Презентация, доклад на тему Выступление Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Содержание

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Китайская мудрость

Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Составитель Шарова Ирина Петровна, учитель

географии

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Постоянном представительстве России при ООН в Нью-Йорке

Формирование универсальных учебных действий  на уроках географииСоставитель Шарова Ирина Петровна, учитель географии Средняя общеобразовательная школа с

Слайд 2«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,


я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость
«Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Слайд 3Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих

компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
Сформированность универсальных учебных действий является и залогом профилактики школьных трудностей.

Актуальность

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только

Слайд 4Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения.
Знать – значит

с помощью знаний осуществлять определённую деятельность, а не только помнить определенные знания

Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения.Знать – значит с помощью знаний осуществлять определённую деятельность,

Слайд 5Вдовина И.А. НИРО кафедра ЕНО
Это обобщенные способы действий, обеспечивающие

способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, способность к саморазвитию:
отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях; 
систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;
оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;
искать решения задач и проблем;
выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем

Универсальные учебные действия (умения)-
инвариантная основа образовательного процесса

Вдовина И.А.  НИРО  кафедра ЕНОЭто обобщенные способы действий, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний

Слайд 6Умения – основа компетентности
Умения - это знания о способах деятельности и

сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений. Это действия выполняются осознанно, с обдумыванием последовательности действий.
Автоматизированные действия, но выполняемые под контролем внимания - это навыки

Умения - это операционная часть знаний.
Познавательная деятельность школьников развивается тогда, когда их обучают самостоятельно добывать знания, т.е. формируют учебные умения.
Различают интеллектуальные и практические умения

Умения – основа компетентностиУмения - это знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения

Слайд 7Форма выражения умений
Умения выражены формулировками состава действий, выполняемых в определенной последовательности.

Поэтому в их формировании велика роль планов, алгоритмов, т.е. последовательность действий (в определении понятий, в составлении описаний объектов и явлений.

Особенности формирования

Умения и навыки существую не сами по себе, они тесно связаны со знаниями.
Они формируются одновременно!!! Отделение их друг от друга - нарушение логики учебного процесса.
Умения не отделимы от знаний !!! Например, знание о географических координатах и умение их определять, знание что такое план местности и умение составлять его и работать с готовым планом...

Форма выражения уменийУмения выражены формулировками состава действий, выполняемых в определенной последовательности. Поэтому в их формировании велика роль

Слайд 8Предметные, географические умения
   Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;
Умения 

ориентироваться  на     местности;
  Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
  Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.

Универсальные учебные действия

Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

Учебные действия

Предметные, географические умения   Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;Умения  ориентироваться  на     местности;  Умения давать географические

Слайд 9Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и

ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.

Личностные действия

Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование

Слайд 102. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к

ценностям культур других народов;

Личностные действия

6 класс

7 класс

2.  Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;Личностные действия6 класс7

Слайд 11Тема урока в 7 классе «Народы Африки»

- Для чего женщины племени

мурси так себя уродуют?

3. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания:
Удивление рождает желание больше узнать;
«Познание начинается с удивления» Аристотель

Личностные действия

Тема урока в 7 классе «Народы Африки»- Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?3.

Слайд 12
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной

деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

В программе географии 6 -10 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.

В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.

В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи

В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России. И т.д.

Регулятивные действия

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,

Слайд 131. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники,

статистические таблицы, Интернет т.д.)

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания:

1.   Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)Для диагностики и

Слайд 142. Задания на расположение по порядку:
География 6 класс
Тема «Масштаб»

2.   Задания на расположение по порядку:География 6 классТема «Масштаб»

Слайд 153. Задания на группировку
- Распределите географические объекты по

смыслу:

Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.

реки

горы

города

штаты

География 7 класс
Тема «Северная Америка»

3.   Задания на группировку-  Распределите географические объекты по смыслу:Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль,

Слайд 16 4. Задание “Найди ошибки в тексте”


В состав

Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф.
Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.

География 9 класс
Тема «Центральная Россия»

4.   Задание “Найди ошибки в тексте” В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный,

Слайд 17ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.
Вдоль Тихоокеанского побережья

протянулись ………….
…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………… океан.
Амазонка …………. в течение всего года.
На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
Самая высокая вершина Анд - ……………

5. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

География 7 класс
Тема «Южная Америка»

ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….…………. – самый высокий водопад

Слайд 186. Задание на установление последовательности
География 8 класс
Тема «Часовые пояса»

6.  Задание на установление последовательностиГеография 8 классТема «Часовые пояса»

Слайд 197. Задание на соответствие букв и цифр:
География 6 класс
Тема «План

местности»

7.  Задание на соответствие букв и цифр:География 6 классТема «План местности»

Слайд 208. Решение кроссворда:
География 7 класс
Тема «Литосфера и рельеф Земли»

8.  Решение кроссворда:География 7 классТема «Литосфера и рельеф Земли»

Слайд 219. Составление кроссворда:
География 5 класс
Тема «Вселенная»

9.  Составление кроссворда:География 5 классТема «Вселенная»

Слайд 2210. Задание на разгадывание путаницы:
География 6 класс
Тема «План и карта»

10.  Задание на разгадывание путаницы:География 6 классТема «План и карта»

Слайд 2311. Решение филворда:
География 8 класс
Тема «Границы России»

11.  Решение филворда:География 8 классТема «Границы России»

Слайд 24Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого

содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:

Работа с картой
Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.

Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.Формирование познавательных универсальных учебных действий на

Слайд 251
2
- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географичес-кой широте имеют

разную степень увлажнения?

Работа с картами

7 класс

12- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географичес-кой широте имеют разную степень увлажнения?Работа с картами7 класс

Слайд 26 
1.     В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа

(определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2.     Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3.     У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

7 класс

6 класс

10 класс

9 класс

Работа в контурных картах

 1.     В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки,

Слайд 27Работа с географической картой
Построение диаграмм
Анализ статистических данных
Задания в тетрадях носят различный

характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Ориентирование в географическом
пространстве

Работа в рабочих тетрадях

6 класс

9 класс

Работа с географической картойПостроение диаграммАнализ статистических данныхЗадания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что

Слайд 28Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение практических работ

обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.

Практические работы

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания

Слайд 29 В результате использования разнообразных видов практических работ,
формируется навык

составления и распознавания диаграмм,

6 класс

В результате использования разнообразных видов практических работ,  формируется навык составления и распознавания диаграмм,6 класс

Слайд 30построения графиков,
6 класс

построения графиков,6 класс

Слайд 31Задание: сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и

Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам. (Ответы занести в таблицу).

умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.

Практическая работа в 7 классе
Тема «Природные зоны»

Задание: сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и

Слайд 32Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и

согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные действия

Игровые уроки

Обобщающие уроки

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,

Слайд 33 Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных

результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапред-метных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Создание проектов

Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для

Слайд 34Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса

к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты. 
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

Этапы формирования учебных действий на уроках географии

Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность,

Слайд 35Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий, считаю правильно

поставленную цель выполнения каждого задания на уроке.

География 7 класс
Тема «Тихий океан»

Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий, считаю правильно поставленную цель выполнения каждого задания на

Слайд 36
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на

уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть