Слайд 1«Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного
образования»
Ренжина Анна Станиславовна, учитель географии первой категории
МОУ СОШ 4, г. Комсомольска-на-Амуре
Слайд 3В ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»
компетенция рассматривается
как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника
Слайд 4Ситуационная задача
(Кейс-метод)
Слайд 6Источники ситуационных задач
Художественная и публицистическая литература
Оперативная информация из СМИ
Статистические материалы
Научные публикации
и интернет - ресурсы
Слайд 7Ситуационная задача
Ситуационные задачи – это методический прием, позволяющий ученику осваивать интеллектуальные
операции последовательно в процессе работы с информацией:
ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка
(по «Таксономии образовательных целей» Бенджамина Блума)
Слайд 8Модель ситуационной задачи
Название задачи
Личностно-значимый познавательный вопрос
Информация по данному вопросу, представленная в
разнообразном виде
Задания на работу с данной информацией
Ситуация – случай, проблема, история
Слайд 9Способы работы с информацией
Т
А
К
С
О
Н
О
М
И
Я
Ц
Е
Л
Е
Й
Б.
Б
Л
У
М
А
Ознакомление
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка
Слайд 11
Формы работы при выполнении ситуационных задач:
индивидуально;
в паре;
в группе: спикер (лидер), генератор
идей, секретарь, оппонент, информатор
Слайд 12Критерии оценивания
Матрица оценивания ситуационных задач
ФИО ученика __________________________________________________
0. нет
скорее нет
скорее да
да
Слайд 13
Методика разработки ситуационных задач
Первый подход – построение задачи на основе соответствующих
вопросов учебника.
Второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому ученику.
Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика.
Слайд 14Классификация
практические ситуации, которые отражают реальные жизненные ситуации;
учебные ситуации, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские ситуации, ориентированные
на осуществление исследовательской деятельности.
Слайд 15Ситуационная задача
для курса «География России», тема: «Агропромышленный комплекс»
«Пропала гречка»
Гречневая крупа пропала
с прилавков магазинов большинства крупных торговый сетей, в остальных цены подскочили в 1, 5-2 раза, по сравнению с срединой августа.
Москва, 19.11.2014 – РИА Новости.
Обращаете ли Вы внимание на изменение стоимости гречневой крупы за последние несколько лет?
Слайд 17Ситуационная задача
Россельхознадзор уверяет, что гречки в РФ произведено 744,6 тысячи тонн
при урожайности 10,1 ц/га (в 2013 году на эту дату было намолочено 584,7 тыс. тонн с площади 521,8 тыс. га и урожайностью 11,2 ц/га).
Россия занимает первое место в мире по производству гречихи. По данным Росстата, в 2014 году в хозяйствах всех категорий РФ засеяно гречихой 1,015 миллиона гектаров или 92,8% к прошлогоднему уровню. Площади были снижены из-за перепроизводства крупы в предыдущий год, в результате чего цены на зерно были низкими. В СМИ была опубликована информация о потере части урожая на Алтае.
В целом по стране среднегодовое производство зерна на протяжении пяти лет составляло 0,7 миллиона тонн (практически на уровне
среднемноголетних). Рациональная норма потребления гречки на одного человека составляет 3,5 килограмма в год.
Слайд 18Ситуационная задача
Ознакомление
Назовите основные части АПК
Понимание
Объясните ситуацию, которая сложилась на рынке
в 2014 году
Применение
Используя статистические данные, определите обеспеченность населения страны гречневой крупой урожая 2014 года.
Слайд 19Ситуационная задача
Анализ
Проанализируйте имеющиеся данные и сделайте вывод, о причинах отсутствия
и повышения цен на гречневую крупу осенью 2014 года
Синтез
Напишите наиболее вероятный сценарий развития ситуации с гречневой крупой на рынке сельскохозяйственной продукции в 2019 году
Оценка
Оцените возможности изменения цен в 2019 году на гречневую крупу
Слайд 20Ситуационная задача
для курса биологии, тема «Грибы»
«Плесень правит миром?!»
Каждый из нас,
увидев плесень, восклицает: «Фу, какая гадость!». Она портит продукты питания, разрушает постройки, приводит в негодность одежду, вызывает заболевания человека и животных.
В начале XX века некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Как Вы считаете, было ли это предложение правильным?
Слайд 21Ситуационная задача
«Плесень правит миром?!»
Задания для учащихся:
Ознакомление
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка
Слайд 22Ситуационная задача
«Плесень правит миром?!»
Задания для учащихся:
Ознакомление
Прочитайте самостоятельно в учебнике …
Вспомните
и напишите, где вы встречали плесневые грибы?
Понимание
Покажите связи, которые на ваш взгляд существуют между особенностями жизнедеятельности и широким распространением плесени
Слайд 23Ситуационная задача
«Плесень правит миром?!»
Применение
Сделайте рисунок , который показывает строение плесневого
гриба
Анализ
Классифицируйте плесневые грибы по различным признакам
Синтез
Предложите способ, позволяющий сохранить продукты питания, вещи от заражения плесенью
Слайд 24Оценка
Определите «Было ли предложение ученых об уничтожении плесени правильным?». Обоснуйте свой
ответ.
Слайд 25Конструирование задачи
(работа в группах)
Слайд 27Конструирование задачи с выходом на социальный проект
Слайд 28Пример
Гелиевые шары – это радость или беда? Что, по вашему мнению,
ближе к истине? И почему?
Приведите примеры негативного влияния на природу запуска гелиевых шаров в атмосферу. Можно ли найти им альтернативу?
Сделайте эскиз рисунка (рисунок), который показывает как мусор от воздушных шаров оказывает влияние на животных, почву, человека
Постройте классификацию продолжительности разложения воздушных шаров, в зависимости от их химического состава
Придумайте историю или сказку, которая могла бы убедить младших школьников не запускать в небо гелиевые шары
Предложите проект решения проблемы запуска гелиевых шаров в школе, городе, стране (масштаб решения проблемы выберите по своим интересам) «Мысли глобально, действуй локально!»
Слайд 30Исчезающий вид - ржавчатый трупиал найден мертвым – птица запуталась в
лентах от воздушных шаров.
Малая ушастая сова висит запутавшись в ленте от воздушного шара.
Людям удалось освободить совку, но, к сожалению, она не выжила.
Шарики – трагедия для птиц
Слайд 31Латекс и ленты забивают пищевод животных, убивая их
Частая причина гибели китов
- перитонит кишечника, внутри которого при вскрытии оказывается десятки кг пластика, в том числе и шарики
Шарики – трагедия для крупных и мелких зверей
Слайд 32Воздушные шары, извлеченные из желудка морской черепахи, август 2011 года
Воздушные шары
убивают черепах
Слайд 33Трагический урок - поучительная история
Исход праздника: две смерти, разрушительное воздействие на
окружающую среду и миллионные судебные процессы.
Слайд 37Видеоролик о вреде запуска гелиевых шаров
Слайд 38Продолжительность разложения мусора от запуска гелиевых шаров
Слайд 41Результативность использования
Освоение новой информации
Использование методов сбора данных
Применение методов анализа
Формирование умения работы
с текстом
Создание авторского продукта
Развитие ключевых компетентностей
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решение проблем