Слайд 1Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения
Слайд 2Какие требования предъявляются к современному уроку?
В соответствии с новыми стандартами необходимо:
-усилить
мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира,
-продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение
отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание
- поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Для создания учебной ситуации я использую приёмы:
-предъявить противоречивые факты, теории;
-раскрыть житейское представление и предъявить научный факт;
-использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность».
Слайд 3На какой результат ориентироваться на уроках географии?
Три основные группы результатов: предметные,
метапредметные, личностные.
Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом.
Метапредметные:
Регулятивные:
Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.
Познавательные:
Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.
Учебно – информационные:
Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.
Коммуникативные
Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.
Слайд 4В целом, мой профессиональный портрет учителя таков:
Большие надежды на кардинальные изменения
в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлах лет « Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Слайд 5Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои
действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником
Слайд 6Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Слайд 7На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в
любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Слайд 8Что отличает современный урок от традиционного?
Методики, технологии, подходы:
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
-
Рефлексивное обучение;
- Проблемное обучение;
- Исследовательское обучение;
- Проектное обучение;
Средства обучения:
- Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);
- Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)
- Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Слайд 9Результаты обучения
- Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в
социально и личностно — значимой сфере:
- образовательная – в её основе лежит учебная деятельность
- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями
- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию
- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей
- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную
Слайд 10Универсальные учебные действия
Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)
Познавательные — общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.
Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.
Слайд 11Групповая форма работы имеет множество плюсов:
-работают все и работает каждый;
-интересно мнение
каждого;
-все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за своё продвижение к знаниям;
-ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы;
-меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами
Слайд 12Особенности организации коллективной работы:
- каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной
роли то «ученика», то «учителя»;
- ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам;
- деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других;
- основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех;
- каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;
- полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Слайд 13Необходимо соблюдать дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач
в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Слайд 14Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок
изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 15Сравнительные особенности традиционной деятельности учителя и деятельности, направленной на получение метапредметных
и личностных результатов.