Презентация, доклад на тему Решение трудных задач ЕГЭ по географии

Содержание

Сравнение свойств географической карты и плана местностиКакие три особенности отличают мелкомасштабную карту от плана местности?Отображение всех объектов, находящихся на территории;Обозначение населенных пунктов внемасштабными условными знаками;Учет кривизны шарообразности поверхности Земли;Направление на север – направление вверх;Использование определенных картографических

Слайд 1Решение трудных задач

Решение трудных задач

Слайд 2Сравнение свойств географической карты и плана местности
Какие три особенности отличают мелкомасштабную

карту от плана местности?
Отображение всех объектов, находящихся на территории;
Обозначение населенных пунктов внемасштабными условными знаками;
Учет кривизны шарообразности поверхности Земли;
Направление на север – направление вверх;
Использование определенных картографических проекций;
Изображение небольших участков поверхности в крупном масштабе.
Цифры, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания.
Ответ: ___________________________________ .
Сравнение свойств географической карты и плана местностиКакие три особенности отличают мелкомасштабную карту от плана местности?Отображение всех объектов,

Слайд 3Сравнение свойств географической карты и плана местности (комментарий)
Ответ: 235
Для выполнения задания

необходимо знать отличия плана местности от географической (мелкомасштабной карты).
На планах изображаются небольшие участки местности, их масштаб крупнее.
При построении планов крутизну шарообразной поверхности Земли не учитывают, а при составлении карт – всегда.
На географических картах всегда присутствует градусная сетка, на планах местности ее нет.
Объекты на географической карте и на плане местности изображаются разными условными знаками.
На планах местность изображается подробно, при создании мелкомасштабных карт проводится генерализация объектов.
Сравнение свойств географической карты и плана местности (комментарий)Ответ: 235Для выполнения задания необходимо знать отличия плана местности от

Слайд 4Сравнение способов картографического изображения
Установите соответствие между географическими объектами и явлениями и

способами их изображения на мелкомасштабных географических картах.








Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

Сравнение способов картографического изображенияУстановите соответствие между географическими объектами и явлениями и способами их изображения на мелкомасштабных географических

Слайд 5Сравнение способов картографического изображения (комментарий)
Ответ:



Для передачи содержания тематических карт используются разные

способы показа географических объектов и явлений:
Способ качественного фона;
Точечный способ;
Способ изолиний;
Способ значков;
Способ ареалов;
Способ линий движения;
Способ картодиаграмм и картограмм.

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)Ответ:Для передачи содержания тематических карт используются разные способы показа географических объектов и явлений:Способ

Слайд 6Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 7Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 8Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 9Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 10Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 11Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 12Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 13Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Сравнение способов картографического изображения (комментарий)

Слайд 14Анализ топографической карты – определение расстояний
Определите по карте расстояние на местности

по прямой от отметки высоты 156,9 до школы. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ________ м.

Масштаб 1:10000

Анализ топографической карты – определение расстоянийОпределите по карте расстояние на местности по прямой от отметки высоты 156,9

Слайд 15Анализ топографической карты – определение расстояний (комментарий)
Ответ: 320, 330, 340 м.

Для

определения расстояния необходимо измерить длину отрезка на карте между объектами в сантиметрах (3,3 см). Далее необходимо перевести численный масштаб в именованный (в 1 см 100 м). Для получения расстояния на местности необходимо длину линии на карте умножить на величину масштаба (3,3 см х 100 м = 330 м).
Анализ топографической карты – определение расстояний (комментарий)Ответ: 320, 330, 340 м.Для определения расстояния необходимо измерить длину отрезка

Слайд 16Анализ топографической карты – определение азимута
Определите по карте азимут от отметки

высоты 156,9 до школы. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ________ градусов.
Анализ топографической карты – определение азимутаОпределите по карте азимут от отметки высоты 156,9 до школы. Ответ запишите

Слайд 17Анализ топографической карты – определение азимута (комментарий)
Ответ: 180 градусов.

Для выполнения задания

необходимо помнить, что азимут это угол между направлением на север и какой-либо объект, который откладывается по часовой стрелке. Азимуты на стороны горизонта: С-0, СВ-45, В-90, ЮВ-135, Ю-180, ЮЗ-225, З-270, СЗ-315.
Измеряется азимут транспортиром и измеряется в градусах.
Анализ топографической карты – определение азимута (комментарий)Ответ: 180 градусов.Для выполнения задания необходимо помнить, что азимут это угол

Слайд 18Анализ топографической карты – выбор участка
Оцените, какой из участков, изображенных на

карте цифрами 1,2,3 наиболее подходит для тренировки членов горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Анализ топографической карты – выбор участкаОцените, какой из участков, изображенных на карте цифрами 1,2,3 наиболее подходит для

Слайд 19Анализ топографической карты – выбор участка (комментарий)
Ответ: 3 участок.

Обоснование выбора:
Участок 3

расположен на крутом склоне без каких-либо препятствий.
Участок 1 не подходит, т.к. он расположен на пологом склоне, хотя и не имеет препятствий.
Участок 2 не подходит, т.к. хотя он и расположен на крутом склоне, но имеет препятствия в виде оврага.
Анализ топографической карты – выбор участка (комментарий)Ответ: 3 участок.Обоснование выбора:Участок 3 расположен на крутом склоне без каких-либо

Слайд 20Анализ топографической карты – построение профиля рельефа местности
Постройте профиль рельефа местности

по линии А-В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк №2, используя горизонтальный масштаб – в 1см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 10 м. Укажите знаком Х положение геодезического знака.

Масштаб 1:10000
Горизонтали проведены через 5 метров.

Анализ топографической карты – построение профиля рельефа местностиПостройте профиль рельефа местности по линии А-В. Для этого перенесите

Слайд 21Анализ топографической карты – построение профиля (комментарий)
Так как масштаб карты в

1 см 100 м, а горизонтальный масштаб профиля в 1 см 50 м, то все горизонтальные расстояния при переносе с карты на профиль необходимо увеличивать в 2 раза.
При переносе вертикальных размеров надо помнить, что 1 см на профиле соответствует 10 метрам, а шаг проведения горизонталей – 5 м. Для удобства работы можно разбить 1 см на профиле на полусантиметровые отрезки.
Чем ближе горизонтали, тем круче склон.

Масштаб 1:10000
Горизонтали проведены через 5 метров.

Анализ топографической карты – построение профиля (комментарий)Так как масштаб карты в 1 см 100 м, а горизонтальный

Слайд 22Анализ топографической карты – построение профиля (комментарий)
160


150


140


130


120


110
В
А
Х

Анализ топографической карты – построение профиля (комментарий)160150140130120110ВАХ

Слайд 23Определение направлений по карте
Какой стрелкой на карте обозначен северный ветер?
1) А

2) B 3) C 4) D

D

C

B

А

Определение направлений по картеКакой стрелкой на карте обозначен северный ветер?1) А   2) B

Слайд 24Определение направлений по карте (комментарий)
Ответ: В. Направление север-юг на карте определяют

с помощью меридианов, запад-восток – с помощью параллелей. Вверх – на север, вниз – на юг. Направление ветра указывается по тому, откуда он дует.

D

C

B

А

Определение направлений по карте (комментарий)Ответ: В. Направление север-юг на карте определяют с помощью меридианов, запад-восток – с

Слайд 25Земля как планета Солнечной системы
Определите, в каком из населенных пунктов, обозначенных

на карте, 1 августа Солнце будет находиться ниже над горизонтом в 9 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование своего ответа.
Земля как планета Солнечной системыОпределите, в каком из населенных пунктов, обозначенных на карте, 1 августа Солнце будет

Слайд 26Земля как планета Солнечной системы (комментарий)
Ответ: D.
Пункты, показанные на рисунке, расположены

на одной широте. Значит, на высоту Солнца над горизонтом влияет только осевое движение Земли. Необходимо найти точку, которая находилась бы дальше остальных от меридиана, на котором Солнце будет выше всего над горизонтом в указанное время.
Необходимо определить долготу каждой из точек: А-30, B-50, C-70, D-90 в.д.
Необходимо определить меридиан, на котором Солнце выше всего. (12-9)х15= 45 в.д.
Даль всего от указанного меридиана расположена точка D. Удаление составляет 45 градусов. Время в точке D – 15 часов (+3 часа). А – 11 часов, B – 12 часов 20 минут, С – 13 часов 40 минут.
Земля как планета Солнечной системы (комментарий)Ответ: D.Пункты, показанные на рисунке, расположены на одной широте. Значит, на высоту

Слайд 27Земля как планета Солнечной системы
Определите географическую широту пункта, если известно,

что в дни равноденствия полуденное Солнце стоит там над горизонтом н6а высоте 51 градус. Тень от предмета падает на север. Ход ваших рассуждений запишите.
Земля как планета Солнечной системы Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное Солнце

Слайд 28Земля как планета Солнечной системы (комментарий)
В дни равноденствий (21 марта и

23 сентября) продолжительность дня и ночи на всех широтах одинаковая – 12 часов. В эти дни Солнце в зените над экватором. От экватора к полюсам уменьшается количество поступаемого тепла, а угол падения лучей уменьшается от 90 градусов до 0.
Если тень от предмета падает на север, то пункт находится в северном полушарии.
Разница в высоте Солнца между экватором и данным населенным пунктом составляет 90-51=39 градусов.
Ответ: 39 с.ш.
Земля как планета Солнечной системы (комментарий)В дни равноденствий (21 марта и 23 сентября) продолжительность дня и ночи

Слайд 29Земля как планета Солнечной системы
На каком меридиане расположен пункт, если известно,

что в полдень по времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нем 16 часов?
Земля как планета Солнечной системыНа каком меридиане расположен пункт, если известно, что в полдень по времени Гринвичского

Слайд 30Земля как планета Солнечной системы (комментарий)
Солнечное время – система счета времени,

при которой во всех точках, различающихся по долготе, показания часов различны, т.к. начало суток (полночь) наступает в разное время. Солнечное время между соседними меридианами (с интервалом 1 градус) различается на 4 минуты. При разнице долгот в 15 градусов разница во времени составляет 1 час. На одном и том же меридиане время одинаковое.
Пункт расположен в восточном полушарии (восточная долгота), так как в полдень по времени Гринвичского меридиана местное время в данном пункте 16 часов. Различие во времени в 1 час соответствует 15 градусам по долготе.
Разница во времени составляет 4 часа (16-12=4).
Вычисляем долготу: 4х15=60.
Ответ: 60 в.д.
Земля как планета Солнечной системы (комментарий)Солнечное время – система счета времени, при которой во всех точках, различающихся

Слайд 31Земля как планета Солнечной системы
Определите, на какой из параллелей: 20 с.ш,

10 с.ш., экваторе, 10 ю.ш., 20 ю.ш. – будет наблюдаться максимальная продолжительность дня, когда Земля будет находиться на орбите в положении, показанном на рисунке цифрой 3. Свой ответ обоснуйте.
Земля как планета Солнечной системыОпределите, на какой из параллелей: 20 с.ш, 10 с.ш., экваторе, 10 ю.ш., 20

Слайд 32Земля как планета Солнечной системы (комментарий)
При ответе на данный вопрос необходимо

знать смену годового движения Земли.
Максимальная продолжительность дня будет на параллели 20 ю.ш.
Это день зимнего солнцестояния.
С удалением от данной параллели в сторону экватора продолжительность дня будет уменьшаться.
Земля как планета Солнечной системы (комментарий)При ответе на данный вопрос необходимо знать смену годового движения Земли.Максимальная продолжительность

Слайд 33Земля как планета Солнечной системы
При каком угле наклона земной оси к

плоскости орбиты в Санкт-Петербурге можно было бы наблюдать полярный день. Ход своих рассуждений запишите.
Земля как планета Солнечной системыПри каком угле наклона земной оси к плоскости орбиты в Санкт-Петербурге можно было

Слайд 34Земля как планета Солнечной системы (комментарий)
Угол наклона земной оси к плоскости

орбиты составляет 66,5 градусов.
Параллели с данным значением географической широты (северной и южной) являются границами распространения полярного дня (ночи).
Санкт-Петербург имеет северную широту, равную 60 градусам.
Чтобы на данной параллели можно было наблюдать полярный день (ночь), надо иметь наклон земной оси к плоскости орбиты равный 60 градусам.
Земля как планета Солнечной системы (комментарий)Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5 градусов.Параллели с данным

Слайд 35Климат материков
Определите, какой цифрой на карте показана территория, которая имеет климат,

показанный на климатограмме.
Климат материковОпределите, какой цифрой на карте показана территория, которая имеет климат, показанный на климатограмме.

Слайд 36Климат материков (комментарий)
Перед началом работы с картой необходимо определить средние месячные

значения температуры января и июня, вспомнить, для какого климатического пояса они характерны.
Затем по среднегодовому количеству осадков и их режиму надо определить тип климата и территории их распространения.
На климатограмме видно, что средняя январская температура равна +5 градусов, а июльская +18. Пик температуры приходится на лето. Территория имеет ярко выраженную температурную сезонность. Следовательно, пункт расположен в северном полушарии. Подобное распределение характерно для всех точек.
Годовое количество осадков составляет 996 мм. Выпадения осадков равномерно по всему году с небольшими пиками летом и зимой.
Данная климатограмма соответствует точке А, так как она имеет приморское положение в условиях западного переноса воздушных масс: теплая зима, прохладное лето и равномерное увлажнение.
Климат материков (комментарий)Перед началом работы с картой необходимо определить средние месячные значения температуры января и июня, вспомнить,

Слайд 37Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах
Почему для реки Индигирка

характерно высокое половодье? Укажите не менее двух причин.


Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферахПочему для реки Индигирка характерно высокое половодье? Укажите не менее

Слайд 38Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)
При ответе на

данный вопрос необходимо вспомнить географическое положение реки Индигирка. Она расположена в Северо-Восточной Сибири между реками Яной и Колымой. Река впадает в Северный Ледовитый океан. Для территории, по которой протекает река, характерно наличие многолетней мерзлоты.
Многолетняя мерзлота препятствует просачиванию талых вод, что приводит к увеличению их поверхностного стока.
Вскрытие реки идет по направлению от верховья к устью, что приводит к дополнительному притоку талых вод в районы с наличием ледового покрова.
Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)При ответе на данный вопрос необходимо вспомнить географическое положение

Слайд 39Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах
Почему в Якутии в

зимний период времени выпадает мало снега?
Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферахПочему в Якутии в зимний период времени выпадает мало снега?

Слайд 40Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)
Территория Якутии в

зимний период времени оказывается под действием Азиатского (Сибирского) антициклона. В его пределах господствует повышенное атмосферное давление: нисходящие токи воздуха в центре, что препятствует образованию облаков и выпадению осадков.

Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)Территория Якутии в зимний период времени оказывается под действием

Слайд 41Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах
Почему в Предуралье карстовые

формы рельефа распространены более широко, чем в Зауралье?
Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферахПочему в Предуралье карстовые формы рельефа распространены более широко, чем

Слайд 42Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)
Карстовые формы рельефа

образуются, если территория сложена растворимыми горными породами и минералами.
Для Предуралья, краевого прогиба Русской материковой платформы, характерны осадочные горные породы.
В Зауралье распространены кристаллические породы.
В Предуралье выпадает большее количество осадков, что является следствием западного переноса воздушных масс.

Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)Карстовые формы рельефа образуются, если территория сложена растворимыми горными

Слайд 43Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах
Почему в Сахаре велики

суточные амплитуды температуры?
Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферахПочему в Сахаре велики суточные амплитуды температуры?

Слайд 44Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)
Сахара расположена в

тропическом климатическом поясе, для которого характерна область повышенного атмосферного давления (нисходящие токи воздуха, что приводит к превращению воды из жидкого капельного состояния в газообразное, т.к. температура опускающегося воздуха повышается).
При высоком полуденном положении солнца над горизонтом температура повышается, поверхность нагревается, а от нее нагревается и воздух в приземных слоях.
Ночью при ясном небе поверхность быстро остывает. Это приводит к быстрому и резкому падению температуры при интенсивном выхолаживании.


Анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах (комментарий)Сахара расположена в тропическом климатическом поясе, для которого характерна

Слайд 45Анализ демографической ситуации
Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из

стран А, Б или В, доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины более высокой доли лиц пожилых людей в населении этой страны.

Анализ демографической ситуацииИспользуя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран А, Б или В, доля

Слайд 46Анализ демографической ситуации (комментарий)
Доля лиц пожилого возраста выше в стране Б,

так как:
В стране Б низкая рождаемость;
В стране Б высокая продолжительность жизни.

РЕШЕНИЕ:
Выбираются две позиции: общая численность населения и численность населения старше 65 лет. Для каждой из стран через решение пропорции находится доля.






Для объяснения выбираются позиции рождаемости и продолжительности жизни.







Анализ демографической ситуации (комментарий)Доля лиц пожилого возраста выше в стране Б, так как:В стране Б низкая рождаемость;В

Слайд 47Анализ демографической ситуации
Используя половозрастную пирамиду ОАЭ в 2000 году, определите специфику

половой структуры населения страны старше 40 лет и объясните ее. Укажите не менее двух причин, объясняющих данную специфику.

Анализ демографической ситуацииИспользуя половозрастную пирамиду ОАЭ в 2000 году, определите специфику половой структуры населения страны старше 40

Слайд 48Анализ демографической ситуации (комментарий)
Значительное превышение численности мужчин в возрасте 40-65 лет

и старше над числом женщин;
Массовая трудовая иммиграция (мужская) в возрасте 40-50 лет (основной приток трудовых мигрантов в возрасте 20-30 лет был в 70-80 годах как результат «нефтяного бума»);
Меньшая средняя продолжительность жизни женщин или большая средняя продолжительность жизни мужчин.
Анализ демографической ситуации (комментарий)Значительное превышение численности мужчин в возрасте 40-65 лет и старше над числом женщин;Массовая трудовая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть