Слайд 1Факторы размещения машиностроения
Слайд 2Универсальные
Специфические
Факторы размещения производств
Они определяют характер развития и размещения всех производств
Они влияют
на отдельные производства
Слайд 3Факторы, которые влияют на организацию машиностроительной отрасли
Выделим два основных вида машиностроения
по этому признаку:
1.Металлоемкое производство, которому требуются большие объемы металла.
2.Наукоемкое и трудоемкое машиностроение, которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.
Слайд 4Но для всех отраслей основными факторами являются:
Трудоемкость
Наукоемкость
Сырьевой фактор
Металлоемкость
Военно-стратегический фактор
Потребительский фактор
Транспортный
Экологический
Территориальная концентрация
Слайд 5Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов
-Важнейшим фактором
размещения предприятий машиностроительного комплекса были и будут традиции развития промышленности в конкретных географических регионах.
-География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом. Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.
-В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.
Слайд 6Объем капитальных вложений и источники финансирования
С учетом всех этих факторов происходит
финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей.
В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании.
Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике.
Слайд 7Уровень базового развития науки и техники
-Страны с высоким уровнем научно-технического развития
по-другому выстраивают модель развития машиностроения.
-Все эти отрасли, а также предприятия с высоким уровнем технологического процесса и предприятия военно- промышленного комплекса полностью зависимы при выборе места расположения от наличия в этом регионе достаточного количества научных кадров высокой квалификации, научно-исследовательских учреждений нужного профиля и фундаментальных вузов для подготовки специалистов.
Слайд 8Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов
-Главное в любом виде деятельности –
люди, которые будут изготовлять продукцию.
-От их умения, профессиональных навыков, чувства ответственности зависит процветание производства.
-Все ведущие компании в любой отрасли скрупулезно и ответственно проводят мониторинг трудовых ресурсов в регионе, где собираются осуществлять свою деятельность.
-Учитывается множество факторов: средний образовательный уровень, профессиональная пригодность, традиции этого района, демографический состав, общий уровень здоровья.
Слайд 9Структура и масштабы потребления готовой продукции
Определить востребованность выпускаемой продукции означает
определиться со структурой и масштабами будущего предприятия.
Численность персонала, структурная градация, объемы выпускаемой продукции – все это напрямую связано с тем, какое количество продукции будет востребовано на внутреннем и внешнем рынке.
Слайд 10Транспортная сеть и пути сообщения
Весьма значительным является фактор транспортной безопасности
для стабильной работы предприятия. Особенно это относится к предприятиям, которые зависят от большого количества поставщиков.
Развитая сеть железнодорожного сообщения (особенно для тяжелого машиностроения ), желательная близость морских портов для сельскохозяйственного машиностроения, сеть воздушных коммуникаций – непременное условие для нормального функционирования всего производственного цикла
Слайд 11Каждый из перечисленных факторов важен сам по себе.
В то же
время очевидно, что все они взаимосвязаны.
Но для успешной работы в долгосрочной перспективе невозможно не учитывать ни одного из них.