДИНЕНИЙ.
Слайд 17РЕФЛЕКСИЯ
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
2.В основном
усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Не понял тему
Домашнее задания:
Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений» § 38- 41, составить уравнения реакций к цепочкам, которые вы составили при выполнении задания «Найди родственников»
Итог урока: Выставление оценок.
Слайд 19 1. Превращение веществ одного класса соединения в вещества других классов;
2. Химические свойства
веществ;
3. Возможность получения сложных веществ из простых;
4. Взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов неорганических соединений.
Урок 2.
Что означает понятие «генетическая связь»?
Слайд 20В баночке с кислородом сожгли уголек, после чего в полученное вещество
добавили немного воды. Превращение которые произошли с веществами, можно выразить схемой:
Задание1
Слайд 21 H 2SO3, NaCl, Ba(OH)2, H2O, S,
BaO,
Ba, SO2, HNO3, BaSO3, MgO, KOH
Составить:
Слайд 22Признаки которые характеризуют генетический ряд:
Вещества разных классов;
Разные вещества образованные одним химическим
элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;
Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями
Слайд 24Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов в основу которой
положен один и тот же металл.
Металл
Основной оксид
основание
соль
Слайд 253. Из приведенного перечня веществ:
K, H2SO3, P2O5, AlCl3, S, Ba,
H3PO4, N2, BaO, Na3PO4, Ba(OH)2, MgO, SO2, P, KOH, BaCl2, K2SO3, K2O – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд:
1 вариант – Ва,
2 вариант – S,
3 вариант – K,
4 вариант – P.
После выполнения осуществляется взаимопроверка.
Слайд 27Металл
Основной оксид
основание
соль
основание
Основной оксид
Металл