Слайд 1Проектная деятельность
на уроках географии
Выполнила: Матвеева О.М.
учитель географии
Слайд 2Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности
четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого — проектная деятельность.
Слайд 3 Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность,
имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата
– продукта
Слайд 4Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие
личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации
Слайд 5Организация проектной деятельности укладывается в структуру деятельности:
Мотив →проблема → цель →
задачи → методы и способы → план → действия →
результат (продукт) → рефлексия и предполагает несколько этапов:
1. погружение в проектную деятельность;
2. организация проектной деятельности;
3. осуществление проектной деятельности;
4. продукт
Слайд 6 Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её
конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Слайд 7 Структура деятельности учителя и ученика
при использовании метода проектной деятельности.
Слайд 8Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для
развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, географического стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Слайд 9Возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем,
авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик.
В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь в 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.
История вопроса
Слайд 10Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной деятельности,
что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Слайд 11В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных
учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселении, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.
Слайд 12Для применения проектной деятельности в процессе обучения географии используют учебники, атласы,
рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода.
Слайд 13В основе каждого проектной деятельности лежит проблема. Нет проблемы – нет
деятельности. Проблема обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проектной деятельности формируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Слайд 14Одно из достоинств проектной деятельности — это создание в школе особой
образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения.
Слайд 15Она позволяет:
повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
реализовать комплексное восприятие
учебных предметов;
принимать самостоятельные решения;
поверить в свои силы.
Слайд 16Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и
некоторые ее недостатки:
увеличение умственной нагрузки;
требование более сложной системы оценивания;
увеличение объема работы учителя;
существование риска неудачного выполнения работы;
повышение эмоциональной нагрузки;
Слайд 17Цель использования проектной деятельности в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися
географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектной деятельностью по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Слайд 18Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся
с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из телевидения , интернета.
Слайд 19Проектная деятельность на уроке география 6класс
Тема: Великие географические открытия
Тип проектной деятельности:
практико-ориентированный.
Цель проектной деятельности: создание маршрута путешествий.
Задачи : 1. Изучение путешествий Магеллана, Колумба, Кука.
2. Составление предполагаемого маршрута
путешествия, определение основных пунктов остановки.
3. Оформление маршрута на географической карте.
4. Подготовка презентации.
Оборудование: Физическая карта мира, цветная бумага, скотч, цветные карандаши, фломастеры, клей, компьютер, листы А4.
.
Слайд 20 Описание проектной деятельности
.
Перед началом работы над проектом учащимся предлагается поиск
информации о путешествиях Магеллана, Колумба. Работа оформляется в виде сообщений, где раскрываются следующие пункты путешествия:
1.Какова цель путешествий?
2.Какие страны, материки они посетили во время путешествий?
Учащимся предлагается создать собственный маршрут кругосветного путешествия. Каждый из проектной группы выдвигает на обсуждение свой вариант маршрута с предполагаемыми остановками и учащиеся определяют конечный маршрут, который в ходе работы и будет проектироваться.
Слайд 21Учащиеся дают характеристику стран, материков –остановок, подбирают информацию о странах из
различных источников (например, природа, жизнь людей, культура, деятельность – на выбор учащихся, что больше вызывает интерес). Это способствует развитию основных навыков нахождения, использования и презентации географической информации, формированию представлений о целостности Земли как планеты людей, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей (ФГОС основного общего образования).
Слайд 22Учащиеся приступают к практической части своей
проектной деятельности :
1.Учащиеся из красной бумаги вырезаются стрелочки.
2.Записывают интересные факты о странах,
материках- остановках на листах А4.
3.Наносят маршрут на физическую карту мира
(красные стрелочки).
4.Подготовка к защите.
Учащиеся учатся творческому поиску решения стоящих перед ними задач.
Слайд 23Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта.
От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение будет увлекательным, защита– презентабельной и убедительной, а предложенные решения –полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проектной деятельности Оценивая работу, нужно учитывать любой уровень достигнутых результатов.
Слайд 24Таким образом, новый курс географии 5 класса и 6класса в соответствии
с главными идеями образовательного стандарта основного общего образования сочетает в себе черты инновационности и традиционности.