Слайд 1Проблемная лаборатория:
«Теоретические основы педагогической технологии
Кейс-метод»
учитель
высшей квалификационной
категории Игнатова И.Ф.
Слайд 2Цели:
Познакомиться с историей разработки и использованием метода в образовании
Выяснить место кейс-метода
в системе методов организации обучения
Изучить основные источники и типы кейсов
Слайд 3Цели:
Познакомиться с технологией работы с кейсом
Сформировать представление о приёме модерации
Определить цели
обучения при использовании кейс-метода
Слайд 4Что такое кейс-метод ?
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского
case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Слайд 5 Цель метода case-study
совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию –
case, и выработать практическое решение;
Слайд 6 Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы:
теоретические знания по тому
или иному курсу,
практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
Слайд 7 С помощью кейс-метода учащиеся имеют возможность
проявить и усовершенствовать аналитические
и оценочные навыки,
научиться работать в команде,
применять на практике теоретический материал.
Слайд 8Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Кейс-метод был впервые
применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе в начале XX века.
Слайд 9Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Преподаватель
«презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения.
Слайд 10Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Ю.Ю. Екатеринославский
Слайд 11Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Юрий Дмитриевич Красовский
Слайд 12Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Дмитрий Александрович Поспелов
Слайд 13Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Слайд 14Категорийный аппарат метода Кейс-стади
«ситуация» - это некое состояние, содержащее в
себе определённые противоречия и характеризующееся высокой степенью нестабильности.
Ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации.
Слайд 15Категорийный аппарат метода Кейс-стади
«анализ» - это операция мысленного или реального
расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Слайд 16Кейс метод в системе методов организации обучения
Кейс-метод выступает:
специфическим практическим методом организации учебного процесса;
методом дискуссий;
методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Слайд 17Кейс метод в системе методов организации обучения
С позиции бинарных методов
он совмещает в себе многие виды наглядности. Его следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения
Слайд 18Кейс метод в системе методов организации обучения
Сочетаемость кейс метода с
различными методами обучения
Слайд 19Кейс метод в системе методов организации обучения
Сочетаемость кейс метода с
различными методами обучения
Слайд 20Кейс метод в системе методов организации обучения
Сочетаемость кейс метода с
различными методами обучения
Слайд 21Базовые источники кейсов
«жизнь»
Общественная жизнь во всем своём
многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Слайд 22Базовые источники кейсов
«образование»
Образование определяет цели и задачи обучения
и воспитания.
Слайд 23Базовые источники кейсов
«наука»
Наука задает две ключевые методологии, которые
определяются аналитической деятельностью и системным подходом,
Слайд 24Источники кейсов
Художественная и публицистическая литература.
Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Применение художественной литературы и публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.
Слайд 25Источники кейсов
Статистические материалы( сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия
и т.п.). Данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей.
Слайд 26Источники кейсов
Анализ научных статей, монографий и научных отчетов.
Произведения науки придают кейсу строгость и корректность. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования. Особенностью научного отчета является актуальность и новизна материала.
Слайд 27Источники кейсов
Интернет с его ресурсами является неисчерпаемым кладезем материала для
кейсов .
Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Слайд 28Типы кейсов
По степени воздействия основных источников кейсов можно выделить:
практические
кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Слайд 29Типы кейсов
Кейсы могут быть типологизированы по методу подготовки:
библиотечные
публичные
классические
кабинетные
Слайд 30Типы кейсов
В зависимости от специфических целей обучения кейсы могут быть
очень разными по содержанию и организации представленного в них материала:
обучающие анализу и оценке, которые в свою очередь делятся на внеорганизационные и внутриорганизационные;
обучающие решению проблем и принятию решений;
иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Слайд 31Типы кейсов
«Внеорганизационные» кейсы имеют дело с анализом и уяснением состояния
окружения деловой организации, ее внешней среды. В таких кейсах подробно описываются проблемы вокруг организации (экология, законы, реформы и т.п
Источниками кейса являются «библиотечные» материалы из газет, журналов и отчетов.
Слайд 32Типы кейсов
Во «внутриорганизационных» кейсах упор делается на факты
и события внутри деловой организации. Такие кейсы используются в курсах по организационно-управленческим проблемам и по «человеческим» отношениям.
Слайд 33Типы кейсов
Кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений,
предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности. Кейсы по решениям готовятся исключительно на базе «полевых» исследований.
Слайд 34Типы кейсов
Кейсы различают по способу организации в нем материала:
структурированные
кейсы;
"маленькие наброски";
большие неструктурированные "кейсы";
"первооткрывательские кейсы".
Слайд 35Типы кейсов
структурированный кейс
В нем дается минимальное количество дополнительной информации.
При работе с ним обучаемый должен применить определенную модель или формулу.
Слайд 36Типы кейсов
«маленькие наброски»
Такие кейсы содержат, как правило, 1-10
страниц текста и одну-две страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, поэтому при их разборе необходимо опираться на собственные знания.
Слайд 37Типы кейсов
большие неструктурированные кейсы
Имеют объем до 50 страниц
- это самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная. Самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать.
Слайд 38Требования к содержанию кейса
Кейс – это конкретная ситуация (случаи, факты,
решения), имеющая место в течение времени. Информация не представляет полного описания, а носит ориентирующий характер.
Для построения логичной модели допускается дополнять кейс данными, которые могли иметь место в действительности
Слайд 39Требования к содержанию кейса
Выделяют 5 ключевых критериев, по которым кейс
можно отличить от другого учебного материала:
1. Источник (люди, вовлеченные в ситуации, требующие решения)
2. Процесс отбора информации (ориентация на учебные цели).Кейс описывает реальную ситуацию.
3. Содержание. Кейс содержит дозированную информацию, которая позволит обучающемуся войти в проблему и получить все необходимые данные
4. Проверка. Это апробация нового кейса в учебном процессе
5. Процесс устаревания. Проблемы, рассматриваемые в кейсе должны быть актуальны.
Слайд 40Требования к содержанию кейса
Структура кейса.
Как правило, кейс включает в себя:
Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения
Слайд 41Требования к содержанию кейса
Этапы разработки кейса
Определение места кейса в системе
образовательных целей
Построение, или выбор модели ситуации
Создание описания
Сбор дополнительной информации
Подготовка окончательного текста
Организация обсуждения, презентация кейса.
Слайд 42Технология работы с кейсом
Технология работы с кейсом в учебном процессе
включает в себя следующие этапы:
1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
Слайд 43Технология работы с кейсом
2) работа в малых группах по согласованию видения
ключевой проблемы и ее решений;
Слайд 44Технология работы с кейсом
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на
общей дискуссии .
Слайд 45Технология работы с кейсом
При обучении на основе кейсов «можно использовать как
минимум 6 форматов дискуссии:
1) учитель- ученик: перекрестный допрос;
2) учитель- ученик: адвокат дьявола;
3) учитель- ученик: гипотетический формат;
4) ученик - ученик: конфронтация и/или кооперация;
5) ученик - ученик: “играть роль”;
6) учитель- класс: “безмолвный” формат».
Слайд 46Технология работы с кейсом
1. «Учитель- ученик»: Перекрестный допрос.
Дискуссия между преподавателем
и учеником.
Слайд 47Технология работы с кейсом
2. «Учитель- ученик»: Адвокат дьявола.
Обычно это дискуссия
между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие ученики. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит ученика (и возможно других) занять позицию адвоката.
Слайд 48Технология работы с кейсом
3. «Учитель- ученик»: Гипотетический формат.
Учитель излагает гипотетическую
ситуацию, выходящую за рамки позиции или рекомендации учащегося и попросит оценить эту гипотетическую ситуацию.
Слайд 49Технология работы с кейсом
4. «Ученик – ученик»: Конфронтация и/или кооперация.
В
данном формате дискуссия ведется между учениками. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию одноклассника, предоставив новую информацию.
Слайд 50Технология работы с кейсом
5. «Ученик – ученик»: “Играть роль”.
Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.
Слайд 51Технология работы с кейсом
6. «Учитель- класс»: “Безмолвный”
формат.
Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как никто не может ответить)».
Слайд 52Модерация работы с кейсом
Задача кейсового метода – максимально активизировать каждого обучающегося
и вовлечь его в процесс анализа ситуаций и принятия решений.
Данный метод предполагает командную работу.
В каждой группе есть свой модератор, который отвечает за организацию работы подгруппы.
После завершения работы модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы
Слайд 53Модерация работы с кейсом
Цель: научить, обучающихся работать в одной команде и
быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.
Все подгруппы одновременно работают над одной и той же темой кейса
Каждая подгруппа разрабатывает только одну тему кейса
Слайд 54Модерация работы с кейсом
Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся
в кейсе и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных;
- аналитических;
- экспериментальных.
Слайд 55Модерация работы с кейсом
Экспертные исследования основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом
смысле участвующих в обсуждении проблемы.
Аналитические исследования представляют собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы.
Экспериментальные исследования предполагают научно поставленный эксперимент
Слайд 56Модерация работы с кейсом
Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности:
а) обсуждение
полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
б) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
в) работа над проблемой (дискуссия);
г) выработка решений проблемы;
д) дискуссия для принятия окончательных решений;
е) подготовка доклада;
ж) аргументированный краткий доклад.
Слайд 57Модерация работы с кейсом
Методы анализа и принятия решения
1. Записывается цель (тема),
над которой работает подгруппа
2.Выписываются вопросы, конкретизирующие данную тему
3. Высказываются мнения, модератор их записывает
4. Формулируется результирующее мнение, которое будет являться решением задачи
Слайд 58Модерация работы с кейсом
Техническая работа модератора
1. Предложение идеи:
Фиксирует все идеи
Регулирует поток
идей
2. Дискуссия по выдвинутым идеям:
Фиксирует мнения об идеях
Регулирует поток высказываний
Группирует высказывания
Слайд 59Модерация работы с кейсом
Правила работы
в группе:
- активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;
- терпимо относиться с мнениям других участников;
- не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;
- не повторяться вслух;
- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;
- помнить, что каждый участник имеет равные права;
- не навязывать своего мнения другим;
- четко формулировать свое окончательное мнение
Слайд 60Модерация работы с кейсом
Методы группового обсуждения:
- мозговая атака;
- морфологический анализ;
- синектический
анализ.
Слайд 61Модерация работы с кейсом
Правила мозговой атаки:
1. Любая возникшая идея,
неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана.
2. Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.
3. Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес, выступающего с идей.
4. После того как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.
5. Несогласный, с общим решением имеет право выступить с особым мнением при защите темы.
Слайд 62Модерация работы с кейсом
Правила морфологического анализа:
1. Рассматриваемую проблему разложить
на ряд системных элементов.
2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения.
3. Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку
4. Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из альтернативы используется метод парного сравнения.
5. Согласованное решение с учетом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятий.
Слайд 63Модерация работы с кейсом
Правила синектического анализа:
1. Модератор подгруппы представляет
проблему.
2. Проблема анализируется с использованием либо мозговой атаки, либо морфологического метода.
3. Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги, и каким образом решались там похожие проблемы.
4. Спроецировать известные наличные решения к решению поставленной цели.
5. Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.
Слайд 64Модерация работы с кейсом
Представление результатов работы по темам:
На одной странице
готовится резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы).
Выступление модератора в течение 10 минут.
Итог подводит преподаватель.
Слайд 65
Определение целей обучения кейсовым методом
Примеры образовательных целей кейсового метода:
-
приобретать знания;
- развивать общие представления;
- приобретать навыки использования метода, концепцию и знания;
- приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;
- приобретать навыки разработки действий и их осуществления;
- расти в умении слушать;
- расти в умении налаживать надежные связи;
- развивать определенные отношения;
Слайд 66
Определение целей обучения кейсовым методом
Примеры образовательных целей кейсового метода:
- развивать уверенность
- "могу сделать";
- развивать умение общаться - коротко, эффективно, убедительно;
- развивать определенные качества ума;
- развивать суждение и здравый смысл;
- предвидеть значение, результаты;
- рассматривать ситуации в долгосрочной перспективе;
- обобщать - от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций.
Слайд 67
Определение целей обучения кейсовым методом
Основные группы учебных целей кейсового
метода:
Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.
Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода).
Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.
Слайд 68
Определение целей обучения кейсовым методом
Основные группы учебных целей кейсового
метода:
Применение: применить знания для решения новых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения.
Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять , предполагать, делать выводы.
Знания: - излагать термины, определенные данные, категории, способы действий. (Не требуется никаких признаков понимания. Ученик только должен отдавать те сведения, которым его научили).
Слайд 69
Как выбрать кейс?
Хороший кейс рассказывает
Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес
Хороший
кейс не выходит за пределы последних 5 лет
Хороший кейс может вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами
Хороший кейс включает цитаты из источников
Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику
Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений
Хороший кейс требует решения проблем
Хороший кейс прививает профессиональные навыки
Слайд 70
Список литературы и источников готовых кейсов
Буравой, М. Углубленное сase study:
между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.
Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.-
Слайд 71
Список литературы и источников готовых кейсов
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE
— технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Слайд 72
Список литературы и источников готовых кейсов
http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
http://www.casemethod.ru