Презентация, доклад на тему Метапредметный подход в преподавании химии

Содержание

Государственные образовательные стандартыДля основной школы (приняты 17.12.10)Для старшей школы – проект (последний вариант представлен 23.03.11)Для высшей школы (бакалавриат, магистрат, специалитет) – в стадии разработкиРазработчик - РАО

Слайд 1Метапредметный подход в преподавании химии.
Галкина Ирина Юрьевна
МОУ Лицей №

8 г. Буденновска
Метапредметный подход в преподавании химии.  Галкина Ирина Юрьевна МОУ Лицей № 8 г. Буденновска

Слайд 2Государственные образовательные стандарты
Для основной школы (приняты 17.12.10)
Для старшей школы – проект

(последний вариант представлен 23.03.11)
Для высшей школы (бакалавриат, магистрат, специалитет) – в стадии разработки

Разработчик - РАО

Государственные образовательные стандартыДля основной школы (приняты 17.12.10)Для старшей школы – проект (последний вариант представлен 23.03.11)Для высшей школы

Слайд 3Результаты обучения химии
Личностные
Метапредметные
Предметные

Результаты обучения химииЛичностныеМетапредметныеПредметные

Слайд 4Метапредметные результаты
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных,

коммуникативных),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории;

Метапредметные результатыосвоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной,

Слайд 5Из проекта стандарта для старшей школы (метапредметность)
умение анализировать конкретные жизненные ситуации,

различные стратегии решения задач, выбирать и реализовывать способы поведения, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность;
коммуникативные навыки, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях, в т.ч. в социальных сетях;
приобретение начального опыта и навыков исследовательской деятельности и публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Из проекта стандарта для старшей школы (метапредметность)умение анализировать конкретные жизненные ситуации, различные стратегии решения задач, выбирать и

Слайд 6Метапредметность
конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов.


Нина Вячеславовна Громыко - канд. философ наук., зам директора НИИ ИСРОО (Инновационных стратегий развития общего образования), начальник Отдела философии образования и эпистемологии

Андрей Викторович Хуторской – доктор педагогических наук, член-корр. РАО, основатель научной школы человекосообразного образования, разработчик системы дистанционного образования, БОЛЕЕ 700 работ

Метапредметы: «Проблема», «Знак», «Задача», «Знание»

Метапредметностьконкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов. Нина Вячеславовна Громыко - канд. философ

Слайд 7Переход от проблемной деятельности к эвристической и исследовательской
Репродуктивные задания
Проблемные задания
Эвристические задания
Исследовательские

задания

Эвристический метод А.В. Хуторского
Создание школьником собственных образовательных продуктов (схем, текстов, рисунков, поделок) + постановка реальных и умозрительных экспериментов

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан).
Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Переход от проблемной деятельности к эвристической и исследовательскойРепродуктивные заданияПроблемные заданияЭвристические заданияИсследовательские заданияЭвристический метод А.В. Хуторского Создание школьником

Слайд 8Борьба с гололедицей
Использование песка (уменьшает скольжение)
Как можно убрать лед? Его сколоть.
А

еще как, если сколоть не успел?
Его растопить. Известно, что соль понижает температуру замерзания воды.
Какую соль используют? Самую дешевую. Это поваренная соль или отходы с содовых заводов.
К чему это приводит? К засаливанию почвы. К разрушению обуви. К коррозии.
Чем можно заменить? Есть ли соли, не вызывающие засаливания почвы?

Борьба с гололедицейИспользование песка (уменьшает скольжение)Как можно убрать лед? Его сколоть.А еще как, если сколоть не успел?Его

Слайд 9Методические принципы педагогической работы
Учитель должен уметь сценировать урок
Учитель должен работать с

разными слоями мыследеятельности
Учитель должен уметь работать с индивидуальными трассами учащихся, но при этом выстраивать между ними коллективное взаимодействие






Методические принципы педагогической работыУчитель должен уметь сценировать урокУчитель должен работать с разными слоями мыследеятельностиУчитель должен уметь работать

Слайд 10Методические принципы педагогической работы
Учитель должен уметь сценировать урок
Учитель должен работать с

разными слоями мыследеятельности
Учитель должен уметь работать с индивидуальными трассами учащихся, но при этом выстраивать между ними коллективное взаимодействие









мД

мК

М


Методические принципы педагогической работыУчитель должен уметь сценировать урокУчитель должен работать с разными слоями мыследеятельностиУчитель должен уметь работать

Слайд 11Методические принципы педагогической работы
Учитель должен уметь сценировать урок
Учитель должен работать с

разными слоями мыследеятельности
Учитель должен уметь работать с индивидуальными трассами учащихся, но при этом выстраивать между ними коллективное взаимодействие
Методические принципы педагогической работыУчитель должен уметь сценировать урокУчитель должен работать с разными слоями мыследеятельностиУчитель должен уметь работать

Слайд 12Основные особенности метапредметов
Метапредметы выстраиваются вокруг какой-то мыслительной организованности, которая имеет

не просто деятельностный, но универсальный, метапредметный, характер

Знание
Задача
Проблема
Знак
Смысл
Категория

Основные особенности метапредметов 	Метапредметы выстраиваются вокруг какой-то мыслительной организованности, которая имеет не просто деятельностный, но универсальный, метапредметный,

Слайд 13Основные особенности метапредметов
Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и

учебных предметов и развитие предметных действительностей на рефлексивных основаниях

Метапредмет
=
Отличное знание предмета
+
Деятельностные единицы содержания

Основные особенности метапредметов	Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов и развитие предметных действительностей

Слайд 14Основные особенности метапредметов
Ориентация на развитие у школьников базовых способностей и

компетентностей – основного показателя качества образовательной работы

Способности:
Мышление
Воображение
Понимание
Идеирование
Целеполагание
Самоопределение

Основные особенности метапредметов 	Ориентация на развитие у школьников базовых способностей и компетентностей – основного показателя качества образовательной

Слайд 15Основные особенности метапредметов
Новаторство в использовании разных методических форм и приемов

организации как коллективной, так и индивидуальной работы

Неделя метапредметного осознания
Занятие с рефлексивными остановками
Дискуссии с метапредметными комментариями
Коллективная игра в мыслительный эксперимент

Основные особенности метапредметов 	Новаторство в использовании разных методических форм и приемов организации как коллективной, так и индивидуальной

Слайд 16Что метапредметный подход позволяет сделать преподавателю-предметнику?
Зададимся задачей:
Ввести школьников в такую новую

область знаний, как спинтроника

© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Что метапредметный подход позволяет сделать преподавателю-предметнику?Зададимся задачей:Ввести школьников в такую новую область знаний, как спинтроника© И.С. Чаусов,

Слайд 17Метапредметный подход к этой задаче
Найти интересный вопрос, с которого должны начаться

размышления школьников

Сколько стоит спиновая квантовая точка из графена?

© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Метапредметный подход к этой задачеНайти интересный вопрос, с которого должны начаться размышления школьниковСколько стоит спиновая квантовая точка

Слайд 18Метапредметный подход к этой задаче
Ввести понятия электрона и ядра за счет

смены идеальных представлений о них как волнах материи или как о частицах


Дж. Томсон Н. Бор Л. де Бройл Э. Шредингер

© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Метапредметный подход к этой задачеВвести понятия электрона и ядра за счет смены идеальных представлений о них как

Слайд 19Построить модель спина электрона и ядра исходя из введенных понятий
Спин –

собственный момент импульса

Спин – показатель обменного взаимодействия

Метапредметный подход к этой задаче

© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Построить модель спина электрона и ядра исходя из введенных понятийСпин – собственный момент импульсаСпин – показатель обменного

Слайд 20Сформулировать способ связи разных видов движения и зарядов электронов и ядер

и видов взаимодействий в веществе

Метапредметный подход к этой задаче

© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Сформулировать способ связи разных видов движения и зарядов электронов и ядер и видов взаимодействий в веществеМетапредметный подход

Слайд 21Нарисовать схему передачи спин-спинового и обменного взаимодействий в разных веществах, например,

в графене

Метапредметный подход к этой задаче

© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Нарисовать схему передачи спин-спинового и обменного взаимодействий в разных веществах, например, в графенеМетапредметный подход к этой задаче©

Слайд 22Обучение метапредмету «Знание» на естественнонаучном материале
© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Обучение метапредмету «Знание» на естественнонаучном материале© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Слайд 23Обучение метапредмету «Проблема» на естественнонаучном материале
© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Обучение метапредмету «Проблема» на естественнонаучном материале© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Слайд 24Обучение метапредмету «Знак» на естественнонаучном материале
© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Обучение метапредмету «Знак» на естественнонаучном материале© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Слайд 25Обучение метапредмету «Задача» на естественнонаучном материале
© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Обучение метапредмету «Задача» на естественнонаучном материале© И.С. Чаусов, НИИ ИСРОО, 2010

Слайд 26Подробнее о метапредметах и метапредметном подходе

Подробнее о метапредметах и метапредметном подходе

Слайд 27Темы занятий при метапредметном подходе
Динамика Аристотеля – динамика Галилея. Проблема

как столкновение онтологий и выход на новую физическую онтологию. Физика
Химическая реакция – результат столкновения молекул или обмен квантами света? Митогенетическое излучение и фотоника. Химия. Биология
Какова геометрия атомного ядра? Химия. Физика
Катализ – химическое или физическое явление. Химия. Физика
Понятие функции. Алгебра. Геометрия.

Темы занятий при метапредметном подходе Динамика Аристотеля – динамика Галилея. Проблема как столкновение онтологий и выход на

Слайд 28Ресурсы
1. Сайты: Института nii.smdp.ru Центра инструкционного дизайна eduscen.ruЦентра инструкционного дизайна eduscen.ru

Эпистемотеки epistemoteka.net Сети мыследеятельностной педагогики
mdp-net.ru
2. Метапредметный подход в преподавании естественнонаучных дисциплин
И.С.Чаусов Отдел эпистемологии и философии образования НИИ ИСРОО.


Ресурсы1. Сайты: Института nii.smdp.ru Центра инструкционного дизайна eduscen.ruЦентра инструкционного дизайна eduscen.ru Эпистемотеки epistemoteka.net Сети мыследеятельностной педагогики

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть