Слайд 1
"Вы первый путем неопровержимого опыта доказали, что человек везде человек, то
есть доброе открытое существо, в общение с которым можно и нужно входить только добром и истиной, а не пушками и алкоголем… "
Л.Н. Толстой
МИКЛУХО-МАКЛАЙ
«Человек с Луны»
Проскурина Екатерина 11 лет
МБОУСОШ №53 5 «А» класс
8 961-147-69-75
Фомина Елена Александровна
Слайд 2Миклухо-Маклай Николай Николаевич
(17.07.1846, имение Рождественское
Новгородской губ. – 02.04.1888, Петербург)
Известный русский ученый, совершивший путешествия на Канарские острова, острова Малайского архипелага, Океании, в Марокко, Австралию, на Филиппины. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею
о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас.
Слайд 3Цели экспедиций
Антропологическое и этнографическое изучение коренного населения Юго-Восточной Азии, Австралии, островов
Тихого океана.
Доказательство видового единства и родства различных рас.
Слайд 4Важнейшие экспедиции
В 1871 – 1872г., 1876 – 1877г. и 1883г. Миклухо
– Маклай жил на Новой Гвинее, занимаясь научной работой и собирая многочисленные коллекции.
В 1872 – 1876г. совершил путешествие в Филиппины, Малаккский полуостров, западную Микронезию и северную Меланезию, посетив острова Палау, Вуап (Яп) и архипелаг Адмиралтейства.
В 1878 г. занимался устройством биологической станции в Ватсон-бае (Австралия).
В течение 1879 г. путешествовал по Новой Каледонии, островам Лояльти, Ново-Гебридским, Адмиралтейства, Соломоновым, а также некоторым островам Микронезии.
Слайд 5Новая Гвинея и «Человек с Луны»
Более двух с половиной лет Миклухо
– Маклай прожил на северо – восточном берегу Новой Гвинеи (ныне берег Маклая), где благодаря своим человеческим качествам и умению входить в контакт с незнакомыми людьми, ему удалось не только подружиться с туземцами, но и убедить их не сопротивляться антропологическим исследованиям.
Всё своё время учёный проводил за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов
Жители окрестных поселений Горенду, Гумбу и Бонгу считали ученого чуть ли не "достопримечательностью" своих мест - посланцем богов. Папуасов подкупила доброта русского пришельца - "каарам-тамо" - "человека с Луны", лечившего их и всегда готового придти на помощь.
Слайд 6 В защиту свободы папуасов
В 1886 году ученый приехал в Петербург
и начал пропагандировать идею создания в Папуа русской колонии. «Это не должна была быть колония в обычном смысле слова – золотое дно для торгашей и промышленников; нет, колонисты должны жить плодами труда рук своих. Всякая трудящаяся рука будет иметь не только достаточную, но и изобильную пищу…». Ученый предложил программу экономических и социальных преобразований жизни островитян. С этим проектом Миклухо-Маклай обратился к царю Александру III, к министрам и через газеты «ко всем желающим», но аудиенция у царя не принесла результатов. Царь написал: «Считать это дело конченным. Миклухо-Маклаю отказать».
Слайд 7Результаты экспедиций
Около 15 лет провел Миклухо-Маклай вдали от родины, выполнив обширный
план антрополого-этнографических исследований на Новой Гвинее, островах Меланезии, Микронезии, Индонезии, на полуострове Малакка.
Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справедливость своих суждений огромным фактическим материалом, собранным им за время многолетних путешествий по Океании.
Активно выступал в защиту прав папуасов против готовящегося колониального раздела Новой Гвинеи Германией и Англией, обращаясь в русскую и иностранную печать с заявлениями протеста.
Слайд 8 Вклад в науку
Во время своих путешествий учёный собрал богатейшие коллекции
по антропологии и этнографии изучаемых им народов (в настоящее время хранятся в Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) в Санкт – Петербурге, в отделе Австралии и Океании согласно завещанию учёного).
Уже после смерти учёного были опубликованы 76 его научных работ, дневники и письма.
Труды учёного и поныне служат делу борьбы с колониализмом, с человеконенавистническими теориями и практикой современных расистов.
Слайд 9 Память об ученом
Ещё при жизни Миклухо – Маклая его именем
назвали северо – восточный берег Новой Гвинеи и гору, расположенную недалеко от залива Астролябия.
В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии академии наук (СССР).
День рождения Миклухо-Маклая (17 июля) является профессиональным праздником этнографов.
В 1996 году, в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.
В Москве есть улица Миклухо-Маклая.
О Миклухо – Маклае сняты художественные и документальные фильмы, написаны литературные произведения.
Слайд 10
Значение жизни и трудов Н.Н. Миклухо-Маклая прекрасно выражено в письме
к нему Л.Н. Толстого: «…Все коллекции Ваши и все наблюдения научные ничто в сравнении с тем наблюдением о свойствах человека, которые Вы сделали, поселившись среди диких и войдя в общение с ними и воздействуя на них одним разумом… Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, – в науке о том, как жить людям друг с другом».
Слайд 11Автор презентации –
Проскурина Екатерина
8 961-147-69-75
proskurinaer@gmail.com
Используемые источники:
Источник: "100 великих путешественников"
http://rusplt.ru/society/mikluho-maklai.html
http://www.taday.ru/text/1150882.html
http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1911/bio